Авторский блог Марина Струкова 12:21 12 февраля 2014

Живая демократия

Менталитет россиян меняется в соответствии с актуальными мировыми тенденциями – активного участия рядового гражданина в общественной жизни, готовности поддержать единомышленников, умения объединяться для достижения целей, решимости защищать свои права. В эпоху перемен невозможно остаться равнодушным обитателем «хаты с краю».

В России вопрос гражданского общества обычно сводится к противостоянию организаций-грантоедов и государства, пытающегося «закрутить гайки». Либеральная пресса живёт от конфликта до конфликта, связанных с оскорблениями отечественной истории или церкви. Конечно, эта нездоровая ситуация являет собой карикатуру на развитие гражданского общества, которое в идеале должно сотрудничать с государством, обеспечивая гармоничные отношения между различными группами населения – от социальных до национальных. И присутствуя всюду, а не только в крупных городах, являться системой противовесов, с одной стороны, сдерживающих произвол чиновников, с другой, способствующих мирному разрешению сложных ситуаций, пока дело не дошло до терактов и погромов. А где-то и поддерживать официальные структуры.

В политической сфере гражданское общество с его институтами – свободной прессой, объединениями для решения важных проблем, готовностью каждого высказать своё личное, а не навязанное сверху мнение, ориентировано на защиту индивидуума, что власть порой воспринимает как покушение на свою возможность распоряжаться жизнью и смертью подданных. И не только на постсоветском пространстве, или где-нибудь на Ближнем Востоке, но и в развитых странах потребность человека отстаивать свои права неизбывно актуальна. В ноябре во Франции митинговали фермеры против введения новых налогов, дошло до драк с полицией: водяные пушки, слезоточивый газ, булыжник – оружие пролетариата. В декабре были беспорядки в Германии, люди выступали против закрытия культурного центра, где проходят мероприятия оппозиции: в ход пошли бутылки с зажигательной смесью, водомёты, куски асфальта, там же в июне протестовали против ювенальной юстиции, в сентябре против евровалюты, в феврале против принудительного сексуального образования в начальных школах. В январе полиция Англии разгоняла экологов, восставших против добычи сланцевого газа. И никакого Госдепа. Просто люди всегда готовы сказать: «Нет!» тому, что их не устраивает.

Философ Джон Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений: интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность. «Как это – интересы личности?» - не поймёт меня рождённый в СССР, чья молодость прошла под рефрен «не отрывайся от коллектива». Но я не думаю, что свобода личности враждебна интересам общества, которое само, по сути, живой организм, и если большинство людей несчастны, как может быть счастливым население в целом?..

Интересы личности не обязательно нечто враждебное традициям и святыням, скорее наоборот – ведь большинство консервативно. Почти для каждого первична возможность обеспечить семью, защитить близких, воспитать и выучить детей. Если правительству становится невыгодным такой расклад, значит, правительство надо менять, ибо оно слуга общества, а не волк в овчарне.

Как приходят к согласию политические лидеры и народ? «Государство жертвует своим всевластием, поскольку сознательно берет на себя ответственность за состояние общества и желает разделить бремя этой ответственности с работодателями, профсоюзами и общественными организациями. Работодатели соглашаются поддержать принцип обеспечения полной или приближающейся к этому занятости в обмен на уменьшения требований профсоюзов непрерывно повышать заработную плату. Профсоюзы смягчают это требование ради обеспечения полной занятости. Общественные организации смягчают критику правительства и высказывают солидарность с его политикой ради достижения общего блага» («Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке»). Таким образом, путём взаимных уступок достигается подлинная стабильность и достойный уровень жизни.

На нашу страну это пока непохоже. Тем не менее, по последним данным ВЦИОМ за восемь лет значительно возросло количество россиян, считающих, что оппозиционные силы должны выработать собственный курс - с 29 до 40%, однако большинство респондентов считает, что оппозиции не обязательно приходить к власти, достаточно указывать на её ошибки и помогать в работе (54%).

