пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Сегодня 15 марта 2025
17:23 13 февраля 2025 Политика Общество

Доклад Патриарха в Храме Христа Спасителя (многое о важном), ответ Предстоятеля РПЦ антипатриоту-«уранополиту»

Фото: ссылка

Накануне в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось общее собрание духовенства Московской митрополии.

Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом, в котором, помимо прочего, коснулся вопросов мигрантских анклавов и распространения неоязыческого бреда среди некоторых военных в зоне СВО.

Из доклада:

"Не будет преувеличением сказать, что Церковь в наши дни для большинства граждан является источником духовной и нравственной поддержки, а также способствует патриотическому единению и воспитанию нашего народа. Это высокая духовная миссия. Как говорил святитель Филарет Московский, «худой гражданин царствия земного неблагонадёжен и для Царствия Небесного».

Наше Отечество переживает особый, достаточно сложный период своей истории, и каждый из нас, конечно, это чувствует. Противостоящие России силы сконструировали конфликт на Украине, намереваясь использовать его для ослабления нашей страны и влияния Русской Православной Церкви. Неслучайно началу гражданской войны на Донбассе предшествовала провокация церковного раскола, сопровождавшаяся и до сих пор сопровождающаяся захватами храмов канонической Украинской Православной Церкви, беззаконными судилищами и преследованием её иерархов и священнослужителей. Будем продолжать молиться о неправедно гонимых, дабы избавил их Господь от ярости нечестивых. Мы не должны забывать, что на просторах Святой Руси, на нашей канонической территории до сих пор творится этот беспредел, порождённый политическими силами, цель которых — такой разрыв между Россией и Украиной, что и через века невозможно преодолеть. А чтобы было так, нужно расколоть Церковь, и не просто расколоть, а создать на Украине такую квазицерковную организацию, которая была бы заточена на борьбу с Русской Православной Церковью хуже всяких других раскольников и еретиков. К сожалению, им удалось это сделать. Поэтому, осознавая, что ныне осуществляется поистине диавольский замысел по разделению исторической Руси, мы должны и молитвами, и трудами делать всё для того, чтобы эти замыслы не былреализован до конца.

Хотел бы отметить участие духовенства и мирян Московской митрополии в оказании поддержки воинам, находящимся на излечении в госпиталях, а также их родственникам. Благодарю всех, кто проявляет жертвенность и направляет значительную гуманитарную помощь в зону Специальной военной операции. За минувший год на эти нужды в митрополии были приобретены автомобили, электронное оборудование, средства связи, экипировка и снаряжение, медикаменты, бытовые предметы, амуниция, продукты питания, ортопедические средства и медицинское оборудование для госпиталей, продуктовые наборы и вещи первой необходимости для мирных граждан. Общий вес переданных в 2024 году грузов составил 957 тонн. Почти 1000 тонн! Такой тоннаж — разве что у гигантских океанских грузовых кораблей. Хотел бы сердечно поблагодарить за всё это вас и в вашем лице — всех тех, кто трудился и трудится для осуществления этих важных целей.

Особо следует сказать о священниках из епархий митрополии, которые бывают на фронте, духовно окормляют военнослужащих, совершают Божественную литургию и Таинства. Непростое это служение — оно требует специальной подготовки, пастырской мудрости, да и просто бесстрашия. Очевиден миссионерский результат поддержки, которую наши батюшки оказывают воинам. Об этом можно судить по совершаемым на фронте Таинствам Крещения, а также по фактам присвоения военным подразделениям по исходящей от солдат и офицеров инициативе имён святых угодников. Для многих людей, которые не очень-то и в Бога верили, и далеки были от Церкви, соприкосновение с духовенством на поле брани — это важнейший фактор, который меняет их мировоззренческий выбор, так что они становятся верующими, православными.

При этом хотел бы обратить внимание священников, которые посещают зону боевых действий, на появление у некоторых военных неоязыческих настроений. Известно, что многие из вас небезуспешно потрудились, чтобы убедить людей отказаться от псевдорелигиозных заблуждений. В последнее время церковными учёными написано немало исследований о неоязычестве и пособий по противостоянию этому злу. Было бы полезно проводить семинары или краткосрочные курсы для священников, которые направляются в зону СВО. Вот неожиданная напасть! Кто бы мог думать, что в XXI веке на пространстве Святой Руси появятся «чудики», которые будут возрождать язычество? Ну нелепость же, ведь уже давно всё развенчано! После тотального господства язычества была возвещена апостольская проповедь, и святыми отцами созданы целые богословские библиотеки, которые помогли преодолеть язычество — и вдруг на нашей земле возникает эта нелепая религиозная практика! Поэтому ещё раз хотел бы сказать, что нашим священнослужителям, которые в зоне СВО сталкиваются с такого рода явлениями, следует проявлять особую инициативу, чтобы полностью предотвратить влияние неоязычества на сознание военнослужащих.

