08:05 22 апреля 2024 Культура Война

О ветеранах бардовского движения, которые предали Родину и собирают деньги для ВСУ

Фото: ссылка

Москвич Сергей Яковлевич Никитин (сын полковника госбезопасности, начальника Высшей школы МГБ СССР Якова Григорьевича Никитина) и уроженка Сталинабада/Душанбе Татьяна Хашимовна Садыкова (дочь физика Хашима Умаровича Садыкова, впоследствии выросшего до поста республиканского министра просвещения) познакомились на физфаке МГУ, через четыре года поженились, и вскоре возник знаменитый бардовский дуэт. Интернациональный, популярный, очень востребованный кинематографом, пользующийся благосклонностью различных культурных функционеров. Сергей и Татьяна Никитины прекрасно чувствовали себя всегда - в советскую эпоху, постсоветскую. Татьяна в позднеперестроечное время была назначена начальником отдела культуры Октябрьского райисполкома г. Москвы, в 1991-м переместилась в кресло заместителя префекта Центрального округа Москвы, в 1992-94 годах - заместитель министра культуры РФ. Оба - члены Всероссийского музыкального общества, лауреаты Царскосельской художественной премии, кандидаты физико-математических наук. Никитин давно числится в правлении Центрального дома работников искусств, членствует в Союзе театральных деятелей России. Ещё в 1978-м он стал лауреатом премии Московского комсомола в области литературы и искусства. В 1995-м Борис Ельцин наградил Сергея званием "заслуженный деятель искусств РФ". В 2003-м Владимир Путин наградил Татьяну званием "заслуженной артистки РФ". В 2018 году Сергей - лауреат Пушкинской премии в номинации "Просветители" ("за преданное служение поэзии и создание произведений песенного искусства").

И вдруг широкая публика узнала, что Сергей и Татьяна Никитина резко осудили СВО, эмигрировали в Соединённые Штаты, спонсируют ВСУ, тесно сотрудничают с лондонским фондом поддержки укротеррористов True Russia*, 18-26.05.2024 будут выступать на русофобском заукраинском шабаше в Черногории, организованном с целью сбора средств для нацистской нечисти. Люди справедливо возмущены. Многие признаются, что шокированы.

Если честно, почему шок-то? Пара известна демшизово-ельциноидными взглядами. Ярые симпатизанты богомерзкой гайдарочубайсятины. Светились на сугубо либерастных междусобойчиках, в соответствующих политструктурах. Странно заподозрить таковых даже в толике патриотизма.

До окончательной эмиграции Никитины долго жили на три страны - Россию, Италию и США (где более тридцати лет обитает отпрыск Александр, звёздно-полосатый гражданин). В середине 1990-х получили грин-карты, то есть документы, удостоверяющие статус постоянного жителя США, т.н. резидента. Вдобавок Татьяна имеет итальянский ВНЖ; Италия, по её словам, "так хороша, что не нуждается в моей характеристике". В Штатах "наши внуки", подчёркивала она в беседе с "Москвич Mag" 18.02.2022, и вообще, американцы - молодцы, "работают — не как в России — на износ". А вот в Москве теперь гнусно, поскольку "общая атмосфера в стране влияет". В том же интервью Сергей ностальгировал по началу девяностых, "когда рухнул Советский Союз", сетовал на происходящее сейчас (правда, добавил: "Лично я не могу сказать, что ощущаю давление"), говорил: "Для меня ориентиры — академик Сахаров и поэт Окуджава". Ранее в интервью "МК" г-н Никитин поведал о присущем им с женой "сознании остродиссидентском". Мол, в позднем СССР мелькали везде и всюду, отлично зарабатывали, однако на самом деле были "острыми диссидентами".

Типичная светлоликая интеллигенция, чего ж удивляться? С лёгкостью преодолевающая путь от оплаченных государством фиг в карманах и душещипательного "нетвойнизма" к сбору денег на убийства наших людей. Гражданских и военных, стариков и детей, женщин и мужчин.

