Политическое утро 22 сентября началось с новостей из Кремля - Дмитрий Песков на брифинге предупредил журналистов, что "сегодня <...>, где-то после полтретьего, Президент сделает ряд важных заявлений" в ходе заседания Совета Безопасности.
Действительно, Владимир Путин провёл оперативное совещание с постоянными членами Совбеза. Участвовали председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, руководитель Администрации Президента Антон Вайно, заместитель председателя Совета Безопасности Дмитрий Медведев, секретарь Совета Безопасности Сергей Шойгу, министр обороны Андрей Белоусов, министр иностранных дел Сергей Лавров, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников, директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, специальный представитель Президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
⚡️ Путин:
▪️ Ситуация в сфере стратегической стабильности продолжает деградировать;
▪️ В результате разрушительных шагов Запада подорваны основы для диалога между государствами с ядерным оружием;
▪️ Россия не заинтересована в гонке вооружений, но готова ответить на любые возможные угрозы военной силой;
▪️ Полный отказ от ДСНВ стал бы ошибкой;
▪️ Россия готова в течение года после завершения срока действия ДСНВ соблюдать его количественные ограничения;
▪️ Москва будет соблюдать ограничения ДСНВ, если аналогичные шаги сделают Соединённые Штаты.
"Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня несколько вопросов, в том числе вопросы миграционной политики. Но хотел бы начать сегодня с другого вопроса — с вопроса, который имеет исключительно важное, принципиальное значение для защиты наших национальных интересов, суверенитета России, для обеспечения международной безопасности в целом, без всякого преувеличения. Имею в виду ситуацию в сфере стратегической стабильности: она, к сожалению, продолжает деградировать, что вызвано совокупным воздействием целого ряда факторов, причём негативного характера, провоцирующих обострение имеющихся и появление новых рисков стратегического порядка.
В результате ранее предпринятых странами Запада достаточно разрушительных шагов был существенно подорван фундамент конструктивных отношений и практического взаимодействия между государствами, обладающими ядерным оружием. Оказались расшатанными основы для ведения диалога в соответствующих двусторонних и многосторонних форматах. Шаг за шагом была практически полностью демонтирована система советско-американских и российско-американских соглашений по контролю над ракетно-ядерными и стратегическими оборонительными вооружениями — система, работавшая как на стабилизацию обстановки между государствами — обладателями двух крупнейших ядерных арсеналов, так и в целом на укрепление всей глобальной безопасности.
Вновь повторю: о причинах и возможных последствиях такого положения вещей нами говорилось неоднократно. Множественные проблемы, накопившиеся в стратегической сфере с начала XXI века, связываем с деструктивными действиями Запада, их дестабилизирующими доктринальными концепциями и военно-техническими программами, нацеленными на подрыв глобального паритета, на обретение, попытку обретения, абсолютного, подавляющего превосходства.
Мы последовательно и подробно останавливались на этих вопросах, критиковали данную позицию, не только подчёркивали крайнюю опасность дальнейшей деградации ситуации, но и неоднократно выдвигали конкретные идеи по её совместному выправлению. Однако наши предостережения и инициативы не получили внятного отклика.
Подчеркну, и в этом ни у кого не должно быть сомнения: Россия в состоянии ответить на любые существующие и вновь возникающие угрозы, ответить не на словах, а путём применения военно-технических мер. Пример тому — наше решение об отказе от одностороннего моратория на развёртывание наземных ракет средней и меньшей дальности. Это был вынужденный шаг, продиктованный необходимостью адекватно реагировать на программы по размещению в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе аналогичных вооружений американского и иного западного производства, что прямо угрожает безопасности России.
Наши планы по укреплению обороноспособности страны строятся с учётом меняющейся обстановки в мире, реализуются в полном объёме и своевременно. Мы уверены в надёжности и эффективности наших национальных сил сдерживания, но в то же время не заинтересованы в дальнейшем наращивании напряжённости и подстёгивании гонки вооружений. Россия всегда исходила и исходит из предпочтительности и приоритетности политико-дипломатических методов поддержания международного мира на основе принципов равноправия, неделимости безопасности и встречного учёта интересов.
Напомню, что последним значительным политико-дипломатическим достижением в сфере стратегической стабильности стало заключение в 2010 году российско-американского Договора о стратегических наступательных вооружениях. Однако в дальнейшем из-за крайне враждебной политики администрации Байдена, нарушившей базовые установки, на которых был основан данный договор, его полноформатное осуществление было в 2023 году приостановлено.
Тем не менее обе стороны заявили о намерении добровольно продолжать соблюдение центральных количественных ограничений по договору о стратегических наступательных вооружениях до завершения его жизненного цикла.
Таким образом, вот уже на протяжении почти 15 лет это соглашение продолжает играть значимую позитивную роль в поддержании баланса сил и определённости в сфере стратегических наступательных вооружений.
Срок действия ДСНВ истекает 5 февраля 2026 года, что означает скорое исчезновение последнего международного соглашения о прямых ограничениях на ракетно-ядерные потенциалы. Полный отказ от наследия данного соглашения стал бы со многих точек зрения ошибочным и недальновидным шагом, что в том числе негативно сказалось бы, по нашему мнению, и на обеспечении целей Договора о нераспространении ядерного оружия.