Горячо поддерживая защитников Отечества и сострадая жертвам вооружённого конфликта, Церковь неизменно молится о мире, ибо такова воля Божия, по слову пророческому, чтобы не поднимал народ на народ меча (ср. Ис. 2:4). Однако для этого необходимо, чтобы были ниспровергнуты замыслы ожесточенных сердец, восстающих и на Церковь, и на Родину нашу. Об этом говорится в молитве о Святой Руси — она возносится за каждой Божественной литургией. Важно, чтобы не только каждое слово этого текста доходило до сердец богомольцев, но и слово проповеди, звучащей с амвона, назидало народ Божий, укрепляя в вере, надежде и любви.

Также считаю нужным обратиться ещё к одному вопросу. Он поднимался на нашем собрании год назад, однако ясности, как можно судить по поступающим сведениям, у некоторых нет до сих пор. Речь вот о чём. Не может быть никаких сомнений в том, что воинов, сражающихся на фронте, можно причащать Святых Таин Христовых. Такова тысячелетняя традиция Русской Церкви. В молитве на молебне, певаемом во время брани на супостатов, говорится: «Православному же воинству нашему, на Тя уповающему, подаждь во мнозем дерзновении и мужестве погнати и постигнути их, и о имени Твоем победити: а имже судил еси положити на брани души своя за веру и Отечество, тем прости согрешения их, и в день праведнаго воздания Твоего воздай венцы нетления».

Когда воин или в зоне военных действий, или после демобилизации испытывает душевные переживания в связи со своим боевым опытом (на медицинском языке это называют теперь посттравматическим стрессовым расстройством), долг священника — отнестись к человеку со всем вниманием, сердечностью и терпением, помочь обратившемуся за помощью молитвой и сочувствием. Действительно, ведь не только таблетками нужно выводить из такого состояния, но и добрым пастырским словом, и, конечно, молитвой и причащением Святых Христовых Таин. Действительно, следует уделять особое внимание тем, кто прошёл через испытания войной, у кого, может быть, что-то произошло с психикой, и прилагать усилия для уврачевания их душ.

Теперь обращусь к жизни Московской митрополии и стоящим перед ней задачам. Сколь бы ни были многообразны различные направления церковного служения, главным для нас являются молитва и богослужение, благоговейно совершаемое священником и сопровождаемое внятным чтением и молитвенным пением. Может быть, очевидные вещи говорю, но всё-таки «повторение — мать учения». Темами для проповеди могут быть евангельское или апостольское чтения, празднуемые события, но также и какие-то моменты из нашей отечественной истории, из житий святых, как вы хорошо знаете. А иногда, может быть, достаточно рассказать простым языком о тексте Священного Писания, которое не всегда доходит до сознания верующих людей, особенно если читается только на славянском языке.

Необходимо постоянно актуализировать в сознании наших верующих и эпизоды церковной истории, и многое другое, о чём вы хорошо знаете. Особенно важно вводить молодёжь в соприкосновение со всеми этими истинами. Нужно показывать, что вера Христова — это учение вечно молодое и всегда современное. Это не plusquamperfectum, не что-то давно прошедшее — эта вера всегда актуальна.

Удивительно: если взять любые философские системы прошлого, самые великие, самые значительные, созданные гениальными умами древних философов, — где все они теперь? Память их погибе с шумом, а проповедь Спасителя жива до сих пор. И не просто жива, но и вдохновляет людей всех времен и народов. Не это ли свидетельство богоданности Его учения и величия того, что совершил Господь наш Иисус Христос, став человеком, воплотившись, пройдя Своим тяжёлым путём и оставившим нам великие заповеди, великую систему нравственных и духовных ценностей? Действительно, нужно показывать современным людям, что вера Христова — это учение вечно молодое и всегда современное, обращённое к уму и сердцу людей, которое во все времена и эпохи одинаково горюет и радуется, попадает в рабство греху и стремится к праведности; а главное, нуждается в благодатной помощи и назидании.