двойной клик - редактировать изображение

ИА Regnum: "Осуждающая из Риги Россию и россиян Чулпан Хаматова опубликовала анонс своего майского выступления в черногорской Будве. Среди участников 9-дневного фестиваля — сплошь антироссийские одноверцы Хаматовой — жалеющая, что террористы не смогли убить Захара Прилепина Вера Полозкова, осуждающая россиян за неуважение к террористам из «Крокуса» Манижа, иноагент Дмитрий Быков и т.п. Процент от сбора фестиваля традиционно идёт на помощь Украине. Среди перечисленных всем известных антироссийских имен стыдливо затесалась парочка новых — Сергей и Татьяна Никитины. Всесоюзно, а потом и всероссийски любимые барды, каждое 8 марта поющие с экранов ТВ «Александра, Александра, этот город наш с тобою…» в оскароносной картине «Москва слезам не верит», каждый Новый год — хиты в «Иронии судьбы» голосом Жени Лукашина, в любимых мультфильмах рассказывающие детям про то, что «Собака бывает кусачей», а ещё про то, что «не секрет, что друзья не растут в огороде...». Теперь «шьют сарафаны и легкие платья из ситца», а также исполняют добрые советские хиты, на которых выросло не одно поколение россиян, Никитины вместе с другими антироссийскими перебежчиками ради собора средств на помощь Украине, много лет планомерно уничтожавшей своих собственных граждан. После начала СВО Татьяна и Сергей Никитины поспешно уехали из России в Нью-Йорк к единственному сыну Александру, который давно там живёт с семьёй. <...> Напоследок для уже бывших соотечественников Сергей Яковлевич написал песню «Февраль» на стихи арестованной за оправдание терроризма режиссёра Евгении Беркович (внесена в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга - Прим.) и лично исполнил её на своём авторском вечере в Москве накануне отъезда. Текст «Февраля», естественно, по доброй традиции несогласных, полон намёков и недосказанностей. После были многочисленные фейки с якобы цитатами украинских детей из бомбоубежищ, где они просят не убивать их. <...> Татьяна и Сергей Никитины в 2022 году дали интервью иноагенту Дмитрию Быкову в его программе ЖЗЛ, в котором, опять же, осудили происходящее в родной стране. В США Сергей и Татьяна Никитины активно помогают и записывают агитационные ролики для антироссийской организации под названием «Настоящая Россия»*. «Каждый выбирает для себя: женщину, религию, дорогу. Дьяволу служит или пророку, каждый выбирает для себя. Эти стихи Юрия Левитанского мы поём всю свою жизнь. И уже давно сделали выбор. Главная ценность — это жизнь человека. Его достоинство, его свобода, — говорит на одном из роликов Сергей Никитин. «Поэтому нам близко и понятно то, для чего создан фонд «Настоящая Россия»*, — вступает Татьяна Хашимовна. — Если сегодня можно помочь жертвам этой ужасной войны — это надо сделать. Присоединяйтесь к фонду «Настоящая (Татьяна Никитина делает ударение на это слово) Россия*». Чтобы было понятно, «Настоящая Россия» — организация, основанная «истинными россиянами» Михаилом Барышниковым, иноагентами Борисом Акуниным (внесён в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга, заочно арестован и объявлен в розыск - Прим.) и Сергеем Гуриевым в марте 2022 года, чтобы собирать деньги для помощи украинцам. Сейчас Никитины вместе с сыном Александром регулярно дают камерные концерты и в Штатах и за их пределами для эмигрантов. <...> Кстати, нельзя сказать, что исполнители песни про «ёжика резинового, который шёл и насвистывал дырочкой в правом боку» после начала СВО поют только для заграницы. Отнюдь. Пусть в России супруги Никитины с момента начала СВО больше и не живут, а действия страны громко осуждают, зарабатывать тут они не перестают. Например, бард и композитор недавно объявил, что летом выступит в московском клубе «Гнездо глухаря»".