Гражданское общество – показатель зрелости народа, его способности выбирать свой путь, а не плестись под конвоем. По этому поводу еще в 1899-м году известный государственный деятель С.Ю. Витте, будучи министром финансов, писал: «Всякое общество вправе требовать от власти, чтобы им удовлетворительно управляли, сказать своим управителям: "Правьте так, чтобы нам удобно жилось". Но бюрократия думает обыкновенно иначе и расположена отвечать на такое требование: "Нет, вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами, и даже платите нам хорошее жалованье, чтобы нам весело было управлять».

Президент в 2013-м году сказал: «Все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества». Но сколько новых законов обрушилось на нас за это время, а где же их предварительное обсуждение? Одни сюрпризы. Да и если бы обсуждались, то кем? У нас в НКО сплошь либералы, и даже если они в оппозиции, то продвигают интересы меньшинств. А когда где-то при власти чудом объявляются патриоты, то вряд ли и от них можно дождаться объективности. Правду могут сказать националисты, но они глубоко ненавистны всем, кто допущен в сферу большой политики, где принимаются глобальные решения. То, что народ считает своим выбором, должно быть основано на трезвом расчёте, и обещать осязаемую выгоду рядовому избирателю – вот что могли бы сказать мы. Буквально вчера прочла новость из Швейцарии, где ультраправые вынесли на референдум вопрос об ограничении миграции. «Швейцария - государство, проводящее больше всего референдумов в мире. С 1848 года в стране состоялось свыше 500 общенациональных плебисцитов. Тем же образом решается множество вопросов на уровне регионов и муниципалитетов». Вот это и есть истинная демократия, когда мнение обычного учителя, предпринимателя, фермера не остаётся без внимания, бюллетень для голосования ложится на чашу политических весов, а не остаётся ничего не значащей бумажкой.

Тем не менее, и в России помимо искусственно раздуваемых скандалов и помпезных официозных мероприятий идёт параллельный естественный процесс развития гражданского общества: когда горожане выходят протестовать против незаконного строительства в их районе, когда собирают подписи против несправедливого решения суда, когда едут оказывать помощь в район стихийного бедствия, когда вместе ищут свидетелей дорожно-транспортного происшествия, когда сдают кровь для жертв терактов, когда меценат поддерживает культурный проект, да мало ли примеров? Даже если ты выручил в сложной ситуации незнакомого человека.

Не стоит думать, что деятельность гражданского общества сводится только к вечной войне с бюрократами и коррупционерами. У него есть и не менее важные неполитические аспекты, например, волонтёрство - добровольный труд на безвозмездной основе, направленный на достижение социально значимых целей. Так реализуется духовная потребность человека менять мир к лучшему, что благословляет любая религия. Cуществует много волонтёрских организаций на базе конфессиональных учреждений. На сайте РПЦ «Отдел по церковной благотворительности и социальному служению» можно ознакомиться с информацией о помощи бездомным, сиротам, инвалидам, малообеспеченным семьям, которую оказывают священнослужители и добровольцы. На сайте есть новости из разных регионов. Трогает забота о жителях глухих деревень Кинешемской епархии, которых на зиму обеспечили дровами. А в Москве, в дни аномальных холодов работал пункт обогрева для бездомных, созданный Синодальным отделом по благотворительности. За первые 10 дней работы пункта в нем нашли спасение от холодов более 900 человек. Чем не милость к падшим, к тем, мимо кого мы брезгливо проходим, разве что бросив монету в протянутую руку. Я прочла и о Рождественских чтениях, где встретились представители светских и религиозных организаций, которые помогают бездомным в разных краях России - от Петропавловска-Камчатского до Пятигорска. О тысячах подарков для детей-инвалидов, одиноких стариков, пациентов больниц, собранных участниками акции, которую в двадцати шести регионах страны провела православная служба помощи. О Доме милосердия Свято-Георгиевского монастыря, где будут проживать люди, оставшиеся без помощи близких. На сайтах храмов теперь нередко можно увидеть страничку «Наши волонтеры». Ведь сказано в Евангелии «Вера без дел мертва».