И кто же, кроме священника, скажет современному человеку то, о чём я вам сейчас сказал? Никто! Кто поможет исцелить душевное состояние? Да, его пытаются лечить таблетками, различного рода психоаналитическими процедурами, но мы знаем, что очень часто это не достигает цели. А Церковь всегда была местом исцеления, в том числе душевных расстройств. Поэтому пастырская работа такого рода остается особо актуальной. Быть может, она значительно усложнилась по сравнению с предыдущими временами, но без этой пастырской работы наша с вами проповедь мало что может совершить. А индивидуальная пастырская работа, совершаемая в беседе один на один, несомненно, отличается особой силой убеждения. Знаю это из разговоров с теми, кто таким именно образом пришёл к вере, укрепился, стал церковным человеком.

Поэтому ещё и ещё раз хотел бы сказать, дорогие владыки, отцы и братья, насколько ответственно должна проходить наша встреча с каждым вопрошающим нас в церкви. И не только вопрошающим, но и всяким, с кем мы встречаемся и на исповеди, и в любых других контекстах. Как важно помнить, что именно наше слово может действительно спасти человека, укрепить его в вере, вдохновить на совершение тех дел, которые открывают двери Царствия Божия! Мы всегда должны помнить, что наше служение является актуальным и призвано быть актуальным, но чтобы было так, мы хорошо должны знать, в том числе, чаяния современного человека, его скорби, его заботы, его проблемы. Иногда нам, особенно монашествующим, трудно войти в проблематику семейной жизни. Но и тогда есть возможность помочь — когда речь идёт о следовании Божественным заповедям, об актуализации Евангелия в сознании тех людей, которые к нам обращаются.

Ещё и ещё раз хочу сказать о колоссальной ответственности каждого из нас за то, что происходит в нашем народе, в нашей стране. Стороннему человеку может показаться удивительным: ну какие особые средства может употребить Церковь, особенно по сравнению с огромными возможностями электронных коммуникаций? Но я могу сказать, что нет никакого другого средства, которое может так воздействовать на человека, как пастырское слово, как совершение исповеди, как соучастие священников в жизни тех, кто обращается к нам не просто за советом, но и за помощью.

Церковная ответственность охватывает также множество хозяйственных и практических вопросов. Прежде всего это постоянная забота о поддержании храмов в надлежащем состоянии, будь то исторические памятники или новопостроенные здания. И речь не только о сохранении росписей и чистоте, но и о такой организации прихрамового пространства, которое делало бы его привлекательным для людей.

Подмосковье — это один из наиболее динамично развивающихся регионов нашей страны, народу здесь становится всё больше. Высокие темпы подмосковного градостроительства привели к формированию в области больших многонаселённых микрорайонов. Как правило, это места, где никогда не было храмов. Их там обязательно нужно возводить, а также включать эти территории в сферу особого внимания благочинных. В идеале планирование новостроек должно изначально предполагать строительство храма и, соответственно, выделение для этого земельного участка. Об этом мы договорились с нашим мэром Сергеем Семёновичем Собяниным, и он полностью согласился с моим предложением, что городское планирование должно сразу предполагать выделение мест под строительство храмов. Вот так же должно быть и на территории Московской области. Ещё раз хочу сказать, что эта тема, конечно, особая в плане реализации церковно-государственных отношений на территории Московской митрополии. При этом мы должны иметь в виду взаимоотношения не только с властями, но и с предпринимателями, всеми теми людьми, у кого есть возможность участвовать в созидании Божиих храмов.

С ростом народонаселения сегодня напрямую соприкасается вопрос о формировании в Подмосковье инонациональных анклавов, подпитываемых трудовой миграцией, о чём мне неоднократно доводилось говорить в различных аудиториях. Результатом была «ответка» от радикальной части исламского сообщества в лице их лидеров, а это означает, что мы «на правильную точку нажали». Так оно и есть, у нас вызывает озабоченность расширение инорелигиозного сообщества на территории Московской области, и даже не столько количественное, как то, что происходит внутри этих сообществ. Ведь что греха таить, преступность именно оттуда создает сейчас большую угрозу мирной жизни людей. Вот почему это одна из тем, которую я прошу иметь в виду в ваших взаимоотношениях с властями и вашей общественной деятельности. Мы ни в коем случае не должны обижать людей другой веры, мы ни в коем случае не должны провоцировать межрелигиозный конфликт, но мы также не можем закрывать глаза на усиление криминальной составляющей.