Редактор раздела "Общество" портала АиФ.ru Андрей Сидорчик: "Подходит поговорка «Ласковый телёнок двух маток сосёт». Ибо семейный тандем Никитиных, осуждая СВО, не готов рвать всех связей с Родиной. Например, 23 марта концерт в честь 80-летия Сергея Никитина прошёл в Нью-Йорке. А за неделю до этого такое же мероприятие прошло в Москве, в клубе «Эльдар». Правда сам юбиляр был в Нью-Йорке, но не в Москве. Зато на 20 июня 2024 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя анонсирован концерт к 90-летию со дня рождения Юрия Визбора. Среди участников концерта заявлен господин Никитин, и билеты уже в продаже. То, что основной доход четы Никитиных, позволяющий им безбедно жить аж на три страны — Россию, США и Италию, — происходит из нашего государства, догадаться нетрудно. Потому что «Александра», «Бричмулла» и прочие хиты дуэта коммерческой песни как-то не стали всемирным достоянием, ограничившись лишь русскоязычной средой. В 2021 году Сергей Никитин в интервью «Собеседнику» рассказал: «Наша семья живёт, можно сказать, в 22-м веке. Наши внуки — американцы русского происхождения. В Америке есть ощущение свободы, что каждый человек может жить так, как ему нравится. А ещё люди в США могут устроить свою судьбу, не спрашивая ни у кого на это разрешения». Тут надо добавить, что ощущение свободы в США приходит с деньгами, которые Никитины заработали далеко не там. Равно как и все остальные «спонсоры Украины» из российской либеральной среды. Но в случае с четой Никитиных есть ещё более чем анекдотичный момент. Злые языки утверждают, что вид на жительство в США барды сумели получить, козыряя оскароносной лентой «Москва слезам не верит» режиссёра Владимира Меньшова, в которой они исполняли «Александру». Вряд ли супруги Никитины не знали о политических взглядах товарища Меньшова, но, как видим, не побрезговали воспользоваться успехом «заклятого идеологического врага». Призывая жертвовать деньги Украине, Татьяна Никитина заявляет в ролике: «Если сегодня можно помочь жертвам этой ужасной войны — это надо сделать». Само собой, по представлению бардов, жертвы сосредоточены исключительно в Киеве. Возникает вопрос — а почему же они долгие годы не замечали трагедию Донбасса? Такое принято порой объяснять аполитичностью культурных деятелей, но это не тот случай. В январе 2013 года Сергей Никитин отказался участвовать в концерте, посвящённом 60-летию альтиста и дирижёра Юрия Башмета. В соцсети Никитин так объяснил свой поступок: «Я отказался от участия в Юбилейном вечере Юрия Башмета. Не считаю для себя возможным быть на этом вечере в силу серьёзных разногласий с юбиляром по поводу принятого „закона Димы Яковлева“ и его отношения к президенту В. В. Путину». Принципиальный шаг, в котором политические соображения ставятся выше личных отношений. Ни о какой аполитичности четы Никитиных говорить не приходится. Так что и сожжённую Одессу Сергей и Татьяны Никитины видели, и гибель детей Донбасса, и многое другое. А молчали потому, что не видели в этом ничего плохого. Как заметил сам господин Никитин после истории с Башметом, ему «приятнее принадлежать к лагерю» других людей. Но поскольку государство наше, в отличие от украинского, очень долго не задавало вопроса «С кем вы, мастера культуры?», Никитины продолжали зарабатывать в категорически неприятной им стране. <...> Сыну чекиста и дочери таджикского физика, которые, получив за госсчёт высшее научное образование, ударились в песни, всё не хватало свободы и возможностей. И даже монетизировав в новой России бардовские успехи в долларовый капитал, они по-прежнему недовольны страной и народом. Невольно вспоминается свинья баснописца Крылова, которая в погоне за желудями подрывала корни дуба. Впрочем, всякая свинья приходит к определённому финалу. Это тоже суровый закон жизни".

двойной клик - редактировать изображение

"Неприятно, но, кажется, это тот случай, который лично я могу легко пережить — я не ассоциирую песни, спетые их голосами, с ними самими. Пусть сходят с ума дальше. А мы будем спокойно слушать то, что любим", - написала член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Марина Ахмедова. "Но я всё равно не могу понять этого диссидентства, вредительства своей стране. Спонсирование врагов своей Родины можно трактовать однозначно: измена Родине", - отметила актриса Яна Поплавская.