Волонтёры существуют во всех странах и действуют там, где власть не справляется с обязанностями или не может выполнить их на сто процентов. Многие отмечают, что развитие волонтерского движения в России началось синхронно с катастрофическими лесными пожарами весной-летом 2010 года и неумелой работой государства по их ликвидации. Летом 2012 года добровольцы помогали пострадавшим во время наводнения в Крымске. А в 2013 году успешно участвовали в ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке.

Меня заинтересовал вопрос волонтёрства по отношению к деревенским жителям. Оно мало развито, видимо, потому что проще почувствовать себя гуманистом, посетив интернат в городе, чем отправиться по грунтовой дороге, грязной или занесенной снегом, в тьмутаракань. Но нельзя не отметить проект «Тугеза»(http://together.ru/), представители которого помогают пенсионерам глубинки, и не только им, а инвалидам, детдомовцам, многодетным семьям провинции. Одна из акций - «Спецоперация «Бабушка»: «Мы приезжаем в Смоленскую область уже не первый раз, с искренним желанием помочь нуждающимся людям. Для этого мы закупаем продукты, грузим их в машины и едем развозить адресатам. Эта в своем роде уникальная акция стала возможна благодаря сотрудничеству с отделом социальной защиты Новодугинского района Смоленской области. Почему мы этим занимаемся? Мы считаем, что невозможно помогать людям лежа на диване, а от того что мы будем просто спорить о политике, ситуация не изменится. Дрова у одинокой бабушки сами не появятся, и подарки ей никто не принесет. Почему именно бабушки? А потому, что дедушки умирают намного раньше, к сожалению. Все наши подопечные бабушки одиноки и являются героями труда, многие - труженики тыла. Работали они в основном в колхозах, после банкротства и развала остались не у дел, поэтому у многих неполный трудовой стаж, а отсюда минимальная пенсия, чуть больше 5.500 рублей. Из этих средств бабушки все лето откладывают деньги, чтобы к зиме купить две машины дров. Еще им надо купить лекарства, оплатить за свет, ну а вот поесть - уже чуть меньше желаемого», - рассказывает координатор акции Светлана Моисеева в своём блоге.

Волонтёрство на Западе более популярно, чем в России. На мой взгляд, потому что там люди менее заняты проблемами собственного выживания. Однако в нашей стране неожиданно много волонтерских организаций, где преобладает молодёжь, и сайтов на эту тему. Например, электронный журнал «Филантроп».

К вопросу экологического волонтерства. Когда-то я писала о том, как молодежная организация высаживает новые леса. А кто-то создаёт приюты для бездомных животных. Кто-то просто выходит на уборку парка. На мой взгляд, интереснее всего работа в российских заповедниках. Многие из них приглашают добровольных помощников не только для ландшафтных и строительных работ, но и для более легкого и занимательного времяпровождения – сбора гербариев, описаний флоры, фото- и видеосъемки. Нужна помощь волонтеров в Приокско-террасном, Мордовском, Ненецком заповедниках, национальных парках "Самарская Лука", "Плещеево озеро". В знаменитом Кроноцком на Камчатке и многих других.

В социальной сети «Мой мир» затеяла опрос для статьи. Обратилась к пользователям: «Нужно ли помогать бездомным, или не нужно - сами виноваты, что стали бомжами?» Мнения, конечно, оказались разными: «Помогать, и не давать людям до этого состояния опускаться»; «Они нуждаются в помощи»; «От сумы и тюрьмы не зарекайся»; «Да бесполезно им помогать, если люди сами себе помочь не хотят. Их устраивает данный образ жизни»; «Что кому нужно - каждый решает сам. Несколько раз помогала и была свидетелем того, что все было бесполезно. И хату дали, и селяне сбросились утварью и продуктами. Они продержались пару месяцев - потом спились»; «Если у человека было жилье, прописка, а потом он становится бомжем, то значит он тупой!». С религиозной точки зрения, милосердный поступок мы совершаем не только ради другого человека, или для собственного психологического комфорта - в этом есть и высший смысл. В христианских апокрифах не раз встречается сюжет о том, как отказав в помощи ближнему, оказалось, что отказали Богу. Не имеет значения, на что потратит нищий подаяние – пропьёт или купит хлеб, ты помог не ему, а пожертвовал Всевышнему, совершил религиозный ритуал. Но современные люди не столь глубоко рассматривают проблему. И поверхностное понимание отражено в репликах.