Действительно, эти инонациональные анклавы представляют сегодня территорию конфликтов и всё возрастающей опасности. Происходящее по разным причинам чревато распространением религиозного экстремизма и возникновением межнациональных конфликтов. Мы всегда с гордостью говорили: у нас мирное взаимодействие с исламской общиной, и действительно, так оно и было, и есть, но возникла новая реальность, связанная с появлением инорелигиозных анклавов и неформальных религиозных лидеров, радикально настроенных в отношении Православия, что, несомненно, представляет потенциальную, а, может быть, уже и реальную опасность для межнационального и межрелигиозного мира на территории Московского региона.

Перед Церковью в данном случае стоит многосторонняя задача: доступными средствами выступать за соблюдение законности, сохранение мирных отношений между жителями (в том числе в рамках межрелигиозного диалога), эффективную организацию языковой и культурной ассимиляции новоприбывших. Межрелигиозный баланс и национально-культурная идентичность российского общества должны быть обязательно сохранены, потому что речь идёт о сохранении нашей страны, нашего народа, о подлинной безопасности Отечества. Речь идёт о цивилизационной сохранности нашего народа, и это надо чётко понимать.

И для этого у нас есть поле для систематической, уже несколько десятилетий продолжающейся деятельности, ориентированной на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе традиционных ценностей Православия. В Подмосковье за минувшие годы было немало сделано для того, чтобы знания о Православии получали и в детских садах, и в средних школах, и в профессиональных училищах, и в вузах. Для этого были специально подготовлены педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации. В 2024 году показатель выбора родителями учеников предмета «Основы православной культуры» в школах Московской области возрос с 67 до 92,5%, с чем я вас всех и поздравляю и за что благодарю. Это самый высокий процент выбора «Основ православной культуры» в нашей стране, мы это весьма положительно оцениваем и знаем, что теперь такие занятия будут охватывать ещё и пятые, шестые и седьмые классы. Однако это накладывает на духовенство ещё большую ответственность. Нельзя всё полностью делегировать учителям. Слово священника, или, говоря по-апостольски, отчёт об уповании (ср. 1 Пет. 3:15), в условиях нашего века должно быть приправлено солью (ср. Кол. 4:6) и искусным (ср. 1 Кор. 11:19).

Волнующим всех нас остается вопрос о том, как заинтересовать изучением православной традиции и осмыслением духовных основ жизни школьников старшего возраста и студентов. Наверное, первичным условием для привлечения молодых сердец должно быть неленостное усердное служение пастырей, посвящающих себя проповеди в молодёжной среде и творчески развивающих её разнообразные формы. Радостно, что в Московской митрополии успешно реализуется проект, в рамках которого священники регулярно посещают школы и вузы, проводят беседы с учащимися. Программу таких встреч в начале каждого учебного года стоит углублять и разнообразить, опираясь на заинтересованное исследование интересов и забот аудитории. Думаю, это имеет огромное значение, поскольку от мировоззрения молодежи зависит будущее страны и народа.

Сбережение народа — наша общая забота сегодня. Несмотря на предпринимаемые государством меры, рождаемость в большинстве регионов находится на низком уровне. Неверно списывать всё лишь на социально-экономические факторы. Я неоднократно подчеркивал, что крепость семьи и многодетность напрямую связаны с религиозностью родителей. От Церкви во многом зависит сохранение духовных сил в народе, его способности не только к выживанию, но и к развитию и расцвету. Сохранение и приумножение традиционных нравственных ценностей — это общая цель для Церкви и государства. Год семьи в России завершился, но стремление укрепить семью как феномен общественной жизни не должно покидать нас ни в ближайшей, ни в дальней перспективе. Слишком уж сильны разрушительные последствия прошлого, чтобы их можно было изменить мановением руки, — нужен долгий молитвенный и пастырский труд. Вызовы современности, конечно, наложились на последствия безбожного времени, и в этом смысле мы оказались под влиянием двух негативных факторов — нашего прошлого, но и современных явлений, бросающих вызов христианской проповеди. Конечно, для того чтобы справиться с этой проблемой, должен иметь место и молитвенный подвиг, и пастырский труд. А для того чтобы этот пастырский труд достигал своих целей, нужно обновить наше сознание и перенаправить наше внимание не только на прихожан, которые постоянно наполняют наши храмы, но на все то, что вокруг нас происходит. Не может быть безразличным для священника то, что происходит в месте, где находится его приход, то, как живёт молодёжь, то, что происходит в семейной жизни людей. А для этого очень важно иметь добрые деловые отношения с социальными службами, с местными руководителями, с местными органами власти, чтобы получать подлинную информацию о происходящем. Ваше внимание, мои дорогие отцы, должно распространяться не только на ваш приход, а иначе никакого развития не будет. Да, важно окормлять постоянную нашу паству, но нужно думать — а что за пределами храма происходит? А что среди молодёжи происходит? Вот если мы будем наше внимание, силы, время тратить на решение этих задач, мы действительно повлияем на духовный климат в нашей стране, особенно в плане влияния на молодёжь в широком смысле этого слова, а не только на узкий круг православной молодёжи, которая, слава Богу, существует и увеличивается в числе, внося очень важный вклад в нашу общецерковную жизнь.

