Законопроект о выборах в Госдуму по смешанной системе — с участием самовыдвиженцев, большого количества различных партий, но без возможности формировать партийные блоки — вскоре может быть внесен на рассмотрение в нижнюю палату парламента, пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Кремле.
По данным издания, передает РИА Новости, поручение президента разработать новый законопроект о выборах в Госдуму уже выполнено. Выборы предлагается проводить по смешанной схеме, равное количество депутатов будет избираться по партийным спискам и по одномандатным округам. Проходной барьер составит 5%, а для регистрации кандидата-самовыдвиженца потребуется 0,5% подписей от общего числа жителей региона, за исключением малонаселенных субъектов Федерации.
Закон не будет регулировать порог явки, верхняя планка избирательного фонда для партий составит 700 миллионов рублей. Депутаты, которые баллотируются по партийным спискам, смогут проходить и по одномандатным округам. В федеральный список кандидатов от партии смогут войти не более десяти человек. Законодательно закреплена и возможность видеонаблюдения за ходом голосования.
Избирательные блоки документом не предусмотрены так же, как и графа "против всех".
- See more at: http://www.zavtra.ru/content/view/zakonoproekt-o-vyiborah-vnesut-v-nizhnyuyu-palatu-2013-03-01-112742/#sthash.jBX1COOl.dpufПрезидент России Владимир Путин внес в Госдуму новую редакцию законопроекта о выборах депутатов нижней палаты парламента. Также президент отозвал проект федерального закона N21870-6 "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации".
Законопроект был подготовлен Центризбиркомом с учетом пожеланий главы государства.
Выборы предлагается проводить по смешанной схеме, равное количество депутатов будет избираться по партийным спискам и по одномандатным округам. Проходной барьер составит 5%, а для регистрации кандидата-самовыдвиженца потребуется 0,5% подписей от общего числа жителей региона, за исключением малонаселенных субъектов Федерации.
Закон не будет регулировать порог явки, верхняя планка избирательного фонда для партий составит 700 миллионов рублей. Депутаты, которые баллотируются по партийным спискам, смогут проходить и по одномандатным округам. В федеральный список кандидатов от партии смогут войти не более десяти человек. Законодательно закреплена и возможность видеонаблюдения за ходом голосования. Основные параметры закона описывают смешанную систему выборов, закрепленную в аналогичном законе 2003 года, с небольшими вариациями.
Как и прежде, партийные списки и одномандатники будут избираться в равных долях (225/225 депутатов), проходной барьер составит 5 процентов.
Средняя норма представительства выдержана на уровне 450-500 тыс. избирателей на депутата, но для малонаселенных субъектов будут сделаны исключения. Если в округе численностью менее 100 тыс. избирателей будет баллотироваться самовыдвиженец, он будет обязан собрать не менее 500 подписей. Во всех остальных случаях для регистрации требуется 0,5% подписей, что меньше прежней нормы на 1,5%.
Явка законом никак не регулируется, рамочные нормы закона "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в настоящее время ее не ограничивают. Размер избирательного фонда для партий оставлен на уровне 700 млн руб., и эту планку партии, судя по предоставляемым в ЦИК документам, раньше не превышали. Фонд одномандатников установлен на уровне 15 млн руб. Недостоверные сведения о собственности, имуществе, счетах по-прежнему являются основанием для информирования избирателей, а не для снятия с регистрации.Законопроект о выборах в Госдуму по смешанной системе — с участием самовыдвиженцев, большого количества различных партий, но без возможности формировать партийные блоки — вскоре может быть внесен на рассмотрение в нижнюю палату парламента, пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Кремле.
По данным издания, передает РИА Новости, поручение президента разработать новый законопроект о выборах в Госдуму уже выполнено. Выборы предлагается проводить по смешанной схеме, равное количество депутатов будет избираться по партийным спискам и по одномандатным округам. Проходной барьер составит 5%, а для регистрации кандидата-самовыдвиженца потребуется 0,5% подписей от общего числа жителей региона, за исключением малонаселенных субъектов Федерации.
