15:28 28 июля 2023 Политика Экономика

«Москва одерживает победу на мировых сырьевых рынках». В Вашингтоне возмущаются по поводу стоимости российской нефти выше предельного уровня

Фото: ссылка

США заметно нервничают (хотя внешнее спокойствие сохраняют) на отсутствие положительных результатов по реализации механизма price cap (ограничение цены реализации российской нефти на экспорт - 60 долл./барр.). В Вашингтоне негодуют - как это получается, что России удаётся продавать нефть выше ценового потолка, несмотря на западные санкции. При этом и морские поставки российской нефти танкерами не сокращаются.

Исходя из сложившейся ситуации администрация президента США Д. Байдена готова пойти на определённые меры (расширить контакты) и планирует оказать мягкое давление на западных трейдеров, страховщиков и судовладельцев, которые не соблюдают правила и продолжают сотрудничество с Россией. Американские чиновники считают необходимым увеличить интенсивность контактов с компаниями, участвующими в перевозке российской нефти, постоянно напоминая им о необходимости соблюдать ограничения. Также Минфин США готов регулярно «надоедать» им письмами и звонками о необходимости соблюдать санкционные требования. Заместитель министра финансов США У. Адейемо уже провёл беседы с представителями стран, имеющими крупный танкерный флот. Активизировал свою работу помощник министра финансов по борьбе с финансированием терроризма и финансовыми преступлениями Э. Розенберг, обращаясь к поставщикам услуг по страхованию защиты и возмещению убытков (P&I clubs), с просьбой напомнить игрокам о требованиях, связанных с закупками российской нефти.

Такой подход вряд ли приведет к какому-то эффекту, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков: «США не могут призывать своих союзников соблюдать санкции, потому что эти союзники не участвуют в операциях с экспортом российской нефти. То есть сформировался отдельный сегмент мирового флота, который работает только на перевозку российской, иранской и венесуэльской нефти, тот самый «сумеречный» флот, или «серый», по-разному можно называть, но вот они специализируются на подсанкционной нефти. И они не зарегистрированы в США и Европе, у них нет счетов в американских или европейских банках, все транзакции у них проводятся в разных национальных валютах, не в долларах и не в евро. Поэтому подпадут они под санкции — дальше будут работать, ничего с ним не произойдет. Я думаю, что вряд ли западные страны могут повлиять уже на ту схему экспорта российской нефти, которая выстроилась за время существования потолка цены».

Отметим, что жёсткого давления и угроз в адрес нарушителей, Вашингтон применять не хочет, чтобы избежать негативного влияния на рынок нефти и роста нефтяных цен. Сам механизм price cap вводился не для того, чтобы убрать с мирового рынка российскую нефть (это невозможно), а, чтобы ограничить доходы Москвы от экспорта сырья. Из сложившейся ситуации видно - у Вашингтона этот трюк не очень получается, а западные СМИ по этому поводу пестрят заголовками- «о победе русских».

Из материала сайта «Фонда национальной энергетической безопасности»:

«Россия одержала победу на мировых сырьевых рынках в последние дни, так как продает нефть выше потолка цен, установленного Западом, пишет Wall Street Journal. "Москва взяла верх в борьбе за влияние на мировые нефтяные рынки в последние дни, когда цена самой желанной нефти в стране была выше предела, установленного Западом", — отмечает газета со ссылкой на информацию компании по сбору данных по сырьевым товарам Argus Media. По данным агентства, цена на флагманский сорт нефти Urals "впервые превысила 60 долларов за баррель с тех пор, как США и их союзники ввели новую политику санкций в декабре 2022 года". "Это признак того, что Кремлю удалось, по крайней мере частично, приспособиться к ограничениям", — подчеркивает газета. "Цена на российскую нефть Urals растет вслед за стоимостью эталонных сортов на мировых рынках. При текущей цене 82 доллара за баррель Brent, нефть Urals в порту Приморск оценивается в 66 долларов за баррель, а скидка составляет 16 долларов за баррель", — указывает Тамара Сафонова, доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития РАНХиГС при Президенте РФ. Однако дело здесь даже не в текущих котировках. Нефть действительно дорожает, что обусловлено мировым балансом: рынок показывает признаки дефицита предложения, а действия ОПЕК+ "разогревают" цену. Одна только Саудовская Аравия объявила о резком сокращении добычи в июле-августе — сразу на миллион баррелей в сутки. Однако "дыру" в картонном ценовом потолке Россия пробила намного раньше. Все потому, что Запад провалил свою главную задачу: помешать танкерным перевозкам.