Ещё раз хочу сказать, что все связанное с семейными делами, семейными ценностями, духовным климатом в семьях, — это тоже предмет нашей пастырской озабоченности. Ведь люди, приходя на исповедь, часто говорят о своих семейных проблемах. А священник должен иметь возможность влиять на эту ситуацию не только во время исповеди, поэтому взаимодействие с общественными организациями, с местными властями, оценка ситуации, замер неблагополучия на территории приходов с точки зрения семейной жизни — всё это тоже должно быть в поле зрения священника, настоятеля и не только настоятеля. А если есть понимание того, что происходит, — вот здесь что-то неблагополучно, увеличилось количество разводов, увеличилось количество правонарушений со стороны детей, — то это сигналы и в наш адрес, а не только в адрес властей и правоохранительных органов.

Ещё раз хочу сказать: все то, что мы имеем сегодня, это последствия разрушительного прошлого, но, конечно, и того, что несёт настоящее. Не всегда это настоящее ориентировано на поддержку духовных, нравственных ценностей, в том числе на сохранение семьи, супружеской верности, преодоление конфликта между родителями и детьми. И Церковь должна обращать на всё это внимание и в меру своих сил стремиться к тому, чтобы слово Божие касалось не только сердец людей, приходящих в храм, но и более широких кругов.

Для этого у нас с вами есть сегодня средства массовой информации, возможность публичных выступлений, возможность встреч с людьми не только воцерковлёнными. Правда, к такого рода пастырской и миссионерской деятельности нужно хорошо себя готовить. Нельзя прийти к светским людям, мало воцерковлённым, и говорить на том же языке, на котором мы к прихожанам обращаемся, как нельзя и подделываться под современную стилистику, когда батюшка вдруг начинает — я уже и в прошлый раз говорил об этом, и ещё раз хочу сказать — чуть ли не на сленге говорить. Авторитета это не прибавит — нужно говорить на красивом русском языке, убедительно, доходчиво, чтобы иметь возможность достучаться до сознания современного человека, особенно молодого, которого от Церкви отделяет колоссальное влияние цивилизационного порядка, обрушившееся и на нашу страну, да и на весь мир, особенно на северное полушарие с его просвещёнными народами, с высоким уровнем образования и культуры. Казалось бы, как важно, чтобы эти успехи цивилизационного развития сопровождались духовным ростом! Но нет, налицо духовная деградация, а если человек интеллектуально, физически, материально становится сильнее, а духовно слабет, — всё более и более очевидной становится опасность для всего человеческого общежития. Вот мы и идём к той апокалиптической перспективе, о которой предупреждает нас Иоанн Богослов.

Поэтому наша с вами брань не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:10-12). Вот только эту брань нужно актуализировать в совершенно конкретных деяниях, в ваших мыслях, ваших словах, вашей работе. А если кто-то из нас ещё думает, что его дело — отслужил Литургию, пошёл домой, — то ему лучше на пенсию подавать и сказать: «ну, я не могу в этих новых условиях, не могу!» Так, по крайней мере, честно будет, а если мы, оставаясь в рамках очень узкой повестки дня, считаем, что действительно Господу служим, то мы ошибаемся.

