7 мая 2015

ЧАЙКОВСКИЙ

175 лет со дня рождения великого композитора
Фото: ссылка
ЧАЙКОВСКИЙ -

Сегодня исполняется 175 лет со дня рождения композитора, дирижёра и педагога Петра Ильича Чайковского. Один из величайших композиторов в истории музыки родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, где его отец служил директором Горного завода. Чайковский с детства был увлечён музыкой и, несмотря на то, что готовил себя к карьере юриста, поступил в консерваторию. Вскоре после переезда в Москву в 1866 году стал одним из самых известных композиторов того времени.

Чайковский писал почти во всех жанрах: оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы... Всего более 80 произведений, в том числе десять опер и три балета. "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик" - эти произведения сделали имя своего автора бессмертным. 

Портрет композитора работы Н. Д. Кузнецова, Государственная Третьяковская галерея

 

Экспертные оценки

Почему Чайковский? Почему в плеяде гениальнейших русских композиторов: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Даргомыжский – Чайковский занимает какое-то совершенно отдельное место. Почему Чайковский – и «печаль моя светла». Почему Чайковский величайший лирик русской души? Почему Чайковский – национальное достояние России?... Почему дом-музей в Клину - святое место для музыкантов и любителей музыки? В чем тайна имени Чайковского?

Сегодня, 7 мая, в день 175-летия Чайковского, завершается Международный фестиваль в Клину. Титаны современности: маэстро Федосеев с Большим симфоническим оркестром, маэстро Плетнев, маэстро Риккардо Мути с Венским симфоническим оркестром дали концерты. Приношение Чайковскому прозвучало от Хора имени Свешникова, Владимира Овчинникова, Максима Федотова с Галиной Петровой. И эти концерты для меня стали сущим подарком судьбы, высочайшими, сокровенными моему сердцу переживаниями. И ответом на все выше перечисленные вопросы: «Почему?»

Потому, что Чайковский - композитор Победы. Потому, что сегодня мы отмечаем 175-летие Чайковского, а на Красной площади в честь 70-летия Победы проходит генеральная репетиция парада. Потому, что музыка Чайковского равновелика и богоравна Победе. Потому, что в страшные годы Великой Отечественной войны Николай Голованов с оркестром, Антонина Нежданова из опустошенного дома-музея в Клину давали концерты, и эти концерты транслировались на всю нашу страну торжеством грядущей Победы. Потому, что слезы наворачиваются на глаза с первыми аккордами Первого концерта Чайковского и с вступлением в «Священную войну» Лебедева-Кумача и Александрова… И я приглашаю читателей газеты «Завтра» стать участниками: Литургии в Храме Христа Спасителя и последующего концерта. 10 мая на площадке, будет специально установлена рядом с Храмом Христа Спасителя, состоится редчайший концерт под открытым небом. Большой симфонический оркестр под управлением маэстро Федосеева даст кантату «Москва» и увертюру «1812 год». Ту саму увертюру, слушая которую советский летчик совершал перелет «Москва-Тегеран» в 1943-м. Потому что увертюра Чайковского «1812 год» – бессмертие русской Победы.

Музыка Чайковского охватывает всю жизнь человека, все моменты человеческой жизни: рождение, детство, юность человека, взросление, поиск нравственных идеалов, философских смыслов, поиски миропонимания, осознания себя в мире… и смерть. То есть, что человеку свойственно ощущать, понимать и переживать, всё-всё это преломлено сквозь душу Чайковского и претворено в музыку. Чайковского называют часто «клинским отшельником». И это верно отчасти. Как верно и то, что Чайковский был открыт жизни, интересовался событиями социальными и политическими, принимал в своих клинских домах не только друзей, но и жителей Клинского уезда. В музее хранится шесть тысяч писем, которые получил и прочитал в своей жизни Чайковский, и ещё шесть тысяч – ответов Чайковского на письма. Музыка Чайковского, как и его жизнь, необычайно сердечна и потому захватывает сокровенные человеческие струны.. И потому, кто бы не попадал в мир музыкальных образов Чайковского, он оказывается в его плену.