На вопрос: «Если будет нужна помощь в районе стихийного бедствия, вы готовы поехать туда, или считаете, что это дело государства?» отреагировали так: «Не теряя в деньгах и работе – готов»; «Для этого есть специальные службы. Мы же нужнее там, где что-то можем и умеем лучше»; «Поеду. Потому что такая помощь - это дело государства. А я - часть этого государства. А в помощи нуждаются люди, которые ничем не хуже меня»; «За какие деньги? Кто будет заботиться о моей семье, если я там крякну? Не слишком ли наше государство испоганено халявой?»; «Это дело специальных структур, которые сжирают большую часть бюджета, ничего не делая продуктивного»; «Ну про государство вы это хватили. В Приморье и на Дальнем Востоке после наводнения люди остались без крова и средств к существованию, больные дети и старики. Но "праздник жизни", точнее распилиада в Сочи, важнее для власти»; «Помогу только материально. Помощь нужно уметь оказывать, а не путаться под ногами» и так далее. Налицо критическое отношение и к себе и к руководству, тем не менее, треть опрошенных были волонтерами.

Задала я и несколько провокационный вопрос: «Вы готовы выйти на несанкционированный митинг для защиты своих интересов, или будете ждать, что проблему решат без вас?» Мало ли проблем в стране… А вот и глас народа, точнее - несогласный хор: «Выйду, если мне растолкуют, в чём мой интерес»; «А кто "рулит" на митинге? Может, Хакамада?»; «Меня все устраивает, решайте без меня»; «Русский майдан не за горами!»; «Позиция стороннего наблюдателя приводит к тому, что вместо своей армии приходится кормить чужую»; «Митинг, во-первых, плохо слышно, во-вторых, опасно и, в-третьих, может быть уголовно наказуемо»; «Часто говорят, что люди сами не выходят на митинги, что их выводят»; «Бедная "оппозиция" …Мучеников совести выпустили и теперь не о ком на "Эхе" и "Дожде" поволноваться? Нужны новые "герои"? Работать надо, Марина, пользу стране приносить, а не митинги организовывать из-за сексуальной неудовлетворённости». Думаю, именно за последний вопрос меня оперативно заблокировали в «Моём мире» и больше интересоваться настроениями я на данном ресурсе не могла. Кто-то настучал модератору, не зная, как иначе проявить свою гражданственность...

У меня создалось впечатление недоверчивого, опасливого или раздраженного отношения людей и друг к другу, и к власти, и к оппозиции. Но, несмотря на это, россияне готовы действовать, помогать, влиять на происходящее. Присутствует чуткое отношение к Родине, ощущение ответственности, сострадание. Мало ответов равнодушных, односложных.

Появилось «второе гражданское общество», отметили в либеральной прессе, национально-патриотическое, «первым» креакласс, конечно, считает себя. И это «второе» не менее активно использует для пропаганды своих идей социальные сети, борется за свои ценности. Оно выражает настроения большинства, и либеральное меньшинство теряет позиции в информационном пространстве.

Я уже пять лет не хожу на политические мероприятия. Причина - нет партии, которой доверяю, не хочу становиться участником массовки в интересах чуждых мне лидеров. А вам интересны ли Русские марши – бессмысленная прогулка под флагами? Или пикеты, где призывают отпустить Кавказ? И что за дело до проблем ЛГБТ? Всё – мимо. Но в последнее время снова различаю в массе соотечественников «своих» - националистов-государственников, возможно, когда-нибудь они станут влиятельной силой.

Менталитет россиян меняется в соответствии с актуальными мировыми тенденциями – активного участия рядового гражданина в общественной жизни, готовности поддержать единомышленников, умения объединяться для достижения целей, решимости защищать свои права. В эпоху перемен невозможно остаться равнодушным обитателем «хаты с краю».

1.0x