10:16 8 июня 2023 Экономика Война

Про аммиакопровод Тольятти — Одесса

Фото: ссылка

Аммиакопровод Тольятти — Одесса использовался для перекачки аммиака из России (на долю РФ приходится около 9% мирового производства аммиака) по территории Украины на экспорт. Циклопических масштабов аммиакопровод соединяет предприятие "Тольяттиазот" в г. Тольятти Самарской области и Одесский припортовый завод, идёт с северо-востока на юго-запад по территории Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской областей, Луганской Народной Республики, Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Херсонской и Одесской областей. Общая протяжённость - 2417 км, диаметр трубопровода - 355 мм, толщина стенок - от 8 до 12 мм.

Историческая справка от ТАСС: "В 1948 году власти Советского Союза обратились к американскому предпринимателю Арманду Хаммеру (Леви Кохан, родившийся в семье еврейских эмигрантов, прибывших в Нью-Йорк из Одессы - Прим.), который с симпатией относился к СССР и лично знал основателя советского государства Владимира Ленина, с предложением инвестировать в производство удобрений в СССР. Из-за начала холодной войны реализация идеи затянулась. В 1961 году во время визита в Советский Союз Хаммер предложил помощь в строительстве завода по выпуску минеральных удобрений, однако вскоре из-за Карибского кризиса проект был снова заморожен. 18 июля 1972 года принадлежавшая Хаммеру американская компания Occidental Petroleum подписала с СССР договор о научно-техническом сотрудничестве. В рамках документа было решено начать строительство в Самарской области РСФСР и Одесской области Украинской ССР заводов по выпуску удобрений, а также магистрального аммиакопровода для экспорта с тольяттинского предприятия. Строительство завода «Тольяттиазот» (ТОАЗ) стартовало в 1974 году. Затем 16 июня 1975 года было подписано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР по прокладке аммиакопровода по маршруту Тольятти — Горловка — Григорьевский лиман (Одесса). Оборудование и трубы поставили Occidental Petroleum и связанные Хаммером французские компании. Технический проект разработали институты «ГИАП» Минхимпрома и «Гипротрубопровод». В январе 1979 года в Одессе была открыта первая очередь Одесского припортового завода по производству аммиака, а также перегрузочные комплексы. Первый участок аммиакопровода (Горловка - Одесса) протяжённостью 800 км был запущен в октябре 1979 года, что позволило начать отгрузку продукции с горловского предприятия «Стирол» (действовало с 1933 года, ныне Государственное унитарное предприятие ДНР «Стирол»). До Тольятти аммиакопровод был доведён в 1981 году. После распада СССР оператором российского участка стала компания «Трансаммиак», украинского — «Укрхимтрансаммиак». <...> В 2020 году по аммиакопроводу было прокачано 2 355 млн т аммиака, из которых 2 млн было отгружено на экспорт морским путём. Сведения за 2021 год не публиковались. После начала специальной военной операции 24 февраля 2022 года ТОАЗ объявил о приостановке транзита аммиака для обеспечения безопасности людей, проживающих в районе аммиакопровода. Вместо этого поставки были переориентированы на железнодорожный транспорт. В дальнейшем возобновлению работы трубопровода препятствовала уже украинская сторона. 22 июля 2022 года в Стамбуле Россия, Украина, Турция и ООН подписали соглашение об экспорте украинского зерна. Тогда же РФ и ООН подписали меморандум о содействии продвижению российской сельскохозяйственной продукции и удобрений на мировые рынки. В рамках неё, в частности, всемирная организация должна была содействовать возобновлению экспорта российских удобрений, в том числе разблокировать поставки по аммиакопроводу Тольятти — Одесса. 16 сентября 2022 года президент Украины Владимир Зеленский заявил, что готов разрешить экспорт российского аммиака через Украину при условии обмена военнопленными. Несмотря на то, что крупнейший обмен состоялся 22 сентября (Киеву были возвращены 215 человек, в том числе представители украинских националистических батальонов), трубопровод так и не заработал. О прогрессе в переговорах о возобновлении работы аммиакопровода в декабре 2022 года заявлял заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс, однако его обещание запустить поставки в течение одной-двух недель не было реализовано".

