АСФАЛЬТ - греч. ископаемое горючее вещество; иудейская, каменная, горная смола, в отверделом или густом виде; чёрная нефть, горное, каменное масло. Иудейским зовут его потому, что его много около Мертвого моря
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля
24 августа в штаб-квартире Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) состоялась встреча помощника президента РФ по экономическим вопросам Андрея Белоусова с владельцами и топ-менеджерами компаний по вопросу изъятия 513,7 млрд руб. сверхдоходов у 14-ти металлургических, горнодобывающих и химических компаний.
То, что предложение А.Белоусова было воспринято в штыки министерствами – это лакмусовая бумажка, которая показывает, что в верхних эшелонах власти действуют, выражаясь слова Крылова, «лебедь, рак и щука». Это свидетельство того, что управляемость страной резко снизилась. Попытка Белоусова собрать примерно полтриллиона рублей с представителей некоторых отраслей экономики - яркое проявление того, что управление экономикой идёт в «ручном режиме». Хотя у нас и всей страной так управляют, ибо про «ручной режим» обычно говорят применительно к президенту, когда он вмешивается в какие-то острые ситуации.
Поэтому даже сама инициатива Белоусова вызывает у меня противоречивые ощущения. «Ручное» управление, мягко выражаясь, не очень эффективно. В таких условиях участникам хозяйственной деятельности невозможно заранее понять, что будет завтра. В «ручном режиме» достаточно долго шло и управление нефтегазовым сектором, но там сумели достичь консенсуса. В предыдущие годы были налоговые разнарядки, когда некоторым компаниям говорили, что «вы должны дополнительно внести столько-то в бюджет». Потом «Газпрому», «Роснефти», «Лукойлу» и другим это надоело, и они сели за стол переговоров с правительством. И договорились по какой формуле будет определяться ставка налогообложения с учётом разных факторов - цена на «чёрное» золото на мировом рынке, инвестиционные программы, валютный курс рубля.
Но в других секторах экономики таких формул не было, и есть такая версия, что инициатива Белоусова была подогрета обидами со стороны нефтяников и газовиков - «мол, нас обкладывают серьёзными налогами», а металлургов или лесоперерабатывающую не трогают.
Якобы группа экспертов работала с первичными данными, которые были предоставлены компаниями. И был отобран круг компаний, у которых, как показалось экспертам, нормы рентабельности существенно выше средней и в несколько раз выше, чем у нефтегазового сектора. Однако это достаточно странно, потому что во многих странах есть методические документы, которые определяют уровень налогообложения с учётом разных факторов. Прежде всего, это налоговая шкала прогрессивного характера, поэтому если рентабельность компании растёт, то соответственно, и процентная ставка растёт. В России, к сожалению, такой простой и понятной шкалы прогрессивного налогообложения нет со всеми отсюда вытекающими последствиями. Казалось бы, есть Налоговый кодекс, уже давно всё должно быть отработано, отшлифовано, но оказывается, что Налоговый кодекс сам по себе, а реальная практика налогообложения сама по себе.
С одной стороны, инициатива Белоусова лишний раз высветила то, что у многих компаний есть такие «жировые отложения», которые, безусловно, недопустимы. С другой, всё это опять выливается в «компанейщину». Можно вспомнить продразвёрстку, когда у крестьян всё подчистую выметали из амбаров. А я против «компанейщины», против «ручного управления». Я за то, чтобы у нас экономика функционировала в автоматическом режиме. «Ручное» вмешательство – это всегда субъективизм. Там, где субъективизм - всегда ошибки, всегда коррупционный элемент.
Когда говорят, что сверхприбыль лучше оставлять компаниям, чтобы те могли вкладывать в производство, усиливать экспорт и тем самым приносить деньги в экономику, хочу заметить, что в нашем налоговом законодательстве прописано, что компании, которые осуществляют инвестиции в развитие, в реконструкцию, в создание новых мощностей, имеют налоговые льготы. Но в том-то всё и дело, что они предпочитают уклоняться от инвестиций и гнать миллиарды в оффшоры. Так что это уже не инвестиции, а просто обкрадывание государства.
Достаточно много говорилось, что наш бюджет очень серьёзно не добирает. Но этим должен заниматься не только и не столько советник президента по экономическим вопросам. Эти вопросы должны, прежде всего, ставиться нашей Госдумой. Но в Думе сидят дрессированные хомяки, которые просто нажимают кнопки. Если бы это были действительно народные избранники, то они должны были бы использовать инициативу Белоусова, чтобы поставить принципиальный вопрос, как должны облагаться налогами российские компании.
Мы имеем грандиозные возможности для пополнения бюджета. По моим оценкам, каждый год происходит чистый отток порядка ста миллиардов долларов. Если бы мы перекрыли этот отток финансовых средств, то, наверное, бюджет был бы раза в два больше. Плюс - возвращение тех гигантских резервов, которые оказались в оффшорных юрисдикциях. Там суммы измеряются не миллиардами и даже не сотнями миллиардов долларов. По моим оценкам, в оффшорах содержится от трёх до четырёх триллионов долларов.
Образно резюмируя: когда бросают зерно, то оно прорастает, если падает на подготовленную почву, а не на асфальт. К сожалению, сегодня наше государство представляет из себя именно этакое асфальтовое пространство. И если какие-то зёрна появляются и вбрасываются, то попадают на асфальт, высыхают и гибнут.