В минувшие выходные между Анкарой и Амстердамом разгорелся дипломатический скандал.
11 марта Амстердам отозвал разрешение на посадку самолета главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу в Роттердаме, куда чиновник направлялся с визитом. Вечером того же дня правоохранительные органы Нидерландов остановили рядом с турецким консульством в Роттердаме колонну автомобилей с турецким министром по делам семьи и социальной политики Фатмой Кайя. Чиновницу задержали, объявили «нежелательным иностранцем» и проводили обратно к границе с ФРГ. Сама министр обвинила голландские власти в нарушении международного права и назвала их «фашистами».
Отметим, что турецкие чиновники планировали провести в ряде европейских стран, где проживают граждане Турции, серию митингов, чтобы заручиться их поддержкой в преддверии референдума по новой конституции. Референдум, на котором будут вынесены изменения в конституцию страны, значительно расширяющие полномочия президента, назначен в Турции на 16 апреля. Власти Германии, Австрии и Нидерландов запретили устраивать у себя подобные акции. После этого, Эрдоган назвал Нидерланды пережитком нацизма и фашизма. Голландский премьер-министр Марк Рютте счел высказывание турецкого лидера «сумасшедшим», отметив, что оно «переходит все границы».
12 марта глава правительства Турции Бинали Йылдырым заявил, что Анкара предельно жестко отреагирует на действия голландских властей, а президент Турции заметил, что Нидерланды ведут себя как «банановая республика» и призвал ввести санкции против этой страны. После случившегося, лидеры нескольких стран Евросоюза выступили с жесткой критикой в адрес Анкары. Премьер-министр Дании Ларс Расмуссен отложил запланированную встречу с турецким коллегой, заявив, что демократические принципы находятся в Турции под жестким прессингом.
Есть старая поговорка — для свадьбы или для последующего скандала нужны всегда двое. В конфликте, который сегодня возник между Нидерландами и Турцией столкнулись две тенденции — первая, берущая начало в странах ЕС и вторая, связанная с самой Турцией.
С одной стороны, в современной Европе растёт не просто национальное самосознание, но и уже достаточно серьёзный правый национализм, который воспринимает мигрантов, выходцев из арабских стран, из Турции, из стран Северной Африки как чужаков и как чужеродный элемент для стабильного и устроенного европейского общества. С другой стороны, в Турции именно с приходом к власти Эрдогана и его политической силы осуществляется постепенный демонтаж светского и европейски ориентированного турецкого государства, которое возникло во времена основателя современной турецкой нации, Кемаля Ататюрка. При этом турецкие мигранты в Европе ощущают себя не только жителями ЕС, но и участниками этого, скажем прямо, фундаменталистского и исламистского проекта Эрдогана — хотя многие из этих людей живут в ЕС уже годами и десятилетиями, обзавелись там семьями, родили детей, получили гражданство. Однако, эти люди сохраняют турецкий язык общения, исламское вероисповедание и массу других особенностей, которые используются правыми силами в Европе для того, чтобы спекулировать на теме мигрантов, их воздействии на европейские ценности и европейскую культуру.
Именно столкновение этих противоположных тенденций побуждает и высвечивает те противоречия, которые выплеснулись в виде голландско-турецкого конфликта, который, шире того, является конфликтом турецко-европейским.
Процесс взаимной радикализации этих отношений практически неизбежен — светская Турция Ататюрка просто «тонет» как в собственной демографии, так и в миграции из сопредельных арабских стран. Турция, будучи ещё двадцать лет назад пятидесятимиллионной страной, в течение следующих 15 лет вполне может достигнуть населения в 100 миллионов — как за счёт собственного демографического роста, так и за счёт мигрантов и беженцев, которые сейчас бегут на территорию Турции из Сирии, Ирака, Йемена и других горячих точек арабского мира. Вся эта масса неустроенных и не имеющих внятного будущего людей радикализирует обстановку в Турции, склоняя её к гораздо более фундаменталистской версии ислама и разрушая светское государство. Кроме того, неизбежным внешним выходом такого процесса является идея пантюркизма, возврат к риторике и образу действий «Блистательной Порты», которые были под строжайшим запретом во времена правления кемалистов. И одной из целей такой мировой экспансии опять-таки становится близкая и тесно связанная с Турцией Европа.
Основа влияния Турции на Европу — это турецкая диаспора. Сегодня только в крошечных Нидерландах проживает порядка 400 тысяч жителей турецкого происхождения, в соседней Германии турков и того больше – порядка 8 миллионов, практически каждый десятый житель страны. И вся эта масса людей настроена во-многом про-турецки и анти-европейски, исповедуя фундаменталистский и радикальный исламский подход. Такая ситуация отнюдь не радует Европу и вызывает очень серьёзные опасения у европейцев, поскольку они считают, что вся эта масса граждан Германии, Нидерландов, других стран, имеющих турецкое происхождение может быть использована, как скрытый запал в «цивилизационной бомбе», которая может быть взорвана любым будущим турецким лидером — в достаточно спокойной и привыкшей к управляемой Турции Европе.
Впрочем, как уже было сказано, основу нынешнего противоречия заложили обе стороны. Европа на протяжении всего прошлого и начала нынешнего века весьма умело манипулировала Турцией, используя её в качестве своего бесправного союзника. Бесконечное ожидание «в предбаннике Европы», которое предлагали Турции было временным рецептом — и оно безусловно не устраивало турок. Здесь надо сказать, что турки – это имперская нация, как и русские, они имеют собственную гордость.
Европа же предлагала Турции быть «вечными мальчиками на побегушках» и восточным заслоном Европы по отношению к арабскому миру и клином против России, закрывающей русским доступ к тёплым южным морям — при весьма однозначном посыле со стороны ЕС в сторону Турции: «нет, вы не европейцы!». Вот этот подход и привёл к тому, что нынешняя Турция выбирала пусть и неидеальный, но свой собственный путь развития, который уже не ориентирован на Европу.
Поэтому, не исключено, что мы сегодня видим крах идеи «единой Европы» — в экономическом, социальном и культурном плане. И началом этого взрывного краха будет турецкий запал, чей фитиль уже подожжен и начинает не просто тлеть, но гореть, грозясь взорвать всю конструкцию Европейского Союза.