Все вопросы гармонизации межнациональных отношений в России планируется передать в единый орган. Президент России Владимир Путин дал поручение премьеру Дмитрию Медведеву до 15 апреля разработать проект ведомства, которое займется комплексом вопросов сферы межнациональных и межконфессиональных отношений, пишет газета «Известия».
Как уточнил источник издания, близкий к администрации президента, новое федеральное агентство будет заниматься укреплением единства многонационального российского народа и обеспечением межнационального и межконфессионального согласия. Также задачами ведомства станет этнокультурное развитие российских народов, разработка и выполнение государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений, а также осуществление государственного мониторинга и контроля в данной сфере.
Экспертные оценки
Министерство, которое бы занималось межнациональными отношениями в России, не нужно по следующей причине. То, что понимается под нацией, в первую очередь на Западе, где этот концепт появился, отождествляется с политической общностью, которая либо строит национальное государство, либо уже создало его. Использование понятий нации, национальности по отношению к этническим группам, проживающим внутри России, является подрывной вещью. Такая подрывная семантика.
Соответственно, межнациональных отношений, министерств, комитетов быть не должно. Нужно министерство, которое бы занималось межэтническими отношениями. Но здесь опять-таки имеется очень большая опасность, что привлекут либералов, которые всё изгадят. Они либо будут подменять этническое национальным – это путь к развалу российского государства. Либо, как академик Тишков, будут протаскивать идею российской нации, нивелируя различия между раздельными этническими группами, и забывая о том, что мы все составляем единое историческое целое – русский народ, который не нуждается в оформлении в искусственные границы российской нации.
Второй негативный вариант – министерство может быть чисто декоративным. Например, найдут какого-нибудь нацмена и доверят ему руководство. В результате, все негативные процессы в области межэтнических отношений никуда не денутся. Но будет некая демонстрация того, что государство ими занимается. Реально же, будут «пилить» гранты и ничего не делать. Кстати, если во главе министерства будет открытый либерал, то его враждебная деятельность будет всем видна. И против неё можно будет как-то организоваться, предложить популярную альтернативную концепцию. А если будет декоративный министр, то любые протесты против саботажа легко могут нивелировать по принципу «хороших людей обижают»
Поэтому я считаю, что во главе нового ведомства должен стоять, во-первых, русский человек, во-вторых, серьёзный учёный, и в третьих, не либерал. Только такие люди должны регулировать межэтнические процессы в России.
Единство – конечно, дело хорошее. Весь вопрос в том, вокруг чего оно будет организовываться. Если национальное единство будет организовываться вокруг русского державного ядра, вокруг реабилитации русского народа после того жуткого либерального погрома, который бесчинствовал в России последние четверть века, тогда это будет замечательно. Если наше духовное единство будет выстраиваться вокруг Русской Православной церкви, вокруг традиционных ценностей и национальных святынь – прекрасно. А если, как и раньше, весь пар уйдёт в свисток и орда чиновников будет «распиливать» и тратить бюджетные деньги на разного рода русофобские проекты, например, под вывеской укрепления толерантности, тогда нас ждёт очередной провал.
Пока совершенно непонятно, что из идеи выйдет. В последнее время кремлёвская политика меняется в правильном направлении. Путин в целом проводит политику, которая соответствует русским национальным интересам. Но существует огромная прослойка чиновников, которые получили свои посты, воспитывались и росли в аппарате в либеральную эпоху. Значительная часть из них Путина тихо ненавидят и саботируют по возможности все его здравые начинания. Вопрос заключается в том, что в итоге победит. Некое здравомыслие, которое Кремль проявляется в последнее время, или чиновничий саботаж.
Хотелось бы верить, что, в конце концов, в рамках системы государственного управления будет создан орган, который, наконец, озаботится тем, чтобы начать реабилитацию русского народа после десятилетий тяжелейшего антирусского погрома, который искалечил наше национальное самосознание, изуродовал нашу жизнь. Реализацию такого проекта стоит всячески приветствовать.
