15:02 30 октября 2021 Война

Турция поставляет Украине беспилотники, которые используются против ЛНР и ДНР

Фото: ссылка

На фоне резкого обострения ситуации на Донбассе, Турция усиливает своё сотрудничество по линии военно-технического и военно-политического сотрудничества с Украиной. Администрации турецкого президента, а также МИД Турции удалось наладить тесные контакты с представителями высшего военно-политического руководства Украины, что подтверждается высочайшей скоростью работы таких организаций, как «Укроборонпром» и «Укрспецэкспорт», которые систематически подписывают новые документы о сотрудничестве с предприятиями ОПК Турции. Как отмечают китайские обозреватели, к настоящему моменту между двумя странами подписано около 30 соглашений на проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и аналогичное количество контрактов на поставки вооружения и военной техники (ВВТ) в обе стороны. Данные соглашения охватывают такие направления работ, как: разработка турбодизельного двигателя для ОБТ «Алтай»; разработка и изготовление газотурбинных двигателей для перспективных надводных кораблей ВМС Турции; изготовление двигателей серии ТВ3-117 для ударных вертолетов Т-929 «АТАК-2» турецкого производства; разработка турбореактивных двигателей для перспективного малозаметного истребителя TF-X; производство противотанковых боеприпасов в интересах ВС Турции.

Очевидно, что составить исчерпывающий список совместных украино-турецких проектов в области ВВТ не представляется возможным в силу секретности данной информации. Следует отметить, что в большинстве случаев, переговорный процесс между украинскими и турецкими предприятиями ОПК идет настолько быстро, что от момента подписания соглашения о сотрудничестве до контракта проходит не более семи месяцев. К сожалению, данные о финансовых аспектах украино-турецкого сотрудничества остаются закрытыми, однако достоверно известно, что ряд контрактов реализуется по схеме «взаимозачета». Так, украинская сторона поставила в интересах подразделений ПВО ТР 6 батарей зенитно-ракетного комплекса С-125М1 «Печора-М1» (всего турецкая сторона заказала 10 батарей), часть из них уже дислоцирована в Ливии для прикрытия военной базы Аль-Ватия, которая является пунктом сосредоточения вооруженных формирований Правительства национального единства. Кроме того, украинская сторона передала турецким партнерам несколько модернизированных мобильных комплексов радиотехнической разведки «Кольчуга-М», которые также перенаправлены в Ливию. Именно в обмен на эти образцы ВВТ турецкая сторона приняла обязательства по поставке 48 единиц разведывательно-ударных БПЛА «Байрактар-ТВ2» из которых 30 уже передано в подразделения беспилотной авиации ВВС (18 в строю и готовы к применению, еще 6 поступили осенью 2021 года и проходят тестирование) и ВМС Украины (6 единиц поступили на вооружение, выполняют разведывательные полеты над акваторией Черного моря). Кроме самих дронов, турецкая сторона обеспечит функционирование сервисного и учебного центров на территории Украины, а также строительство и насыщение оборудованием двух новых цехов по сборке БПЛА различных моделей. Данный комплекс работ будет выполнять компания Baykar Defense.

Военно-политическое руководство Украины сделало ставку на БПЛА турецкого производства, поскольку купить аналогичные разведывательно-ударные дроны в КНР не представляется возможным в силу того, что официальный Пекин не захочет ухудшения отношений с РФ. Однако, следует указать на тот факт, что разведывательные подразделения Вооруженных сил Украины активно используют новейшие квадро- и мультикоптеры от крупнейшей китайской компании по производству дронов DJI. Высокое качество изображения, получаемое благодаря отличной оптике на БПЛА от компании DJI позволило украинским военным с высокой точностью составить подробные карты позиций народной милиции ЛНР и ДНР. Именно высокое качество технической разведки, позволит украинским военным с максимальной эффективностью применять разведывательно-ударные БПЛА «Байрактар-ТВ2» в рамках спланированной кампании по уничтожению военной инфраструктуры ЛНР и ДНР. Достоверно известно, что ВСУ располагают разведывательными БПЛА RQ-11 Raven американского производства, однако их стоимость гораздо выше в сравнении с продукцией DJI.

Командование ВСУ в сотрудничестве с турецкими военными провели анализ применения подразделениями ВС РФ комплексов радиоэлектронной борьбы и вооружения ПВО в Сирии, а также опыта применения «Байрактар-ТВ2» в Ливии и Нагорном Карабахе. На основании полученных выводов был разработан план применения указанных БПЛА в целях уничтожения военных объектов и командиров подразделений сил народной милиции ЛНР и ДНР. В данном документе учтены возможности комплексов РЭБ российского производства, размещенных на территории Донецкой и Луганской Народных Республик. Благодаря проведенной аналитической работе турецкие и украинские военные намерены в рамках предстоящей осенне-зимней кампании: минимизировать потери БПЛА от действия ПВО; повысить эффективность ударов за счет налетов с разных направлений, пусков ракет и бомб из воздушного пространства Украины; согласованно применять комплексы РЭБ украинского производства и БПЛА турецкого производства; провести испытания новых малокалиберных авиационных средств поражения.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что украинские военные рассчитывают постепенно уничтожить ключевые элементы военной инфраструктуры ЛНР и ДНР именно при помощи БПЛА турецкого производства, поскольку это более целесообразно, чем использовать классические средства вооруженной борьбы – ствольную/реактивную артиллерию или оперативно-тактические ракетные комплексы. Очевидно, что результаты применения БПЛА станут отличной рекламой для ОПК Турции и важнейшим сигналом для РФ, подтверждающим, что антироссийская коалиция окончательно сформирована и готова к решительным действиям на Крымском направлении. В дополнение необходимо отметить, что военно-техническое сотрудничество Анкары и Киева направлено, не только на расширение возможностей ОПК и ВС Турции, но и на восстановление боеспособности ВСУ, а также на передел оружейного рынка в тех регионах, в странах которых ранее было поставлено ВВТ советского или российского производства нуждающееся в обслуживании, ремонте или модернизации.

1.0x