В самом деле, что произошло с Русской Церковью после революции? Вроде как и богословская наука процветала, и академии, и, самое главное, была поддержка государства. Всё было хорошо — так почему всё в одночасье рухнуло? Конечно, мученики и исповедники продолжали служение Церкви, но где была вся наша православная мощь, все наше православное население? Неужели какие-то дурные слова заезжих господ, вскруживших головы какими-то фантастическими предрассудками, — неужели они могли мгновенно всё помрачить? Нет! Всё медленно разрушалось в сознании нашего народа, в душах наших людей, поэтому и поддержали господ, которые приехали к нам с деньгами в закрытых вагонах и совершили страшный кровавый переворот, изменив развитие нашей цивилизации. Этот пример, конечно, нужно всегда помнить, но, с другой стороны, следует помнить и то, что Бог сильнее всех этих господ и товарищей. Ведь в нашей стране произошли судьбоносные изменения. Если бы тем, кто приехал в вагонах, показали, что сейчас в России происходит, они бы, наверное, за голову схватились и сказали: «Зачем нам всё это было делать?» Всё вернулось на круги своя — но почему? Да потому что подвиг мучеников, исповедников искупил все наши исторические грехи и привел нас с вами в такое положение, которого действительно не было на протяжении всей истории Русской Церкви.

Церковь свободна. Она свободна от какого-либо политического влияния. Она имеет возможность принимать решения по своему управлению, по устройству внутренней жизни, по осуществлению внешней деятельности исключительно самостоятельно. Никто нас ничему не учит, никто от нас ничего не требует — впервые за всю историю Русской Православной Церкви. И, конечно, не по нашим с вами заслугам, а по всему тому, что пришлось пережить предшествующим поколениям, и за подвиги мучеников и исповедников Церкви нашей.

Я немножко отвлёкся, но хотел бы вернуться ещё раз к теме, связанной с религиозным воспитанием. Я уже говорил, что очень важна тема сохранения самого нашего народа. Нас очень мало, если соотнести количество населения с нашей территорией. Именно этот фактор является соблазнительным для внешних сил, которые до сих пор не расстались с идеей подчинения России своим интересам, и то, что сейчас происходит на Украине, — это попытка реализовать подобные идеи. Это действительно война, которая объявлена Святой Руси. Поэтому мы как люди мирные и несущие слово мира, примирения, должны осознать особую ответственность за судьбу Отечества. И поэтому в первую очередь необходимы духовное поддержание нашего воинства, активизация всех сторон нашей пастырской работы. Ещё и ещё раз скажу: никто не должен сейчас почивать на лаврах. Никто не должен думать, как всё хорошо, душа, ешь, пей, веселись. Потому что опасностей и сложностей на нашем пути достаточно, причём таких опасностей и сложностей, которые во мгновение могут многое изменить.

Необходимы духовное влияние Церкви, умное пастырское слово, индивидуальная работа с верующими, взаимоотношения с властями, причём не только по прагматическим вопросам — «дайте, помогите», но и с точки зрения духовного воздействия, чтобы районный руководитель видел в благочинном не только человека, который строит, ремонтирует и что-то требует, но и пастыря, с которым он может поговорить, которому может душу открыть. Поэтому важно, конечно, то, что мы делаем в плане строительства, восстановления, реставрации, но если священник считает это дело приоритетным, он глубоко ошибается. Главное служение, которое мы несём, — это духовное пастырское воздействие на нашу паству, в том числе и на власть имущих.

Теперь хотелось бы сказать ещё раз о необходимости работать на укрепление семьи, семейных ценностей, удержание семьи, в первую очередь, женщин от совершения абортов. Иногда это продиктовано совсем дурными аргументами, мол, мне это мешает в жизни и так далее. С такими людьми трудно говорить. Но когда речь идёт о материальных проблемах, здесь Церковь может и помочь, остановить женщину от этого страшного поступка. Может быть, взять на временную поддержку, если уж очень плохо с финансами и вообще с материальным благополучием, помочь продуктами, денежками, поддержкой детей. Вот я очень хочу, братья, ориентировать вас на эти проблемы. Проповедь — дело святое; самое святое — совершение Божественной службы, но необходима и пастырская работа с современными людьми, у которых есть проблемы, нередко очень серьёзные. Нам нельзя повторить опасный опыт наших предшественников, которые пребывали в своём дореволюционном церковном гетто. Всё очень хорошо, благополучно, царь православный, полная поддержка, а потом внешние факторы рухнули — и что произошло? И обновленческий раскол не на пустом месте, ведь идеи тоже были хорошие — надо что-то менять. Да, менять, но не путём раскола! И, конечно, что греха таить, не все были способны достойно совершать своё служение в новых условиях. Всякое было в послереволюционные годы. Поэтому давайте посмотрим на самих себя, без всякого приукрашения. Посмотрим, что мы делаем правильно, что не делаем. Каждый священник сегодня должен задавать себе этот вопрос: а что я не доделываю? Если у самого ума не хватает ответить, а иногда просто глаз замыливается, то спросить у кого-то — например, на собраниях, которые проходят в благочиниях, в епархиях. Братья, мы с вами живём в такой момент, от которого зависит будущее. Поэтому время благоприятное мы должны в полной мере использовать для укрепления всех сторон церковной жизни, и в том числе для обеспечения максимального духовного воздействия на наш народ.

