По сообщениям американского издания «The Wall Street Journal » Израиль ведёт «морскую войну» против Ирана, атакуя танкеры, перевозящие иранскую нефть. Не менее десяти таких атак были организованы с конца 2019 года. В статье, опубликованной 8 апреля, такие случаи, в частности, имели место в Красном море, где израильская сторона применяла морские мины и другие вооружения, чтобы повредить иранские суда. Не менее двух танкеров вернулись в иранские порты из-за полученных повреждений. Информации о том, что какие-то суда были потоплены, не поступало. По сведениям газеты, в феврале, была установлена магнитная мина на корпусе иранского корабля, когда он стоял на якоре у берегов Ливана. Планировалось, что данное судно доставит нефть из Ирана в Сирию. Какие повреждения оно в итоге получило, не уточняется.
В США отмечают что, израильская сторона также пытается помешать Ирану в «доставке других грузов, в том числе вооружений, в регионе». В этой связи отметим самый последний по времени эпизод этой тайной войны, когда иранское судно «Савиз» подорвалось на мине во время плавания в Красном море недалеко от побережья Эритреи. Сам по себе этот факт говорит нам о том, в Эритрее продолжают базироваться израильские подводные лодки, и как полагают американцы, и отряд морского спецназа. Израиль никак не прокомментировал этот инцидент, однако газета «New York Times», которая используется американскими спецслужбами для организации нужных им утечек, сообщила, что именно Израиль нанёс удар по судну. Полный размер ущерба не был сообщен, а известно только то, что «Савиз» был поврежден миной, которая была прикреплена к судну. Хотя «Савиз» официально зарегистрирован как грузовое судно, он фактически является военным судном, принадлежащим иранскому Корпусу стражей исламской революции (КСИР). Иранские СМИ утверждали, что миссия «Савиза» состояла в борьбе с пиратами, но западные разведывательные источники утверждают, что корабль использовался в качестве платформы для разведывательных операций.
«Морская война» Израиля против Ирана началась ещё в 2018 году, после выхода США из иранской ядерной сделки и введения санкций в отношении Тегерана. Это одностороннее решение Вашингтона было и остается серьезным ударом по иранской экономике, особенно по нефтеэкспортному потенциалу. В этой связи, главное условие Тегерана, на переговорах проходящих в Вене по СВПД (6-9 апреля), состоит как раз в снятии американцами именно «нефтяных санкций». Проблемы в экономике вкупе с этими санкциями вынудил Тегеран серьезно сократить финансовую поддержку своих шиитских прокси, в Сирии, и ливанской «Хизбаллы». По оценкам израильской военной разведки, субсидии Ирана для бюджета «Хизбаллы» — около 700 миллионов долларов в год – значительно уменьшились с 2018 года. Это привело к сокращению финансирования бойцов «Хизбаллы».
«Хизбалла» и другие проиранские силы нуждались в деньгах, и генерал Касем Сулеймани (командир элитных «сил Аль-Кудс»), убитый в январе 2020 года, реализовал свой план обхода этих санкций. Собственно, ничего нового он не придумал, а просто реанимировал в новом качестве известный алгоритм «экономики сопротивления», который был отработан еще до начала сделки СВПД. Была организована доставка и продажа нефти в Сирию, тем самым обойдя международные санкции, наложенные как на Дамаск, так и на Тегеран. При этом использовались все возможные средства для введения в заблуждение западных спецслужб и международных судоходных компаний. Иранскую нефть стали грузить в портах с помощью подставных компаний и перевозить на танкерах с измененными названиями. Иранские, сирийские и ливанские торговцы покупали нефть, а взамен платили шиитским боевикам и «Хизбалле» сирийскими лирами. Валюты Сирии и Ливана резко упали за последний год, но, несмотря на это, они, тем не менее, ликвидны. К этим данным израильских экспертов добавим и сухопутный путь из Ирака через Анбар в Сирию с помощью бензовозов.
Такая политика вызвала реакцию Израиля, который ответил своим собственным планом. Идея заключалась в том, чтобы начать крупномасштабную превентивную кампанию с использованием военных, дипломатических, экономических инструментов. Это привело к десяткам секретных разведывательных операций, проведенных подразделениями военной разведки и Моссада, наряду с нанесением воздушных ударов по целям, связанным с шиитскими формированиями, «Хизбаллой» и КСИР. Большинство атак было совершено в Сирии, другие — на границе с Ираком, а несколько отдельных, якобы, имели место в Ливане. Так противостояние между Израилем и Ираном перекинулось с земли, воздуха и киберсферы на море. Идея состояла в том, чтобы использовать возможности Моссада и военной разведки для получения точной информации, которая позволила бы Израилю атаковать иранские суда, не топя их и не вызывая экологических катастроф. И это не встречало внятного ответа иранцев, пока несколько недель назад Тегеран не решил принять ответные меры. Как полагают сами израильские эксперты, в этом виноват во многом сам Израиль, который регулярно «сливал» в СМИ данные о «своих успехах» в рамках атак морских судов Ирана, что вынудило иранцев пойти на ответные шаги в плане «сохранения своего лица». До тех пор, пока диверсионные миссии проводились тайно, Ирану было удобно игнорировать их, как будто их и не было. Но в тот момент, когда в Израиле началась предвыборная болтовня на эту тему в местных СМИ, это стало опасной игрой с эффектом бумеранга.
Можно предположить в свою очередь, что это был не основной стимул для Тегерана, речь в данном случае идет о более масштабной игре с точки зрения обозначения предварительных переговорных козырей в рамках возобновления дискуссий вокруг реанимации СВПД. Но как бы то ни было, иранские силы в прошлом месяце атаковали грузовое судно, частично принадлежащее израильскому торговцу автомобилями и судоходному магнату Рами Унгару, которое перевозило транспортные средства из Восточной Азии в Индию. Унгар — друг главы Моссада Йоси Коэна. Через очень короткий промежуток времени спецназ ВМС КСИР устроили диверсию на другом корабле, принадлежащем израильскому бизнесмену Эхуду Ангелу, деловому партнеру семьи Офер. Семья Офер владеет флотом сингапурских судов и нефтяных танкеров, которые в прошлом вели бизнес с Ираном.
В этой связи некоторые эксперты отмечают, что в реальности, морская диверсионная война совсем не в интересах Израиля. Около 90% товаров, которые Израиль импортирует и экспортирует, доставляются на морских судах, и «спокойные» морские пути важны для Израиля. Волна сообщений о диверсионной войне также раздражает судовладельцев, которые закономерно опасаются дестабилизации с автоматическим увеличением расходов на страхование и убытки. Кроме того, администрация США обдумывает свою политику в отношении Ирана и пытается решить, как вернуться к ядерной сделке, и эта конфронтация на море (возможно, американцы и являются бенефициарами и косвенно стоят за событиями) вполне может использоваться в качестве одного из скрытого рычага давления на Иран и его позицию по СВПД. США также имеют возможность разыграть выгодную для себя партию, с израильской стороной, пользуясь сложившейся ситуацией на море.