Чтобы не провоцировать дальнейшую гонку стратегических вооружений, обеспечить приемлемый уровень предсказуемости и сдержанности, считаем оправданным попытаться сохранить на нынешнем достаточно турбулентном этапе сложившийся благодаря ДСНВ статус-кво. Поэтому Россия готова после 5 февраля 2026 года продолжить в течение одного года придерживаться центральных количественных ограничений по Договору о СНВ.
В дальнейшем на основе анализа обстановки нами будет приниматься определённое решение о последующем сохранении указанных добровольных самоограничений. Полагаем, что данная мера станет жизнеспособной только при том условии, что США будут действовать аналогичным образом и не предпримут шагов, подрывающих или нарушающих существующее соотношение потенциалов сдерживания.
В связи с этим прошу профильные ведомства продолжить тщательно отслеживать соответствующую деятельность американской стороны, прежде всего применительно к арсеналу СНВ. Особое внимание надо также уделить планам наращивания стратегических компонентов системы противоракетной обороны США, включая подготовку к размещению средств перехвата в космосе. Будем исходить из того, что практическое осуществление подобных дестабилизирующих действий способно обнулить усилия нашей стороны по поддержанию статус-кво в сфере СНВ. Соответствующим образом мы и будем реагировать.
Полагаю, что реализация российской инициативы могла бы стать существенным вкладом в создание атмосферы, благоприятствующей предметному стратегическому диалогу с Соединёнными Штатами Америки, — естественно, при форматировании условий для его полноформатного возобновления и с учётом всего комплекса усилий по нормализации двусторонних отношений, устранению фундаментальных противоречий в области безопасности.
Давайте перейдём к текущей повестке дня. Слово Лаврову Сергею Викторовичу и Белоусову Андрею Рэмовичу...".
--------------------
Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачёв: "Усилиями предыдущих администраций США и всего «коллективного Запада» были развалены международно-правовые основы глобальной международной безопасности. Речь идёт о Договоре по ПРО 1972 года, Договоре по ликвидации ракет меньшей и средней дальности 1987 года, Договоре об обычных вооружённых силах в Европе 1990 года, Договоре по открытому небу 1992 года. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года так и не вступил в силу. 5 февраля 2026 года истекает действие последнего действующего документа — российско-американского Договора об СНВ-3. Напомню, что этот срок (пятилетнее продление) был согласован на саммите президентов России и США в Женеве в 2021 году. К сожалению, прошлая американская администрация не сдержала своё «женевское обещание» начать переговоры по стратегической стабильности с целью заключения нового соглашения. Таким образом, администрация Трампа получила от Байдена тяжёлое наследие в виде истекающего ДСНВ-3. С моей точки зрения, американской стороне послан чёткий сигнал о нашей готовности прекратить гонку вооружений, придерживаться имеющихся ограничений на паритетных началах, проявить ответственность и начать серьёзные переговоры по стратегическим делам с целью выхода на новое соглашение. Надеюсь, что этот сигнал будет услышан и правильно интерпретирован, в том числе теми «ястребами» в Вашингтоне, которые уже было подвели мир к глобальной ядерной катастрофе".
Председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Слуцкий: "Заявление Президента России Владимира Путина — архиважный сигнал американской стороне. Готовность придерживаться ограничений по ДСНВ (СНВ-3) ещё в течение одного года после истечения российско-американского Договора 5 февраля 2026 г. — проявление взвешенного и конструктивного подхода России в сфере стратегической стабильности и ядерного сдерживания. Не мы начали развал системы контроля за вооружениями. Вина за её деградацию и фактический слом — полностью на ястребах-русофобах и «партии войны» коллективного Запада. От того, насколько серьёзно воспримут заявление Президента РФ в Вашингтоне, зависит сохранение мира на планете и предотвращения дальнейшей гонки вооружений. Надеюсь, этот сигнал правильно будет услышан. Россия, как справедливо предупредил Владимир Путин, способна ответить на любые угрозы. И не на словах!"
"Президент всё ясно сказал, мы будем придерживаться после 5 февраля 2026 года этих же параметров, если будут придерживаться партнёры. Я думаю, что президент Трамп, скорее всего, пойдёт на это и будет тоже пока придерживаться, хотя его заявления по поводу создания системы золотого купола — это весьма тревожные факторы. Кстати, об этом наш Президент тоже говорил, он поставил задачу соответствующим ведомствам внимательно смотреть, в том числе за развёртыванием систем противоракетной обороны США, которые могут обнулить вот эти вот параметры, которых мы будем придерживаться", - сказал РИА Новости председатель Комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Картаполов.
"Мы транслируем американской стороне, что если договариваться о международной безопасности, ядерной безопасности, надо это делать по-серьёзному и без тех препятствий, которые мешают этим договорённостям. И обозначили срок — год. То есть в течение года президент США Дональд Трамп и его окружение должны выработать какую-то программу и не на словах, а на делах привести к тому, чтобы этот договор был продлен или, наоборот, закрыт", - констатировал редактор журнала "Арсенал Отечества" Алексей Леонков.
Исполнительный директор американской Ассоциации по контролю над вооружениями (Arms Control Association ACA) Дэрил Кимбалл "настоятельно призывает президента Трампа ответить взаимностью".