Вопрос о создании или возвращении Министерства национальностей, Министерства национального согласия или какого-то подобного ведомства всплывает не первый год. Об этом много говорится. Я считаю, что появление такого министерства – это не плохо и не хорошо. Потому что любой государственный орган или работает или нет.
Все предыдущие годы, несмотря на обилие программ по развитию межнациональных отношений, укреплению связей между народами, ничего не работало. Очевидно, что они просто не доходили до низов. Потому что народная жизнь, национальная стихия – не только фестивали, конкурсы, интернет-проекты. Это жизнь в мире, в своём городе, на своей улице. И межнациональные конфликты, с которыми мы сталкиваемся на протяжении многих лет, возникают не потому, что недостаточно литературных премий или мало водим хороводы на площадях, а потому что существуют недоработки Министерства внутренних дел, Министерства социального развития, государства в целом.
В такой сложной стране, как Российская Федерация, придумать универсальный способ дружбы народов – невозможно. Советский опыт, который я считаю достаточно удачным, строился на:
- коммунистической идеологии, которая предполагает интернационализм, то есть равенство всех наций в историческом аспекте;
- победе советского народа в Великой Отечественной войне, которая сплотила все народы; - и может быть самый главный момент – русский стержень Советского Союза. Тост «За русский народ», который поднимал Сталин, был неслучайным. Именно русский стержень, русский смысл держал цивилизацию, как правопреемницу Российской империи.
В 90-х годах этот стержень был изъят, слово «русский» стало почти неприличным. И мы увидели, как страна пошатнулась, стала расползаться, как выросли забытые, казалось бы, местечковые национализмы, сепаратизмы. Годы путинского правления вернули русскость в сознание политических элит, в государственный аппарат. Особенно возвращение Крыма вывело русский фактор на первый план.
Если новое министерство или федеральное агентство будет строить межнациональные отношения по принципу равного представительства с приоритетом русской цивилизационной доминанты, о чём говорил не раз и президент, если государствообразующий статус русского народа будет как-то официально закреплён, тогда и все остальные народы Российской Федерации почувствуют твёрдую почву под ногами. Пока этого нет. Хотя даже авторитетные представители других этносов, заинтересованные в усилении нашей общей страны, не раз говорили о том, что русскому народу необходимо дать, что называется, ярлык на княжение. Может быть, необходимо изменить начало Конституции, прописать там русскую доминанту, в первую очередь, культурную и языковую. Тогда это может работать.
Так что наличие того или иного министерства не так уж и принципиально, важна сама государственная политика. По многим публичным выступлениям и решениям мы видим, что власть понимает необходимость усиления русского фактора во внутренней и внешней политике. Идея русского мира, как альтернатива американскому глобализму, она завладевает всё большим числом умом. Она популярна во властных структурах, она популярна в народе, она популярна среди жителей бывших союзных республик и даже западных стран, где не только этнические русские, но и местные жители с пониманием и симпатией относятся к идее русского мира, который бы прекратил тоталитарную диктатуру мировой глобальной плутократии.
Поэтому я бы выступил с предложением создать федеральное агентство по развитию русского мира. В контексте русского мира найдёт своё место весь национальный ансамбль Российской Федерации. В нём, естественно, будет реализована и концепция русской культурной доминанты. Главное, на чём должна основываться эта концепция русского мира:
- сохранение территориальной целостности Российской Федерации как ядра русского мира;
- мирное, вежливое расширение ареала русского мира, русская культурная и экономическая экспансия, как превентивная мера против экспансии Запада
Поэтому я бы приветствовал создание Министерства русского мира. Остальные проекты мне представляются несколько устаревшими. Возвращение Крыма, война в Новороссии очень сильно сплотили российское общество, западным центрам влияния сегодня гораздо сложнее разжигать межнациональную рознь в России, нежели это было год назад. Наше общество стало гораздо терпимее относиться друг к другу и осознало себя российским народом, единой политической нацией. Главная задача государства во внутренней политике – это сплочение населения России в единую политическую нацию, где межнациональное деление уже отходит на второй план. Главное – это гражданский национализм, который обеспечит развитие и лидерские позиции русского народа, россиян и России в современном мире. Нужно Министерство русского мира.