Закон не будет регулировать порог явки, верхняя планка избирательного фонда для партий составит 700 миллионов рублей. Депутаты, которые баллотируются по партийным спискам, смогут проходить и по одномандатным округам. В федеральный список кандидатов от партии смогут войти не более десяти человек. Законодательно закреплена и возможность видеонаблюдения за ходом голосования.
Избирательные блоки документом не предусмотрены так же, как и графа "против всех".
- See more at: http://www.zavtra.ru/content/view/zakonoproekt-o-vyiborah-vnesut-v-nizhnyuyu-palatu-2013-03-01-112742/#sthash.jBX1COOl.dpufЗаконопроект о выборах в Госдуму по смешанной системе — с участием самовыдвиженцев, большого количества различных партий, но без возможности формировать партийные блоки — вскоре может быть внесен на рассмотрение в нижнюю палату парламента, пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Кремле.
По данным издания, передает РИА Новости, поручение президента разработать новый законопроект о выборах в Госдуму уже выполнено. Выборы предлагается проводить по смешанной схеме, равное количество депутатов будет избираться по партийным спискам и по одномандатным округам. Проходной барьер составит 5%, а для регистрации кандидата-самовыдвиженца потребуется 0,5% подписей от общего числа жителей региона, за исключением малонаселенных субъектов Федерации.
Закон не будет регулировать порог явки, верхняя планка избирательного фонда для партий составит 700 миллионов рублей. Депутаты, которые баллотируются по партийным спискам, смогут проходить и по одномандатным округам. В федеральный список кандидатов от партии смогут войти не более десяти человек. Законодательно закреплена и возможность видеонаблюдения за ходом голосования.
Избирательные блоки документом не предусмотрены так же, как и графа "против всех".
- See more at: http://www.zavtra.ru/content/view/zakonoproekt-o-vyiborah-vnesut-v-nizhnyuyu-palatu-2013-03-01-112742/#sthash.jBX1COOl.dpufЗаконопроект о выборах в Госдуму по смешанной системе — с участием самовыдвиженцев, большого количества различных партий, но без возможности формировать партийные блоки — вскоре может быть внесен на рассмотрение в нижнюю палату парламента, пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Кремле.
По данным издания, передает РИА Новости, поручение президента разработать новый законопроект о выборах в Госдуму уже выполнено. Выборы предлагается проводить по смешанной схеме, равное количество депутатов будет избираться по партийным спискам и по одномандатным округам. Проходной барьер составит 5%, а для регистрации кандидата-самовыдвиженца потребуется 0,5% подписей от общего числа жителей региона, за исключением малонаселенных субъектов Федерации.
Закон не будет регулировать порог явки, верхняя планка избирательного фонда для партий составит 700 миллионов рублей. Депутаты, которые баллотируются по партийным спискам, смогут проходить и по одномандатным округам. В федеральный список кандидатов от партии смогут войти не более десяти человек. Законодательно закреплена и возможность видеонаблюдения за ходом голосования.
Избирательные блоки документом не предусмотрены так же, как и графа "против всех".
- See more at: http://www.zavtra.ru/content/view/zakonoproekt-o-vyiborah-vnesut-v-nizhnyuyu-palatu-2013-03-01-112742/#sthash.jBX1COOl.dpufЭкспертные оценки
Я думаю, что новый закон позволит усовершенствовать выборную систему, которая последние годы оказалась в достаточно серьезном тупике.
Плюсом законопроекта является отсутствие нормы о создании блоков – идея, которая выдвигалась рядом оппозиционных и либеральных политиков и против которой выступала, в частности, и партия «Родина». Потому что создание блоков, как это видно по опыту девяностых годов, ведет к откровенному обману избирателей: когда объявляется бренд, выставляется на предвыборный аукцион, а при прохождении в парламент он сразу же рассыпается. Избиратель не получает той политической силы, за которую отдавал голоса. Обманного механизма, который позволяет реализовывать остаток своей личной политической амбиции, нет. Это достаточно мудро и позитивно.
