01:08 23 сентября 2021 Политика

Продолжают терять союзников: США пересматривают отношения с Саудовской Аравией

Фото: ссылка

За последний месяц проблемы в отношениях между США и Саудовской Аравией (последняя тесно сотрудничала с Вашингтоном в области безопасности, и многие десятилетия была традиционным американским союзником в регионе Персидского залива) вышли ещё на более бесперспективный уровень. Существует несколько факторов, показывающих пересмотр администрацией США своей внешнеполитической линии в отношении Эр-Рияда.

Во-первых, администрация Байдена сделала важное заявление о выводе из Саудовской Аравии передовых систем противовоздушной обороны – установок Patriot. Напомним, что данные средства ПВО были размещены в КСА в октябре 2019 года по решению бывшего президента США Дональда Трампа в ответ на воздушные нападения беспилотников йеменских хоуситов на объекты саудовского ТЭК. Осенью 2019 года несколько тысяч американских военнослужащих были размещены на базе ВВС КСА Принц Султан в 115 километрах от Эр-Рияда. С территории КСА, скорее всего, будут выведены американские военнослужащие, обслуживавшие и охранявшие батареи ПВО. Судя по всему, это не последняя эвакуация американских войск с Ближнего Востока. Следующим пунктом будет Ирак, а вслед за ним – Сирия. На днях Пентагон объявил о закрытии 3 из 13 американских военных баз в северо-восточных районах Сирии, находящихся под контролем сирийских курдов из СДС. Иранские аналитики уверены в том, что главными проигравшими в этом случае станут сирийские курды, не желавшие налаживать нормальные отношения с правительством в Дамаске в надежде на то, что США в любом случае их «прикроют». Во-вторых, об охлаждении в двусторонних отношениях свидетельствует тот факт, что саудовская сторона отказалась принять в Эр-Рияде министра обороны США Ллойда Остина, который совершал вояж по государствам Персидского залива в начале сентября. После посещения ОАЭ, Катара, Бахрейна и Кувейта он должен был прибыть в КСА, но саудовское правительство посчитало этот визит «несвоевременным». Вероятно, потому что Ллойд Остин не смог бы ответить на вопросы наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана о причинах вывода систем ПВО.

В-третьих, обнаружились намерения администрации Байдена провести ревизию расследования терактов 11 сентября 2001 года. 13 сентября администрация Байдена представила новый 16-страничный доклад ФБР, освещающий связи исполнителей теракта 11 сентября 2001 года с саудовскими подданными, постоянно проживавшими в США. Пресс-служба Белого дома констатировала: «Отредактированный доклад показывает тесные связи между угонщиками самолетов 11 сентября 2001 года и двумя саудовскими подданными, один из которых имел дипломатический статус. Если в октябре 2001 года Комиссия была неспособна связать саудовцев с угонщиками, то нынешний доклад ФБР приводит информацию о многочисленных встречах и телефонных звонках». Документ ФБР не проводит прямой связи между угонщиками и правительством КСА, но наталкивает на размышления в этом направлении. В нём также содержатся сведения о том, что саудовское руководство обладало всей полнотой информации о действиях «Аль-Каиды»* в США. Скорее всего, «доклад» сфальсифицирован и данная информация направлена на то, чтобы ударить по имиджу королевства, а также как повод придраться к Эр-Рияду и оказать на него давление. Документ может при этом спровоцировать волну исков родственников погибших в результате терактов 11 сентября к саудовскому правительству и санкционные акты американского Конгресса.

В-четвёртых, необходимо упомянуть о подписании 23 августа на полях Форума «Армия-2021» соглашения о военном сотрудничестве между Россией и Саудовской Аравии. Подписанию соглашения предшествовала встреча министра обороны РФ Сергея Шойгу и заместителя министра обороны КСА принца Халеда бен Сальмана (брат наследного принца Мухаммеда бен Сальмана). До настоящего времени историю военно-технического сотрудничества между Саудовской Аравией и Россией нельзя было назвать успешной. В 2017 году было заключено соглашение о поставках в королевство российского оружия на 3 млрд долларов и выдачу КСА лицензий на производство противотанковых ракет «Корнет-ЕМ», ракетных систем залпового огня ТОС-1А, гранатометов АГС-30 и автоматов Калашникова, но все эти сделки застопорились. В Эр-Рияде тогда решили, что масштабные закупки российских вооружений могут осложнить отношения КСА с США и не стали вызывать гнев со стороны американских партнеров. В настоящее время ситуация может измениться. Американский военный аналитик Брэндон Патрик, специализирующийся по Ближнему Востоку, в интервью интернет-порталу Breaking Defense сказал, - «Мне кажется, что первым и самым желанным предложением будут российские беспилотники и военные вертолеты. Эти виды вооружений могут быть относительно легко интегрированы в саудовскую оборонную систему. Такие сделки могут быть также менее раздражающими для Вашингтона, чем приобретение российских истребителей или систем ПВО».

На оперативном уровне большое преимущество России над США и другими традиционными партнерами КСА состоит в том, что Москва более терпимо относится к применению поставляемых ею вооружений. По мнению директора базирующейся в Бейруте консалтинговой компании «Стратегические перспективы Ближнего Востока» Фади Асафа, война в Йемене принесла Саудовской Аравии и ОАЭ многочисленные ограничения, налагаемые традиционными поставщиками на использование летального оружия. По его убеждению, в КСА нуждаются в нейтрализации условий, ставящихся традиционными экспортерами оружия, и надеются извлечь пользу из более мягкого отношения русских к этим вопросам. Саудиты присматриваться к российским системам, протестированным на полях сражений, которые они смогут оптимизировать для собственного использования и производить у себя российские системы вооружений на экспорт. США и государства Евросоюза старались не передавать Саудовской Аравии военные технологии. В то же время наследный принц Мухаммед бен Сальман рассчитывает получить их от России, чтобы производить оружие по российским лицензиям.

Эти тенденции внимательно отслеживают в Тегеране. Правительство Эбрахима Раиси, настроенное на заключение ядерной сделки, проявило недавно гибкость при разрешении МАГАТЭ обновить контролирующее оборудование на заводе в Натанзе. Согласно коммюнике, обнародованному в Тегеране 13 сентября и посвященному визиту в иранскую столицу генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси: «Инспекторам МАГАТЭ разрешили обслужить оборудование и установить новое, опечатанное печатями МАГАТЭ и Агентства по атомной энергии Исламской Республики Иран». Вроде бы частный случай, но гибкость иранских властей предотвратила введение новых санкций, которые готовили в Совете Безопасности ООН США и их союзники за отказ ИРИ сотрудничать с МАГАТЭ. Есть признаки того, что российская дипломатия координирует с американской (чрезвычайно редкий случай сотрудничества Москвы с Вашингтоном по внешнеполитическим вопросам). Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил об этом в ходе визита в Москву американского специального посланника по Ирану Роберта Малли. Он отметил: «Важно, что мы разделяем с американскими партнерами понимание продвинуться вперед на переговорах, которые будут возобновлены с той точки, на которой они были прерваны в июне». В Москве прогнозируют снятие санкций с Ирана, что подтверждает недавнее выделение Россией иранской стороне займа на 5 млрд долларов на работы на АЭС в Бушере, ТЭС в Ахвазе и строительство железной дороги Инчебурун-Захедан. Последнее свидетельствует, что российское руководство рассматривает возможность превращения Ирана в транспортный хаб, учитывая развитие порта Чабахар.

*запрещённая в России террористическая организация

1.0x