16:38 7 декабря 2022 Политика Экономика

Война Запада против российской нефти

Фото: ссылка

5 декабря произошли важные события: Евросоюз ввёл эмбарго на импорт сырой российской нефти морским путём и запретил своим компаниям страховать и перевозить сырьё из России танкерами в третьи страны, а также начал действовать, так называемый, потолок цен на нефть. Механизм ограничения стоимости российской нефти ($60 за баррель) поддержали страны G7 (Франция, Германия, Италия, Япония, Канада Великобритания, США) и Австралия. Отметим, что потолок цен предполагается регулярно пересматривать, а также для перевозки российской нефти предполагается переходный период в 45 дней (ограничения не будут применяться к нефти, загруженной на суда до 5 декабря и выгруженной до 19 января 2023 года). При этом, от необходимости применять потолок цен освободили Венгрию, а эмбарго не действует для Болгарии.

В принципе, нефтяной альянс против Москвы получился слабоватым, а склонить основных покупателе российской нефти - Китай и Индию действовать по новым правилам, у Запада не получилось. Тем не менее глава немецкого МИДа Анналена Бербок накануне своего визита в Нью-Дели заявила, что ФРГ рассчитывает, что Индия поддержит введение потолка цен на поставки российской сырой нефти.

Из материала интернет-издания «Взгляд»:

«Впрочем, вероятность этого крайне мала. "Не факт, что Германия будет пытаться продвинуть эту идею. Во-первых, Германия – не тот игрок, который может заставить Индию поменять свою позицию. У нее недостаточно веса на международной арене. Индия могла бы прислушаться разве что к США", – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Ранее Вашингтон уже призывал Индию примкнуть к этой антироссийской нефтяной коалиции, но Нью-Дели проигнорировал эти обращения.

Во-вторых, Германии, как и другим европейским странам, на самом деле невыгодно заставлять Индию присоединяться к потолку цены на российскую нефть. "Если Индия откажется покупать российскую нефть по рыночным ценам, то Россия выполнит свои угрозы и прекратит отгрузку нефти индусам. Тогда как Индия стала крупнейшим покупателем российской нефти, идущей морским путем. Такие объемы, которые сейчас берет у России Индия, никто другой на рынке не в состоянии поглотить. По крайней мере, на это потребуются месяцы, а то и годы, чтобы распределить эти объемы по более мелким потребителям. Это гарантирует резкое снижение объемов добычи и экспорта нефти из России и колоссальный рост цены на всю оставшуюся нефть в мире", – говорит Юшков.

Так, еще в октябре Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию, опередив традиционно доминирующих на индийском рынке Саудовскую Аравию и Ирак (данные Vortexa). Речь идет о поставках почти 1 млн баррелей в сутки.

Если Россия будет вынуждена отказаться от поставок этого объема Индии и сократить экспорт на этот миллион, то европейцам придется конкурировать с индусами за оставшуюся на рынке нефть от того же Ирака, Саудовской Аравии и других стран. То есть с экономической точки зрения немцам невыгодно заставлять Индию присоединяться к коалиции G7 и ЕС по потолку цены.

"Скорее, Германия будет разговаривать с индусами о том, чтобы увеличить поставки из Индии дизеля и других нефтепродуктов, которые произведены из российской нефти. Потому что Германия оказалась в сложной ситуации. Германия и Польша хотят в 2023 году на национальном уровне ввести запрет на покупку российской нефти по трубопроводу «Дружба». Сейчас на трубу не распространяются никакие ограничения – ни потолок цены, ни эмбарго. Однако мощностей немецкого порта Росток и трубопровода, идущего до немецких НПЗ, недостаточно для полной загрузки немецких заводов. Германии придется бронировать часть мощностей в порту Гданьска, чтобы гнать нероссийскую нефть по «Дружбе» на свои заводы. Это дорого, и главное – создает зависимость от Польши, которая периодически жестко пинает немцев, например, требует репарации за Вторую мировую", – объясняет эксперт. Поэтому немцы могут обсуждать наращивание поставок уже готовых нефтепродуктов из Индии.

Что касается России, то первые лица государства неоднократно говорили, что продавать нефть по нерыночным ценам, то есть по потолку цены, не будут ни при каких обстоятельствах. Позиция Москвы осталась неизменной. "Мы считаем, что этот инструмент нерыночный, неэффективный, грубо вмешивающийся в рыночные инструменты, противоречит всем правилам, тому же ВТО, например", – заявил вице-премьер РФ Александр Новак. По его словам, внедрение такого инструмента может привести только к дестабилизации рынка, дефициту энергоресурсов, снижению инвестиций, а в будущем механизм может коснуться и других товаров или стран.