"Приехал в отпуск в родную и любимую Москву. Кстати, на одной станции метро меня как военного даже бесплатно пропустили в знак уважения. Было приятно. И вот в переходе музыкант играет «Александру». А я очень люблю эту песню. Да в общем я и к остальному творчеству Никитиных отношусь нормально. Но иду, слушаю «Александру», а в голове уже давно старая отметка, галочка, что Никитины — предатели. И вот что теперь с «Александрой» будем делать в гениальном фильме патриота Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»?", - задаёт вопрос доброволец СВО, координатор движения "Русский союз" Сергей Григоров.

"Важно отметить, что Никитины были больше не барды, а часть тусовки советской творческой интеллигенции. Русофобской и антигосударственной. Той самой, что жила на прикорме у государства, обитала на выданных государством дачах, и всю жизнь государство это всей душой презирало и ненавидело. Собственно эти и объясняется их популярность, сейчас это назвали бы «артист, раскрученный продюсерами». В те годы за продюсера была своя тусовочка. Россию Никитины никогда не любили. Грин-кард в США получили давно, чуть ли не в середине 90-х. Жили там больше, чем в России. Да, тот самый случай. Осуждаю я войну ужасно, но живу комфортно в стране, которая то и дело кого-то бомбит, лишь бы экономика её работала. Потому в никитинской поддержке ВСУ нет ничего странного. Всю жизнь копить нелюбовь и презрение к своей стране. Куда-то же это должно было вывести", - считает заместитель председателя Московской городской Думы, тележурналист Андрей Медведев.

Председатель Комитета Госдумы РФ по культуре Елена Ямпольская: "Удручающие недолёты-перелёты в связи с массированной пальбой по Никитиным. Целятся в них — попадают в Киплинга и Маршака. Или ещё хуже — в прекрасную, потрясающую Юнну Петровну Мориц. Чью поэзию если не понимаешь, так это исключительно твои проблемы, Мориц ни при чём. Тут дело не только в невежестве, но в какой-то детской позиции: ах, раз люди плохие, значит, ничего хорошего никогда произвести не могли, и всё, и точка! Вот это «непонятно, за что их любили» ударяет исключительно по тем, кто любил. Вдогонку, так сказать. Довеском. Мало того, что в исполнителях глобально разочаровался, так ещё выясняется, что вкус у тебя был никудышний. И за симпатии детства и юности хорошо бы покаяться. Причём прилетает всё это, конечно, только старшему поколению, поскольку молодёжь никаких Никитиных не знает. Вдруг со вчерашнего дня «Александра» — это плохо. Пастернаковский «Снег идёт» из титров «Старого Нового года» — ещё хуже. И про ёжика с дырочкой в правом боку ребёнку больше петь нельзя. Мне кажется, следует реагировать более зрело. Как минимум, не забывая, что те, кто проявил себя за последние два года как предатель или просто трус, лучшее создавали здесь, при поддержке государства, той или иной, а зачастую и просто по госзаказу. Добавлю — при деятельном участии государственных редакторов, что немаловажно. И всё, и точка — вот теперь действительно. Позднее творчество всех этих деятелей никому даром не нужно. А прежнее — хочешь люби, хочешь нет. Советское наследие уж точно принадлежит всем нам по праву. Они предали и настоящее наше, и прошлое. А мы не предаём ни то, ни другое. Осадок останется? Конечно. Забыть, слушать, как прежде, уже не получится? Безусловно. Ну что ж, пусть это будет самой большой нашей потерей".

