14:34 23 сентября 2022 Политика Экономика

Американские санкции против Ирана малоэффективны

Фото: ссылка

Вашингтон вновь вводит против иранских компаний «жёсткие» санкции, демонстрируя тем самым, что большего сделать против ИРИ США не в силах. Нужно сказать, что Иран и его оборонная промышленность, авиация и так находятся под сильнейшим санкционным давлением, что подобное включение в новые санкционные списки серьёзно на них уже никак не отражаются. Это скорее можно рассматривать как некоторое предупреждение против, к примеру китайских и других производителей, кому ещё есть что терять из-за санкций США.

Недавно Минфин США озвучил причину новых ограничений: «за причастность к отправке иранских беспилотных летательных аппаратов в Россию». Согласно вышеуказанному заявлению, иранская компания Safiran Airport Services координировала полёты между Ираном и Россией, в том числе связанные с транспортировкой иранских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), обеспечивающего персонала и соответствующего оборудования из Ирана в РФ, которые по их информации после сборки и испытаний предполагается использовать на Украине. Добавим, что Safiran Airport Services – это крупная компания, занимающаяся наземным обслуживанием самолетов в иранских аэропортах.

Что касается непосредственно компаний иранской оборонной промышленности, то наиболее известной в этом санкционном списке является Design and Manufacturing of Aircraft Engines (она же Turbine Engine Manufacturing). Эта компания является главным иранским производителем реактивных двигателей линейки Tolou (Toloue) для авиации (включая БПЛА) и крылатых ракет, так что неудивительно, что американцы указывают, что она участвовала в приобретении оборудования для модификации компонентов БПЛА, которые в конечном итоге будут производиться в Иране собственными силами и применяться в БПЛА КСИР. Также она участвовала в производстве и закупке компонентов для использования в реактивных двигателях, используемых КСИР. Логично, что среди её клиентов можно встретить Iran Aircraft Manufacturing Industries (HESA), КСИР и Организацию аэрокосмической промышленности Ирана. То, что Design and Manufacturing of Aircraft Engines была вовлечена в исследование, разработку и производство программы беспилотника Shahed-171 тоже вполне понятно. Насколько можно понять под программой Shahed-171 понимается в целом разработка БПЛА по схеме «летающее крыло» на основе технологий полученных при изучении американского БПЛА RQ-170. К примеру на собственно Shahed-171 стоят иранские турбовентиляторные двигатели Tolou-14, а на Shahed-191 – иранские турбореактивные двигатели Tolou-10.

Про другую компанию в новом санкционном списке – Paravar Pars Company, говорится, что она связана с Университетом КСИР имени имама Хусейна и участвовала в испытаниях БПЛА для ВМС КСИР и разработке БПЛА для АКС (Аэрокосмические силы) КСИР, в том числе она вовлечена в разработку и производство БПЛА Shahed-171. Также было отмечено, что АКС КСИР передавали им ранее захваченные БПЛА американского и израильского производства, которые впоследствии использовались для копирования и создания БПЛА местного производства. Четвертая попавшая в новый санкционный список иранская компания – Baharestan Kish Company, как заявляется, курировала различные проекты, связанные с обороной, в том числе производство БПЛА. В пресс-релизе Минфина США отмечается, что в 2021 г. она работала над компонентами для БПЛА линейки Shahed. В санкционный список был также внесен управляющий директор компании – Рехматолла Хейдари.

Также акцентируем внимание на том, что и ранее меры санкционного давления со стороны США не мешали развиваться иранской оборонной промышленности. Можно привести показательный пример с малогабаритными турбореактивными двигателями PBS TJ100, которые выпускаются чешской компанией PBS Aerospace и устанавливаются на БПЛА, легкие спортивные самолеты и мотопланеры. Судя по всему, Иран приобрел некоторое количество этих двигателей в 2010–2011 гг. в обход санкций через зарегистрированную в Гонконге компанию, после чего приступил к их нелицензионному копированию. Через некоторое время в Иране началось серийное производство реактивных двигателей под обозначением Tolou-102, которые выглядят очень похожими на PBS TJ100 и имеют практически аналогичные тактико-технические характеристики. Сейчас Tolou-10 устанавливаются на иранские реактивные ударные БПЛА Shahed-191, крылатые ракеты Quds-1.

В результате трансфера технологий в условиях санкций путем обратной разработки в Иране было организовано производство целого ряда двигателей, используемых сегодня при производстве крылатых ракет и различных типов БПЛА, от разведывательных аппаратов (беспилотные мишени) до БПЛА-камикадзе (барражирующих боеприпасов). Однако иранские инженеры не останавливаются исключительно на копировании, они пытаются творчески развивать и модернизировать эти двигатели, а полученный ими опыт помогает в разработке и собственных новых двигателей.

1.0x