Россия обещает ответные санкции. Скорее всего, речь идет о символическом запрете поставлять нефть и нефтепродукты в страны G7 и Европу, считает Юшков. В этом случае, по его словам, пострадает, по сути, только Япония, которой сделали исключение и разрешили покупать российскую нефть по рыночной цене с «Сахалина-2». Остальные страны либо не покупали российскую нефть и нефтепродукты, как Канада, либо покупали незначительные крохи, как Австралия, либо сами отказались покупать, как США и ЕС.

Россия не теряла время зря и активно готовилась к тому, чтобы иметь возможность транспортировать свою нефть на новые рынки. Если запрет на страхование таких перевозок решается за счет собственных страховых компаний, риски которых обеспечены гарантиями государства, то проблему с наличием танкеров, которые будут перевозить российскую нефть вне условий потолка цены, установленного Западом, стали решать за счет скупки этих кораблей.

Россия незаметно сформировала «теневой флот» из более чем 100 танкеров, чтобы обойти потолок цены. Судам, как правило, уже 12–15 лет, и они могут быть легко списаны в ближайшие несколько лет, пишет FT. При этом, по данным Rystad, России нужно более 240 танкеров, чтобы поддерживать текущий экспорт. Впрочем, Россия еще не закончила скупку и продолжит наращивать свой «теневой» флот. Согласно анализу Braemar, российские операторы могли приобрести 29 очень больших танкеров для перевозки сырой нефти (VLCC), каждый из которых может перевозить более 2 млн баррелей, плюс 31 танкер класса Suezmax, вмещающий около 1 млн баррелей, 49 танкеров класса Aframax вместимостью 700 тыс. баррелей. При этом Россия, вероятно, еще не закончила скупать танкеры.

Эта информация неофициальная, и сколько танкеров уже есть у России, сколько ей еще надо купить – сложно анализировать. "Я думаю, что Россия действительно скупала такие суда, в том числе суда ледового класса. Вероятно, Россия планирует в летний период использовать также Северный морской путь как более короткий путь доставки нефти и нефтепродуктов до потребителей. Чем короче дистанция, тем меньше нужно танкеров для перевозки одного и того же объема нефти", – говорит эксперт. Но в зимний период России, скорее всего, придется экспортировать нефть в Азию в основном из Новороссийска через Суэцкий канал».

Также Игорь Юшков в интервью информационно-аналитическому агентству «Вестника Кавказа» отметил:

«Потолок на самом деле не запрещает европейским странам покупать российскую нефть. Россия к такой ситуации готовилась, даже западные СМИ сообщали о массовой закупке танкеров, чтобы у наших компаний был свой транспорт для экспорта. Дело в том, что покупать российскую нефть выше потолка по новым санкциям не запрещено, вторичных санкций за это покупку российской нефти по рыночной цене нет. Запрещено перевозить ее и страховать подобную перевозку, если стоимость нефти, залитая в танкер, выше ценового потолка. Соответственно, для продолжения поставок России нужно найти максимальное количество лояльных танкеров, которые не будут отчитываться о том, сколько стоит нефть, которая заливается к ним на борт перед санкционными регуляторами США и Евросоюза. Россия попыталась пойти по этому пути. Насколько успешно ей удается, сказать пока сложно. В ближайшие несколько месяцев мы увидим это, потому что в принципе танкеров нужно много, ведь транспортное плечо увеличивается, а значит, время, когда танкеры находятся в пути, тоже растет. Причем нужны не абы какие танкеры, а те, которые согласны пойти на нарушение санкций. Скоро мы сможем узнать, какие объемы будут отгружаться в российских портах, и это покажет, достаточно ли танкеров или нет.

Если же танкеров окажется недостаточно, России придется сократить экспорт нефти, и тогда вырастут цены. Поэтому в любом случае от эмбарго мы пострадаем не так сильно. Европейцы же из-за вступившего в силу эмбарго импорта российской нефти по морю теперь не могут покупать нашу нефть вовсе, что по потолку, что без потолка цены. Им в любом случае придется покупать другую нефть. В принципе, это перестроение рынка уже почти завершено. ЕС станет покупать вместо российской нефти больше нефти из ближневосточных производителей, из Африки и из США. Соответственно, мы занимаем место ближневосточных и африканских производителей на азиатских рынках. То есть мы просто меняемся рынками сбыта. При этом логистика от такой замены дорожает. Стоимость доставки теперь больше, и за все это в итоге опять заплатят потребители в Европе».

В заключении можно подчеркнуть, что в Китае и Индии потребление нефти будет расти, и России очень важно не попасть в ловушку механизма потолка цен, потому что это может погубить сделку ОПЕК+, а такой поворот собьёт цены на нефть в перспективе, так как нам придётся наращивать экспорт, чтобы компенсировать падение цены. В итоге, все сливки будут снимать посредники на перепродаже нашей нефти.

1.0x