Поэт, обозреватель издания "Абзац" Игорь Караулов: "История о наших культурных кумирах прошлого, которые поддержали ВСУ, ещё не рассказана до конца. Не все имена всплыли, не все поступки получили оценку. Личные мотивы пусть анализируют психологи. Возможно, в некоторых случаях это будут тюремные психологи. Нам же остаётся размышлять, каким образом единое культурное поле страны разделилось на тех, кто остался со своим народом, и тех, кто сочувствует только чужим бедам и чужим интересам. Я не буду восклицать, что супруги Никитины предали мою юность, поскольку никогда их фанатом не был. Сложнее было с Булатом Окуджавой, которым я в самом деле заслушивался в детстве, а потом он взял и похвалил Шамиля Басаева. А Никитины были просто миленьким фоном существования, к тому же абсолютно разрешённым, без привкуса запретного плода. Самое яркое воспоминание об их творчестве — когда на полевой практике географического факультета начальство будило нас, врубая на полную громкость их зычные голоса. Казалось бы, это не «Полёт валькирии» и не бетховенское «судьба стучится в дверь», но действовало безотказно. Вкрадчивая милота их вокала дико раздражала и не давала студенту вернуться в объятия Морфея. Впрочем, эта милота и вкрадчивость, эта теплохладность была характерна для всего жанра КСП, с которым неразрывно связано творчество поющего семейства. Конечно, Никитины были классом повыше обычных бардов с их песнями у костра и антисанитарным сексом на остывших углях. Они не пели о бородатых геологах и туристах, слава богу, не писали собственных текстов, брали в работу чужие хорошие стихи. Поэтому их допускали петь в культовых фильмах — «Ирония судьбы» и «Москва слезам не верит». Но всё же это КСП, специфическое социальное явление позднего, загнивающего СССР, в котором вся эта гнилость советско-антисоветская отразилась не менее отчётливо, чем, скажем, в эстрадном юморе того времени. Сегодня бардовское сообщество в России не так заметно, как прежде. Причина не только в естественной амортизации жанра, но и в том, что из подмосковных лесов барды со своими солнышками давно переместились в леса Нью-Йоркщины, Торонтовщины и Ванкуверщины. Неудивительно, что Татьяна и Сергей Никитины тоже потянулись туда, где ещё жива и процветает их родная субкультура. Туда, где в итоге оказался иноагент Дмитрий Быков, для которого поклонники бардовской песни, братьев Стругацких и кухонной фронды тоже составляют питательную среду. А с волками жить — по-волчьи выть. Хотя этот вой больше напоминает поросячье похрюкивание. В общем, матушка-релокация собрала их всех и расфасовала в суповые наборы. Будем благодарны судьбе за то, что все эти люди — с Чулпан Хаматовой, Верой Полозковой, Манижей, иноагентом Макаревичем, а теперь ещё и престарелыми Никитиными — тусуются на своих фестивалях то в Черногории, то в Израиле. И за то, что у нас их нет. Я не буду мазать чёрной краской всю культуру позднего СССР. Напротив, на примере творчества Никитиных хорошо виден раскол, проявившийся в наше время. Например, супруги спели множество песен на стихи Юнны Мориц. И вот теперь они — за Украину, она — яростная патриотка России. И что делать с песнями? Пилить пополам ёжика резинового? Конечно, пилить не будем, кому нравится — пусть слушают. Но ведь Никитины типичны для своей среды и своего поколения. А Юнна Мориц — исключение, она пошла против своей среды и была ею отвергнута. Так что антироссийское выступление Татьяны и Сергея Никитиных — ещё один повод подумать о том, что за дьявольские вихри закручивались в тихом омуте шестидесятых и семидесятых годов прошлого века, когда интеллигенция оказалась предоставленной самой себе. И начать делать выводы о том, какая культурная политика нужна нам в будущем, чтобы из кажущейся милоты и вкрадчивости не вылезали поросячьи пятачки Бандеры".

двойной клик - редактировать изображение

"Вывод. Даже два вывода. Первый — с культурной точки зрения ничего не изменилось и не отменилось. Не изменились написанные 30-40-50 лет назад песни Никитиных. Соответственно, и «отменять» эти произведения, отказавшись в том числе и от просмотра фильмов, где звучат никитинские композиции, нет никакого смысла и необходимости. Если кто-то не научился отделять талант того или иного художника от его личных нравственных качеств или общественно значимых поступков — значит, самое время научиться. Второй вывод касается не прошлого, а будущего: по информации СМИ, летом бардовская семья, оказавшаяся дуэтом русофобов, намерена как минимум дважды выступить (то есть заработать) в Москве. И вот тут уже требуется вывод наглядный, практический — не допустить получения доходов в России людьми, предавшими свою Родину", - резюмировал "Царьград".

* организация-иноагент, признанная нежелательной в России

1.0x