Добавим, что ПАО "Тольяттиазот" входит в бизнес-империю миллиардера Дмитрия Мазепина (уроженец Минска, совладелец Объединённой химической компании "Уралхим", председатель комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по минеральным удобрениям, былой коллега олигарха Михаила Прохорова по громким вечеринкам в Куршевеле, фанат псевдовосточного оккультизма; зашибая бабло в РФ, жить предпочитает в Латвии, а в 2020-м, утверждают, являлся одним из крупнейших спонсоров попытки майдана в Белоруссии). В ходе СВО Россия на протяжении какого-то времени контролировала львиную долю украинской части маршрута аммиакопровода - вообще, труба как будто очерчивала линию фронта, но сейчас основную часть контролирует Киев - вследствие пресловутых "перегруппировок" наших войск. В ноябре 2022-го Мазепин лично просил Владимира Путина помочь решить вопрос с прокачкой российского аммиака через Одессу. В декабре Мазепин говорил в интервью британской газете Financial Times, что возобновить прокачку аммиака мешают "политические и другие требования" Киева.

В 1999-м началась разработка проекта по строительству альтернативного перевалочного терминала в морском порту Тамань. На Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог, недалеко от станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Однако в итоге стройка заморозилась более чем на 20 лет. "Военное обозрение": "Уязвимость любого транзита через территорию Украины стала понятна ещё в 2014 году. Почему управленцы не вложились и не построили ветку трубопровода к портам Краснодарского края? <...> В порту Тамань с 1999 года строился терминал для выгрузки аммиака на морские транспорты. Строили-строили, но так и не довели до ума. Знаете, когда пришло понимание бесперспективности украинского транзита аммиака? Только 22 февраля 2023 года правительство России приняло постановление о возведении терминала в Тамани. Спустя почти год с начала СВО". Первый специализированный терминал для перевалки аммиака на территории современной России обещают запустить к ноябрю-декабрю.

двойной клик - редактировать изображение

В понедельник вечером укропская ДРГ подорвала участок аммиакопровода Тольятти — Одесса в Харьковской области, близ деревни Масютовка (освобождена российскими войсками 24.02.2022, вновь оккупирована бандерлогами 21.11.2022, снова освобождена 16.05.2023) на левом берегу реки Оскол в Купянском районе.

"5 июня около 21.00 московского времени в районе населённого пункта Масютовка Харьковской области украинской диверсионно-разведывательной группой был осуществлён подрыв аммиакопровода «Тольятти-Одесса». В результате данного террористического акта имеются пострадавшие среди мирного населения. Им оказана необходимая медицинская помощь. В настоящее время через повреждённые участки трубопровода идёт стравливание остатков аммиака с украинской территории. Пострадавших среди российских военнослужащих нет", - сообщил 7 июня Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ.

"5 июня с.г. в Купянском районе Харьковской области, находящимся под контролем вооружённых сил Украины, произошёл подрыв аммиакопровода «Тольятти-Одесса». Это объект гражданской инфраструктуры, все эти месяцы часто упоминавшийся в контексте «черноморской сделки». Это — пакетное соглашение, которое ещё называют «зерновой сделкой». Выведена из строя одна из насосных станций, сработали блокировочные клапаны, но всё равно произошла утечка сырья. По предварительным оценкам на ремонтно-восстановительные работы потребуется примерно от 1 до 3 месяцев. Это при наличии доступа к месту повреждений. Примечательно, что практически сразу после происшествия Зеленский заявил, что может устранить проблему, но это не означает его готовность возобновить транспортнику аммиака. Мы предпримем усилия для того, чтобы прояснить обстоятельства происшествия. Но уже сейчас можно констатировать, что единственной стороной, которая никогда не была заинтересована в реанимировании трубопровода — это киевский режим. Сначала представители и соучастники этой преступной банды блокировали его перезапуск. Потом начали это «обставлять» различными политическими условиями, например: обмен военнопленными, ЗАЭС, а также коммерческими выгодами по расширению своего экспорта морским путём. Наконец, с учётом растущего давления (ведь поставки российского аммиака предусмотрены обоими стамбульскими соглашениями) по всей видимости в недрах киевского режима или их кураторов было принято решение: нет аммиакопровода, нет проблемы. Можно отмахиваться от не столь назойливых, но иногда звучащих напоминаний со стороны секретариата ООН, можно не отчитываться перед мировым сообществом и не обращать внимание на нужды тех, кому эта продукция была необходима. Взяли и уничтожили. <...> Аммиакопровод был одной из стержневых задач в рамках работы по реализации «пакетных» договорённостей, заключённых в Стамбуле 22 июля 2022 г. Объект имел ключевое значение с точки зрения обеспечения глобальной продовольственной безопасности. В год через него прокачивалось 2 млн тонн сырья для производства удобрений достаточно для того, чтобы накормить 45 млн человек. Таким образом, киевский режим не просто устранил физическую возможность для поставок аммиака на мировые рынки. Нанесён удар по общим усилиям по борьбе с угрозами голода и оказания помощи нуждающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки, а также по личным усилиям генерального секретаря ООН Гутерриша, который выступал с отдельной инициативой по аммиакопроводу и предложившего стамбульский «пакет», гуманитарное изучение которого, к сожалению, обесценивается на глазах", - заявила на вчерашнем брифинге официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

