Соответствующий закон принят 11.12.2024. Во втором и третьем, окончательном чтении.
409 депутатов проголосовали "за", 1 голос - "против".
Наблюдатели не сомневались (по вполне понятным причинам), что против законопроекта голосовал первый замглавы Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.
Но - нет. Системный баг. "При голосовании за законопроект по детям мигрантов в школах «дьявольским образом» голос голосовавшего за депутата Олега Нилова зачёлся как «против» (все подумали на Затулина)😳. Возмущённый Олег Нилов потребовал зачесть его голос «за». В итоге закон принят единогласно (при ряде депутатов, включая Затулина, кто не нажимал кнопки)", - сообщил заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Матвеев.
Нилов, первый зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам, действительно обозвал "дьявольской" систему голосования в зале заседаний ГД ("Вот в этой электронной системе скрываются такие какие-то дьявольские истории. Поэтому мой голос «за» двумя руками!"). Он считает принятие данного закона эффективным решением нижней палаты парламента по наведению порядка в миграционной политике России: "Но нам ещё очень далеко до того порядка, который есть, например, в Эмиратах, Саудовской Аравии, где трудовых мигрантов в разы больше, чем собственных граждан, а проблем практически нет. Считаю, это главная задача для Думы в следующем году, после обеспечения всего необходимого для нашей Победы над врагами России". Депутат раскритиковал представителей регионов, которые настаивают на организации для детей мигрантов курсов по русскому языку за счёт бюджетных средств, назвав это дискриминацией российских школьников: "400 тысяч детей мигрантов, которые учатся в школах, посещают детские сады — это сотни миллиардов, возможно, бюджетных денег, которые мы экономим тем странам, откуда они приезжают. Сначала сделаем всё необходимое для образования наших детей, закончим с репетиторством, к которому вынуждены прибегать наши родители, потому что в том числе не хватает уроков, не хватает времени для того, чтобы в полном объёме преподать предметы в школьное отведённое время и подготовить детей к экзаменам". "Давайте не идти на поводу у этой команды, которая нам втирает, что без мигрантов мы пропадём. Мы пропащие, вымирающие и так далее. Справка. Во времена Ивана Грозного до 10 миллионов население России было. Ничего, справились. Петровские времена, 15 миллионов. 1812-й год, 40 миллионов население России. Ничего, до Парижа дошли. Великая Отечественная война, 41-й год, 110 миллионов населения. Поэтому справимся мы без мигрантов, тем более тех, которые не хотят знать язык, культуру и приезжают сюда устанавливать свои порядки. Утром воспитайте, научите языку и культуре на тех территориях — вечером добро пожаловать", - добавил Нилов. Также Олег Анатольевич обвинил г-на Затулина в отстаивании интересов мигрантского лобби. Дело в том, что Константин Фёдорович пытался протолкнуть поправки в законопроект. ТГ-канал "Многонационал": "Он предложил возложить на государство и налогоплательщиков подготовку детей мигрантов, не знающих русского языка. Депутаты проголосовали против. Знание русского языка — это всё ещё обязанность, если есть желание попасть в нашу систему образования".
Утверждение резонансной инициативы в сфере миграции произошло уже на следующий день после 1-го думского чтения. "Существенные замечания Правительства РФ, а главное — негативная позиция Государственного правового управления (ГПУ) Президента всего за ночь исчезли как по волшебству. <...> В докладе о втором чтении глава комитета ГД по просвещению Ирина Белых заявила, что в ходе вечерних консультаций 10 декабря, а ещё, судя по всему, и ночных все до одного возражения были сняты. Ни полпред Правительства, ни представитель Президента на это не возразили, хотя накануне председатель Госдумы Вячеслав Володин вёл с ними достаточно жёсткие разговоры", - обратил внимание заведующий отделом политики сислибовской "Независимой газеты" Иван Родин.
"Прежде чем зачислить ребёнка в школу, в обязательном порядке будет проведена проверка законности его нахождения на территории Российской Федерации, а также знания русского языка. С начала года Государственной Думой принято по инициативе депутатов 14 федеральных законов, направленных на совершенствование миграционной политики и борьбу с нелегальной миграцией", - подчеркнул Володин.
"Самое главное — просчитывать последствия тех решений в сфере миграции, которые мы принимаем. Но в любом случае, касается ли это вопросов обучения в школе детей мигрантов, касается ли это порядка их въезда в страну, присутствия здесь их семей, прежде всего мы должны ориентироваться на интересы граждан Российской Федерации. Ибо мы своим законодательством защищаем свою страну. При этом соблюдая, конечно, фундаментальные права тех, кто трудится здесь, в Российской Федерации", - сказал заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос ТАСС.
Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Марина Ахмедова: "Вчера на встрече президента Владимира Путина с СПЧ в докладе от главы Совета Валерия Фадеева говорилось о детях мигрантов. Они не владеют русским, таких детей школьного возраста — десятки тысяч. Они не учатся сами и мешают обучению других. А в Госдуме, тем временем, рассматривался закон, запрещающий школам брать таких детей. Президент не возразил, он сам не так давно указывал на необходимость единого алгоритма работы с такими детьми. И вот сегодня Госдума принимает закон, о котором шла речь вчера. Теперь перед зачислением в школу ребёнка проверят на знание русского языка и на законность его нахождения в России. У этого закона есть противники. Некоторые категорически не понимают, почему даже в Совете по правам человека «дискриминируют» мигрантов вместо того, чтобы их защищать. Но, на самом деле, это и есть защита. Во-первых, школьники, не владеющие русским, нарушают права русскоязычных детей. Учителю приходится объяснять не сам предмет, а значение русских слов. На это уходит время, русскоязычные дети не дополучают знаний, положенных по программе. Дети мигрантов вообще не понимают предмет. Согласитесь, вы тоже мало что поймёте, если вам объяснять на языке, из которого вы знаете пару десятков слов. Такая ситуация — нарушение прав с обеих сторон. Обратите внимание, какое количество скандалов выливается в последнее время из школ. Ученики дерутся между собой, дерутся с учителями. Такое впечатление, будто в школах всерьёз повысился уровень агрессии. Не во всех инцидентах задействованы дети мигрантов, но в доброй половине — да". Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов: "Хочу напомнить, что этой инициативе уже три года. А была она впервые озвучена в Обнинске на встрече членов СПЧ с руководством Калужской области. И для реализации этой инициативы нам с коллегами-калужанами пришлось немало сделать, в том числе сломить мощнейшее противодействие на разных уровнях и в различных кабинетах. Эта тема снова прозвучала и вчера на встрече Президента России с членами Совета. Это огромный шаг в сторону защиты интересов коренного населения нашей страны, наших детей. Этот закон ломает стереотипы. Но это только первый шаг на огромном пути, в ходе прохождения которого должно быть принято множество других важных решений, чтобы навести порядок в миграционной сфере и сохранить наши культуру, традиции и цивилизацию — нас".
Политолог Алексей Живов: "В связи с принятием в трёх чтениях закона о русском языке для мигрантов такой вопрос: те 41%, что уже учатся и не владеют русским языком, — с ними что будут делать?"