В целом законопроект направлен на апробацию той политической партийной системы, которая создана за последний год с учетом либерализации регистрационного законодательства. Теперь множество партий сможет принять участие в выборах и показать свой потенциал. Зарегистрировать, продекларировать партию – мало, надо еще и работать с людьми. По новому закону выборы позволяют выявить как лидеров, так и аутсайдеров, показать какие партии реально являются политическими силами, а какие просто фирмами-однодневками.
Получается, что новое – это хорошо забытое старое. И внесенный Путиным законопроект – кстати, он не просто его внес, он отозвал ранее внесенный вариант текста – возвращает ситуацию на законодательном уровне к тому, что у нас было на выборах до 2007 года.
Вопрос заключается в том, чтобы это значило? По той же самой схеме сейчас избирается парламент на Украине. Те же 225 депутатов по одномандатным и 225 по национальному округу. Но на Украине население около 40 миллионов человек, а в России 140 миллионов. Поэтому один кандидат, избранный по одномандатному округу, будет представлять интересы в среднем чуть больше 600 тысяч человек. Это достаточно крупная единица.
На среднюю российскую область приходится примерно два мандата депутата в Госдуму – это и было, это и остается, то есть здесь ничего не меняется. Крупные регионы - Краснодарский край), Питер, Москва будут представляться большим числом депутатов с мест.
Это означает, что тотальная стерилизация политической жизни, при которой в российском парламенте представлено несколько федеральных партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), президента больше не устраивает.
Можно сказать, что партия власти, как мы привыкли называть «Единую Россию», больше таковой как видимо не является. Она является партией президентской власти. Мы видим, что депутаты от «Единой России» по наводке блоггеров сдают свои мандаты. И все это значит то, что влияние федеральных партий, особенно партии «Единая Россия», будет резко снижатся.
Если мы посмотрим, например, на данные выборов прошлых лет, то в 99-м совместными усилиями «Единства» и «Отечества» было получено – 36%, в 2003 году партия власти получила 37% голосов. Когда перешли на систему общефедеральных, то партия власти сразу набрала 63%. На последних выборах – было порядка 50%. Разница весьма существенная.
Таким образом, влияние «Единой России» уменьшится, и возможен даже раскол, разъединение внутри партии на составляющие части. Например, в 1999 году была такая структура как «Вся Россия», и можно себе представить, что люди, которые пришли из регионов, возможно, снова самоорганизуются и на месте одной «Единой России» получится две самостоятельные политические силы.
Второй момент – возвращение интриги в регионах. Мы все помним предвыборные кампании, которые велись до 2007 года: сколько вкладывалось сил, средств, как люди старались попасть в парламент по одномандатным округам через региональные списки. Я думаю, что это отвлечет от структуры центральной власти, и граждане не будут обсуждать действия президента и правительства в такой мере, в какой они сейчас это делают. Они будут заниматься региональными вещами, куда переместятся центры политической жизни.
Период укрупнения закончился – наступает период разукрупнения. И он может завершиться восстановлением мультипартийности образца 1993-2003 годов, когда на места в Думе претендовало множество самых разных партий. Причем налицо было дробление электората. Так, в 2003 году, на последних «мультипартийных» выборах, в Думу не прошли 19 партий и блоков, собравших, в общей сложности, примерно 34 %. Таким образом, треть избирателей не получила своего представительства в парламенте.
Понятно, что она немедленно воодушевила всех остальных, которые кинулись создавать и воссоздавать политические партии. Теперь, судя по всему, их будет не один десяток. А, значит, грядет новое дробление электората, которое оставит без представительства десятки миллионы проголосовавших избирателей. Теоретически можно, конечно, отменить пятипроцентный барьер, пустив практически все партии в Думу. Но тогда Дума превратиться даже не в место для дискуссий, а в весёлый политический бардачок. То есть, куда ни кинь, всюду клин.
Таким образом, партийно-представительная система еще раз показала свою несостоятельность. Еще раз стало очевидным, что преобразования должны быть направлены на то, чтобы включать в избирательный процесс общественные организации, которые объединяли бы подавляющее большинство граждан.