Достоевский, говоря о русском человеке, отмечал его всемирную отзывчивость. И вот музыка Чайковского – всемирна. Чайковский – композитор чаще всего исполняемый в мире. Сама интонация, мелос Чайковского связан с мелосом художественных слоев не только русской культуры, но и мировой культуры. Вы послушайте увертюру к «Лебединому озеру» - это же невозможно! Будь вы из России или человеком из любой другой страны, эта музыка проникает в саму душу человека, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Музыка Чайковского – божественная музыка.

Пётр Ильич Чайковский, безусловно, гениальный композитор. В детстве он для большинства русских людей ассоциируется с таким даже не дедушкой, а дядюшкой Морозом, с очень добрыми усталыми глазами, мягкими чертами лица. Может показаться, что на этом можно и закончить. Ничего подобного. С Чайковским всё очень сложно. И с его личностью, и с его местом в русской и мировой культуре. Например, Георгий Васильевич Свиридов сказал: «Чайковский воспевал погибельные страсти, от того и погиб». Более на этом останавливаться не будем, но ясно, что благостная картина несколько размывается.

Как известно, в Российской империи во второй половине XIX века существовала новая русская музыкальная школа, которую презрительно именовали «Могучей кучкой», но название прижилось и даже стало лестным. Это были композиторы, которые восхищённо смотрели на русскую народную песню, на поэтические воззрения славян на природу – они пытались перекроить музыкальную жизнь России на отечественный лад. И во многом им это удалось - Балакиреву, Бородину, Римскому-Корсакову и Мусоргскому.

Ведь тогда в музыкальной жизни России главенствовала западная музыка. И сейчас, если мы включим «Орфей» или походим на концерты, то можем увидеть, что главные отечественные композиторы – это Моцарт, Верди, но не русские музыканты. И Чайковский принадлежал к лагерю западников, чьим знаменем были основатели консерваторий братья Рубинштейны. А консерватория – это абсолютно западная форма музыкального обучения. И отношение к консерваториям у тогдашних русских людей было примерно такое же, как сегодня у нас к Болонской системе образования.

Кроме того, Пётр Ильич Чайковский отличался на редкость дурным художественным вкусом. Его произведения носят печать некого сентиментального романса, причём грязновато-кабацкого толка. Даже если взять только тексты, например: «Нет, только тот, кто знал свидания жажду, поймёт, как я страдал и как я стражду» - это такой низкий уровень поэзии, что если бы к этим текстам прикоснулся любой другой композитор, его бы музыковеды и слушатели солидарно растоптали.

И вместе с тем, я утверждаю в унисон со всеми другими меломанами, что Чайковский - гений. Парадоксальным образом, его собственные пороки претворялись в гениальную исповедальную музыку, что особенно проявилось в 6-й симфонии, где он будто исповедуется не перед священником, а перед целым миром. И некоторая пошловатость его мотивов парадоксальным образом становится какой-то личной исповедальностью. Объяснить это невозможно с точки зрения логики. Просто, что называется, в нём дышал Святой Дух. Его западничество вдруг исчезало и появлялись настоящие шедевры, когда мы понимаем, что только русский композитор, притом конкретной исторической эпохи, мог сочинить, допустим, «Пиковую даму».

К сожалению, в XXI веке недруги России используют Чайковского как некое знамя. И в плане обстоятельств личной жизни, и в декларируемом западничестве… Поэтому мы видим, что не самый круглый юбилей Чайковского отмечается широко и с помпой, а столетие не менее гениального Свиридова абсолютно забыто государством и обществом. Как мне представляется, мы не должны отдавать Чайковского на откуп тем, кто пытается превратить его покаяние перед Богом в похвальбу перед бесами.

Мне бы хотелось, чтобы в будущем имя Петра Ильича Чайковского связывалось не с гей-клубами – это очень неправильно, но с его громадной музыкальной деятельностью, с его прославлением Родины, чего он достиг в своих лучших сочинениях. Мы должны понимать, что свои собственные недостатки Чайковский видел лучше любых его недоброжелателей. Он в них каялся. В этом есть принципиальное отличие от современного подхода. Так что я горжусь, что у России есть такой неоднозначный, но великий композитор, подаривший нам всем много часов музыкального счастья.

1.0x