Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года война прервала её занятия в Сталинградской музыкальной школе. Но в 1943 году Пахмутова поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при консерватории (тогда она называлась Школа одарённых детей). В 1953 году Пахмутова заканчивает Московскую Государственную Консерваторию, а в 1956 году — аспирантуру с диссертацией на тему Партитура оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Всю свою жизнь Александра Николаевна Пахмутова работает в разных жанрах. Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра и сочинения кантатно-ораториального жанра. Пахмутовой написана музыка к таким кинофильмам как: «Семья Ульяновых», «По ту сторону», «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Полынь — трава горькая», «О спорт, - ты мир».
Среди нескольких сотен песен, созданных Пахмутовой, широко известны такие, как:
«Песня о тревожной молодости», «Главное, ребята, сердцем не стареть»; «Песня-сказ о Мамаевом кургане» «Нежность», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Надежда», «Поклонимся великим тем годам», «До свидания, Москва».
А.Н.Пахмутова — народная артистка СССР (1984 г.), лауреат премии Ленинского комсомола (1967 г.), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982 гг.), Герой Социалистического Труда (1990 г.). В 1976 г. её именем названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в г.Цинциннати (США) малая планета №1989, открытая крымскими астрономами.
Живёт и работает в Москве. Почётный гражданин Луганска (1971), Усть-Илимска(1979), Волгограда (1993), Братска (1994), Москвы (2000).
В течение многих лет Александра Николаевна являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров, возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика», в 1968-1991 годах была секретарём правления Союза композиторов СССР и России, а также – депутатом Верховного Совета РСФСР, с 2010 года является членом Патриаршего совета по культуре (РПЦ).
Из публикации в «Завтра» (№45, 2005)
«Спасти нас могут только нормальная нравственная и художественная среда, подобная советскому радиовещанию, воспитывавшему и образовывавшему нас, и — всё-таки — бесплатное образование. Это истинный факт. Если бы я была девочкой в это время, никакого композитора Пахмутовой уже бы не было. В лучшем случае я была бы нянькой у какого-нибудь олигарха».
«Меня в любом явлении, особенно в явлении отрицательном, интересует, где причины, а где следствия. Я не оправдываю артистов эстрады, но они поют то, что считается естественным петь, то, что разрешается, то, что поощряется. Почему поощряется? Идите тогда, смотрите выше и крупнее — почему это поощряется. Это уже социология. Это уже политика. Дело не в том, что я думаю, будто артистам эстрады говорят: "Пой нарочно про грязь". Но, оказывается, это возможно и прибыльно! Еще говорят: "Зато свобода!" Да мне не нужна эта свобода… Вернуть ситуацию, при которой народ снова полюбил бы гениальную музыку (я помню общенародные баталии вокруг Лемешева и Козловского, например), очень просто. Это очень просто! Что человек впитывает с детства — то и любит. У нас были сказки и Пушкин, сейчас — комиксы. Комиксы и всё. Это делается специально. А почему — скажете сами, не знаю…»
«У меня есть самое дорогое на Земле звание — звание композитора».