В последнее время в Московской митрополии многое делается для развития православного семейного отдыха и благословлённых Церковью спортивных соревнований. Наверное, вы сами заметили, что такие мероприятия побуждают невоцерковлённых людей искать пути дальнейшего сближения с Церковью. Это лишь один из примеров разнообразия путей приобщения современного человека к Церкви и ко Христу.

Сказанное относится и к знакомству общества с прошлым нашей Церкви. Ведь Подмосковье — земля, связанная с важнейшими событиями в истории Русской Церкви и Отечества. Здесь находятся наши древние святыни и монастыри, и здесь подвизались наши великие святые, включая новомучеников и исповедников ХХ века. Знаю, что многое делается для развития паломничества, но потенциал такой деятельности далеко не исчерпан.

В наступившем году мы будем праздновать столетие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Эта дата призвана побудить наших соотечественников обратить взоры к подвигу страдальцев за Христа в минувшем веке и способствовать дальнейшему развитию их народного почитания. В годы своего Патриаршего служения святитель Тихон неоднократно бывал в Подмосковье, совершал здесь богослужения, встречался с верной ему паствой. Память об этих событиях достойна широкого обсуждения в средствах массовой информации, в образовательных учреждениях всех уровней, в музейных и культурно-просветительских программах.

О какой бы стороне жизни общества мы ни говорили, неизбежно затрагиваем роль социальных сетей. Такова реальность — они являются важным средством общения, во многом изменившим способы и формы передачи информации. Главной особенностью произошедшей трансформации стала доступность самовыражения, что повлекло за собой обострение проблемы личностной свободы, о которой говорил ещё апостол Павел: «Всё мне позволительно, но не всё полезно. Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (ср. 1 Кор. 6:12). Смирение часто забывается, торжествует гордыня. Вот читаю некоторые посты или заметки и думаю: «Неужели ты не понимаешь, что выглядишь смешно? Что ты себя выпячиваешь?» Но ведь мало-мальски способный к анализу видит сразу, где тут правда, а где кривда, где здесь желание покрасоваться и собрать лайки — теперь это ещё одна болезнь, — а где действительно пастырская озабоченность. Поэтому ещё и ещё раз прошу вас, дорогие владыки, братья, отцы, не только к сдержанности и трезвению, но и не забывать о страхе Божием. Ну и давайте вспомним такие замечательные слова: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Сторониться худых сообществ (1 Кор. 15:33), как учит нас апостол Павел, а ещё быть верным присяге, находиться в послушании священноначалию — это прямой долг пастыря.

С предыдущим вопросом соприкасается общая тема о том, каков должен быть облик православного пастыря в ХХI веке. Нередко ответ сводят к формализму: как одет, какой длины борода. Кстати, это тоже само по себе дело не второстепенное: у нас существует определённая традиция, в соответствии с которой народ ожидает видеть, как внешне выглядит священник. Однако гораздо важнее то, какова внутренняя, духовная жизнь священника. Как он молится, находится ли в контакте со своим духовником? Что происходит у него дома? Целостен он или двуличен в своей жизни? Всё это не пустые вопросы, на которые каждый должен дать отчёт Господу. Князь мира сего, лживо пытающийся представить благочестие ретроградностью, не должен властвовать над служителями Алтаря Господня. Напротив, человек Церкви призван свидетельствовать о Христе всеми доступными ему средствами, начиная с того, каким его видят окружающие. Обращаясь к участникам недавнего Епархиального собрания города Москвы, я подробно говорил об этом, опираясь на слова святого апостола Павла: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12).

Уместно отдельно сказать об интеллектуальной жизни современного пастыря. Во времена, когда чтение постепенно уходит из массового обихода, служитель Церкви призывается к противостоянию этому явлению духовной и культурной деградации современного общества. В первую очередь, он не может поступать иначе по должности, ибо призван к постоянному глубокому изучению Священного Писания, святоотеческого наследия и богословской литературы, тем самым подавая другим пример своей собственной жизнью.