Предположение о том, что России придется зависеть от западных компаний, и стало базовой ошибкой. Вместе с союзниками Москва сформировала свой собственный танкерный флот — уже через три-четыре месяца после введения потолка. "На практике вышло, что мировой флот разделился. Выделился отдельный — тот самый теневой флот, который теперь перевозит санкционную нефть — российскую, венесуэльскую и иранскую. Эти перевозчики понимают, что они все попадут в черные списки, но другие рынки им не нужны — они работают исключительно с тремя видами подсанкционной нефти. Они понимают, что санкции на годы, объемы перевозки большие, а ставки фрахта хорошие, так почему бы не специализироваться на этом сегменте рынка", — поясняет Игорь Юшков. В итоге ничего и не работает: к международному флоту Россия не обращается, у нее есть собственный лояльный пул танкеров: ему абсолютно все равно, по какой цене перевозить нефть. Что же касается страховки — решили и этот вопрос. Часть перевозок страхуют и перестраховывают российские компании. Основной же объем, как объясняют эксперты, идет по госгарантии. Никто особенно не беспокоиться: если танкер сломается, деньги отдаст государство.

Экономисты подчеркивают: Россия уже давно поставляет нефть по рыночным ценам, и это касается всех сортов. Привязка к бенчмарку той же Urals в свете всех передряг уже очень условна. Трейдеры могут лишь сообщить цену сделки при погрузке на танкер. "Потолок цен распространяется на любые сорта российской нефти. И, например, сахалинские сорта, такие как Витязь и Сокол, которые перевозятся по морю десятками миллионов тонн никогда не стоили ниже 60 долларов за баррель — за все время действия потолка. Никаких проблем с экспортом не было", — подчеркивает Юшков. Важно и то, что основной объем российской нефти экспортируют с доставкой до покупателя: чтобы его не страшили никакие санкции. Так, нефть выгружают, например, в индийский порт, где можно купить ее по любой цене. Это никак не ограничено санкциям. В санкциях написано: ценовой запрет распространяется только на страхование и перевозку морским транспортом, но не на покупку, подчеркивает аналитик».

Если затронуть вопрос о цене, которую платит покупатель в порту разгрузки, то она лишь ненамного ниже рынка. Дисконт Urals к марке Brent почти вернулся к значениям до начала спецоперации. Вся разница в том, что теперь фрахт и страхование оплачивает российская сторона. Агентство Argus сообщает, что цена российской нефти впервые с августа прошлого года превысила 65 долларов.

Из материала сайта neftegaz.ru:

«По сведениям Reuters, если цены на нефть Urals будут расти и дальше, США могут призвать другие страны G7 и ЕС повысить предельный уровень. Однако этот шаг станет сложным дипломатическим и политическим мероприятием, поскольку может столкнуться столкнется с сопротивлением со стороны восточноевропейских стран и законодателей США. Впрочем, Польша изначально пыталась добиться установления потолок цен на российскую нефть на минимальном уровне - 30 долл. США/барр., тормозя принятие потолка в декабре 2022 г. Однако, дело ограничилось лишь затягиванием голосования, а по факту потолок цен в ЕС был согласован на предложенном США уровне в 60 долл. США/барр. Затем Польша, Литва и Эстония вновь попытались снизить предельную цену на нефть, экспортируемую из России, с 60 до 51,45 долл. США/барр., но эта инициатива не прошла».

1.0x