"Взрыв означает невозможность рестарта не только аммиакопровода, но и Одесского припортового завода, являющегося его конечным пунктом. И, конечно, диверсия на аммиакопроводе Тольятти — Одесса (равно как и обрушение дамбы Каховской ГЭС) может поставить крест на дальнейшей судьбе зерновой сделки: после неё нет смысла её продлевать. <...> Теперь остаётся ждать, пока аммиак стравится, и сколько времени займёт данный процесс — может, сутки, может быть, неделю или больше, здесь многое зависит от количества аммиака в трубе. Процесс восстановления пострадавшего участка может занять один-два месяца. Сами повреждения аммиакопровода могут быть сравнительно небольшие, в отличие от площади поражения — радиусом в несколько километров. Степень опасности аварии для людей зависит от того, на каком расстоянии от трубы находились их дома, сколько в них проживало человек, есть ли зелёные насаждения, какова роза ветров и температура воздуха, однако, в любом случае, следует побыстрее эвакуировать оттуда население", - сказал РИА Новости экономист, эксперт в сфере промышленности и энергетики Леонид Хазанов.

"Ясно, что теперь зерновую сделку продлевать уже не будут. Коллективный Запад, который препятствует вывозу нашего зерна и наших удобрений путём запрета на страхование морских перевозок этих грузов, решил поставить точку в этом вопросе. Поэтому и подорвали аммиакопровод, чтобы даже чисто технически было невозможно отгружать наш аммиак", - сказал порталу RostovGazeta член Комитета Госдумы РФ по просвещению, звезда телевизионных интеллектуальных игр Анатолий Вассерман.

Политолог Павел Данилин: "Глубинный смысл взрыва аммиакопровода довольно прост. Украина понимала, что ей необходимо согласиться на его работу и обеспечить его безопасность для продления зерновой сделки. С пиарной точки зрения это было очень и очень плохо ддя Зеленского. Поэтому было решено отрезать себе ногу, чтобы все вокруг видели несгибаемость Зели. Правда, теперь для России вообще нет смысла в зерновой сделке. В общем, украинцы умудрились в очередной раз в боевом гопаке подпрыгнуть и выстрелить себе же по яйцам".

Военкор Александр Харченко: "В районе деревни Масютовка Харьковской области украинцы подорвали аммиакопровод. Да-да, тот самый, который Россия многие месяцы тщетно пытается запустить в рамках зерновой сделки. Стоило России 2 июня заявить о приостановлении регистрации украинских судов в портах и потребовать возобновить поставки аммиака - через 3 дня подрывают трубу. Но эта новость была радостной не для всех украинцев. Из-за направления ветра, аммиак пошёл в сторону украинских позиций. 1 боец точно погиб, нескольких увезли в госпиталь с отравлением. Кроме того, украинское наступление в этих краях из-за аммиака решили отложить. Одним словом — не пили сук, на котором сидишь. Даже если этот сук принадлежит «москалям»".

"Я вообще противник того, чтобы Россия возобновляла поставки аммиака, потому что аммиак — это сырьё для производства боеприпасов. И если мы будем поставлять аммиак, то чистый аммиак, который западные страны используют для взрывчатки, они оставят себе, а наш аммиак станет замещающим продуктом, в том числе в их системах производства минеральных удобрений. Поэтому в каком-то смысле это решение киевской хунты разрушить аммиакопровод — в интересах России. Потому что у нас самый дешёвый аммиак в мире, и без нашего аммиака объём производства боеприпасов в западных странах не выйдет на существенно бо́льшие объёмы. В этом наша страна напрямую заинтересована", - отметил в интервью "Царьграду" бывший депутат Госдумы РФ Максим Шингаркин.

"Итак, проблемы аммиакопровода больше нет. Труба — взорвана. Всякий раз, когда в контексте очередных переговоров всплывал аммиакопровод Тольятти-Одесса, вся страна цепенела он неловкости и изо всех сил пыталась объяснить себе, что «всё правильно», «это в наших интересах», «стране (или Мазепину) нужна валюта» и т.д. Получалось плохо, но мы старались. Очень. И вот теперь тема аммиака закрыта. Как и тема «зерновой сделки», судя по всему. Теперь Россия будет строить дополнительные мощности по перевалке аммиака из Тольятти в порту Тамань, а партии мира (поражения) будет немножко грустно от утраты мощной мотивации в несколько миллиардов долларов в год", - подчеркнул журналист Сергей Мардан.

1.0x