Современный священник должен быть не только хорошо образован, но и должным образом информирован о жизни Церкви, о решениях священноначалия, определениях Священного Синода, документах Межсоборного присутствия. Знаю, что при Коломенской духовной семинарии действуют курсы повышения квалификации. Это очень хорошо. Хотел бы лишь пожелать, чтобы обучение на этих курсах было как можно глубже и основательнее".

--------------------

Иерей Алексей Шляпин из Можайска в ходе мероприятия сделал провокационное заявление. Он "не согласен с такой патриотической тенденцией в церковных отношениях". По его словам, "долг священника — вести людей в Царство Небесное, а не патриотизмом заниматься". В ответ Патриарх Кирилл сказал, что впервые слышит подобные слова, и поинтересовался откуда Шляпин родом — не с западной ли Украины, что вызвало аплодисменты в зале. Святейший призвал Шляпина серьёзно подумать о том, что он "ляпнул".

"Слова Шляпина вызывают недоумение, ведь в Русской православной церкви духовная работа идёт бок о бок с любовью к Родине. Священники занимаются волонтёрством, служат при воинских подразделениях, поддерживая дух бойцов. Эти отважные служители Церкви показывают, что путь к Царствию Небесному и поддержка своей страны в тяжёлых испытаниях не только не противоречат, но и неразрывно связаны друг с другом", - отметила Readovka.

Рекомендуем не ориентироваться на информагентства и самим послушать ответ Предстоятеля Русской Православной Церкви 49-летнему клирику Никольского собора в Можайске Шляпину. Кстати, взгляды последнего хорошо известны, он адепт "уранополитизма", считает патриотизм "языческим мировоззрением", "идолопоклонством" и "болезнью церковного сознания", начисто отвергает родство по крови или стране происхождения, категорически противопоставляет любовь к земному Отечеству стремлению к Небесному Отечеству, протестует против того, что Отечество и Родина пишутся с большой буквы ("В отличие от своего более радикального проявления, национализма, патриотизм — вещь более опасная. Именно в силу своей меньшей радикальности и поддержки со стороны государства. Как медленный и менее заметный яд. <…> Патриотизм несовместим со Словом Божиим. <…> Служение «родине» или «отечеству» или России или государству — это идолослужение. <…> Воинский отзыв: «служу отечеству» — греховен. <…> Я, по слову Писания, будучи русским по крови и происхождению, в русский народ уже не вхожу, но напротив, я вышел из русского народа. <…> Весь мир, включая Россию, — чужбина. <…> Россия — это сугубо земная реалия, часть мира сего. Одна из стран земли, не более того. Как и любая другая страна мира. Нет никакой «небесной России», как фантазируют патриоты. <…> Никогда Россия не была «святой». <…> Россия — не более чем составляющая мира сего, осуждённая на сожжение в огне Второго Пришествия за свои реальные злодеяния, как и весь остальной мир. <…> Земное отечество — это место греха, место изгнания и бесславия. <…> Патриотизм враждебен правде Божией. <…> Если человек пострадал за «любовь к родине», руководствуясь патриотизмом, — это напрасная жертва. <…> Патриотические высказывания, которые имеют место у некоторых св-х отцов, не выражают Предание Церкви. <…> Болезнь патриотизма до сих пор присутствует в РПЦ и проявляется даже на уровне официальных документов. <…> «Культурно-духовная самобытность народа» — это нечто, не являющееся Преданием Церкви, т. е. принадлежность не Церкви, а именно народа (языка), точнее сказать — язычество. Поэтому, Церковь, напротив, должна всячески способствовать разрушению «культурно-духовной самобытности народа». <…> Примешивание к Христианскому воспитанию, исключительно которым и должна Церковь заниматься, «патриотического» и «культурного» воспитания — это разбавление Христианства и исторический грех РПЦ. <…> Сравнение «родины» с матерью — некорректно и безосновательно. <…> У патриотов даже есть свой идол «Родины-матери» на Мамаевом кургане. Порочная практика. <…> Что патриотизм приводит к язычеству и идолослужению — это очевидно даже на примере современной порочной практики «возложения венков» к памятникам и могилам солдат, которые есть ни что иное как приношения мёртвым, культ мёртвых. <…> Мы должны покаяться в патриотизме, осудить и отбросить патриотизм как шелуху, как струп, как клеща"), одинаково не приемлет Российскую Империю, Советский Союз и Россию нынешнюю. практически всю нашу историю.

1.0x