Советский и российский режиссер Юрий Кара предложил в ответ на санкции запретить в российском прокате все американские фильмы.
«Я считаю, что на то время, пока существуют их санкции (США), нужно запретить все американские фильмы для показа в наших кинотеатрах, то же самое можно сделать и на телевидении. Или, во всяком случае, можно их предупредить, пригрозить», — цитирует РИА Новости заявление Кары на совещании ОНФ, посвящённом проекту «Основ государственной культурной политики».
По его мнению, это пойдет на пользу российскому кино — позволит выходить в прокат большему числу отечественных картин. Кара добавил, что не хватает в отрасли и фильмов о национальных героях.
С аналогичным, но более умеренным предложением после совещания выступил кинорежиссер, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Станислав Говорухин. Он считает, что надо ограничить показ американских фильмов в России и увеличить долю европейского, корейского и иранского кино.
"Я считаю, что хорошо было бы ограничить голливудское кино на российских экранах, но не за счет российского кино, мы выпускаем около 60 картин, а за счет кино, снятого в странах с богатой кинематографической культурой - Турции, Корее, Иране, Японии, европейского кино", - цитирует Говорухина ИТАР-ТАСС.
"А то мы смотрим только голливудское кино и крайне редко иранское кино", - добавил он.
При этом Говорухин подчеркнул, что "это должна быть мягкая политика, но я не представляю, как это сделать практически".
Экспертные оценки
Предлагаемое нашими режиссёрами сделать, безусловно, возможно. Вопрос: на сколько аудитория готова к таким переменам? Широкий зритель об азиатском кино у нас знает очень мало. Поэтому привыкший к американскому, где основным жанрами являются боевики и комедии, наш зритель вряд ли сможет легко перейти на более самобытный азиатский продукт. Что почти наверняка, так это то, что кинотеатры понесут убытки.
Но азиатское кино способно стать альтернативой. Просто нужно приучить публику, чтобы она поняла, что это тоже круто, ведь этот рынок у нас очень узкий. Китайского кино мало, индийского кино нет вообще. А оно вполне могло бы быть, там есть, что предложить. Причём именно в контексте современного высокотехнологичного кино, подходящее суперсовременным кинотеатрам. Но наша публика ещё не готова, для начала её надо воспитать, объяснить. Переход должен быть постепенным. И даже тогда, всё равно, мне кажется, нельзя лишать рынок американского кино, потому что и оно тоже разное. Будет грустно, если мы его лишимся.
Полностью согласен с идеей Станислава Говорухина и Кары. Однако, любую идею не надо доводить до крайностей, а у нас ведь иногда любят из крайности в крайность кидаться. Если присмотреться, в такой идее на всём европейском небосклоне ничего нового. Подобное сначала провели у себя французы, отнюдь не нация дикарей, резко ограничившие количество американских фильмов в своих кинотеатрах, ибо это убивало французскую киноиндустрию. То же самое сделали итальянцы и другие культурные нации, обладающие национальным кинематографом.
В советское время как-то не было совсем (и это тоже крайность) американских кинофильмов. Но я бы не сказал, что наши кинотеатры пустовали и шла только какая-нибудь ура-пропаганда или всякие бездарные фильмы. У нас столько было шедевров и просто талантливейших разных картин от серьёзных до комедийных, от Гайдая до Рязанова, от Герасимова до Меньшова! Но сегодня они все не нужны, потому что кинопрокат – это, к сожалению, не творческая организация, а чисто бизнес. Им плевать отечественное, не отечественное – главное, чтобы была прибыль. Кинопрокат готов давать самую невзыскательную бульварную продукцию. Ведь из американских голливудских фильмов, к сожалению, мы берём себе не самое лучшее, а то самое дерьмо, которое уже по дешёвке, с огромнейшей скидкой нам дают заокеанские партнёры.
Если откровенно, хорошие американские, и не только серьёзные, но даже и голливудские фильмы, я очень ценю – и за профессионализм, и за качество. Даже боевики и вестерны. Но эти хорошие у нас крайне редко попадаются. К нам идёт дешёвая копеечная продукция. Я против неё. И потому Говорухин абсолютно прав. Если у нас будет запрет полный или не полный на эту продукцию, поневоле государство выделит деньги на киноиндустрию. А талантов в России – куда ни плюнь, везде таланты, в любой пивнушке можно найти десять талантов. И разовьётся наша киноиндустрия, и появится масса хороших фильмов. Что мы хуже Индии или Китая?
Главное – не надо в крайности. Хорошие американские фильмы есть – я рад буду, если они будут к нам приходить, мы будем только восхищаться ими.
На мой взгляд, учитывая технологии, всякие левые кассеты и, уж тем более, интернет, это невозможно. Просто технически невозможно и идеологически смешно. Выстраивать какую-то стену… Великая Китайская стена существует, но народы через неё всё равно двигаются. Сам метафизический акт сплошного прекращения – глупая акция.
Конфуций говорил, что самое великое творение человека – это государство, и государство несомненно должно участвовать в идеологической жизни народа. Если государство продемонстрирует свою волю, которой всё время не хватает – отлично. Конечно, надо ограничить голливудскую экспансию. Но самое ужасное здесь то, что можно закрыть Голливуд, но невозможно прекратить его сатанинское влияние на русское кино. Русское кино превратилось в колониальный отросток, филиал Голливуда. Можно закрыть Голливуд, но, в первую очередь, надо закрыть все эти чудовищные сериалы, всю эту стрельбу, убиение, секс, это отвратительное богомерзкое влияние чёрного Голливуда.
У Голливуда есть очень хорошие фильмы, светлые, глубокие, нежные картины. Но ужасно то, что он сожрал наше кино. Надо запрещать не Голливуд, а всю эту сериальную гадость. Надо восстановить русское советское кино, которое соперничало с американской киноиндустрией. Нужно не закрыть Голливуд, а открыть русское кино. Невозможно, чтобы гигантские деньги шли на дрянные фильмы, ведь на кино идут колоссальные деньги. Нельзя выстраивать сметы по 20-30 миллионов за фильм. За эти деньги можно 20-30 фильмов снять.Если бы хотя десятая часть шла на живопись, на литературу! Запретить надо большие сметы! Запретить в нашей нищей бедной стране.
Голливудскую продукцию несомненно нужно ограничить, и дать дорогу новым молодым интересным режиссёрам.