Выступление Путина перед представителями дипломатического корпуса России на прошлой неделе оказалось ярким и неожиданным. В нем, как гром среди ясного неба, прогремела формулировка, что стержнем внешней политики и, в целом, стратегии России есть и будет защита русских и всех людей, считающих себя "русскими", при этом — всеми доступными государству средствами: "И хочу, чтобы все понимали: наша страна будет и впредь отстаивать права русских… и использовать для этого весь арсенал имеющихся средств, от политических и экономических до предусмотренных в международном праве гуманитарных операций, права на самооборону". Таковы были слова президента — слова, которые столь четко ни разу не произносились. Слова, которые жестко напрягли все наши либеральные "пятую" и "шестую" колонны — так что отдельные известные представители оных предпочли покинуть пределы страны.
Чтобы понять всё значение сказанного президентом РФ, следует учесть и тот фактор, что внутри России и в самой Москве сегодня всё жёстче разворачивается базовое столкновение между группами либерально-западнического бомонда, укрепившегося на всех этажах власти, и возрастающей волны патриотических слоев как левой, так и правой ориентации. И именно в связи с Украиной либеральная прозападная "агентура влияния" развернула бешеную активность под лозунгами "невмешательства во внутренние дела суверенного государства" и недопущению любых форм помощи со стороны Российской Федерации повстанцам Новороссии и другим регионам Юго-Востока Украины, которые противостоят неонацистской хунте, захватившей власть в Киеве.
Надо сказать, что либералы в российских СМИ и в особенности на федеральных телеканалах предпочли новую путинскую формулу "не заметить". Точно так же, как и глобальные масс-медиа, потчующие весь мир сказками об "агрессии России против Украины", и о том, что "Путин повторяет ошибки Гитлера". Но в ближайшие недели именно с ней связано будущее не только Украины и России, но Европы и всего мира, поскольку неонацистская чума, бациллы которой двадцать три года сеяли в "нэзалэжной" западные, прежде всего — американские "неправительственные организации", грозит перспективой полномасштабной войны в географическом центре Европы.
Никаких иллюзий по этому поводу ни у кого уже ни на Западе, ни на Востоке не остается. Допустить, что неонацистские убийцы и мародеры под "жовто-блакытными" и бандеровскими стягами, разгромив Новороссию, оставят оружие и начнут совместно с оставшимися в живых "колорадами" строить "демократическую процветающую Украину", могут только самые прекраснодушные либералы. Те, кто бьёт системами "Град", ракетами и бомбами по жилым кварталам "неправильных" городов Донбасса, кто спокойно убивает стариков, женщин и детей, кто заживо сжигает безоружных и глумится над их смертями, никогда, уже никогда не станут "нормальными" людьми. Вы хотите поговорить о гуманизме с бешеными псами? А они хотят вас загрызть, чтобы ненадолго насытить вашей плотью свою утробу. Вот и вся разница.
Славянск, который уже сравняли с лицом земли, разбомбленные Краматорск, Антрацит, Луганск, Донецк, другие города Новороссии, сотни тысяч, а в перспективе — миллионы беженцев в Россию… Причем "укры" даже не скрывают, что таким образом "расчищают жизненное пространство" на востоке Украины, чтобы там вообще не осталось ни русских, ни тех, кто не считает русских своими врагами. Террор идет по всей Украине. Только в иных формах, чем на Донбассе. Неизвестные в масках врываются в дома и квартиры тех, кого заподозрили в нелояльности к киевской хунте и увозят в неизвестном направлении: без всяких ордеров на арест и прочей "юридической ерунды". И если это — не геноцид, если это — не неонацизм, если это — не преступления против человечности, то что это?
Но обвинения в геноциде в адрес киевской хунты Россия не выдвигает. Наоборот, министр иностранных дел Сергей Лавров, видимо, следуя некоей "генеральной линии Кремля", уже предлагает повстанцам Новороссии в одностороннем порядке разоружиться и сдаться киевской хунте, а "украинских" пограничников приглашает брать под контроль российско-украинскую границу с обеих сторон, чтобы те убедились сами и сообщили своим американским хозяевам: никакой помощи восставшим городам Донбасса Россия не оказывает.
Это позорные предложения, оправдывающие нынешнее кровопролитие на Украине и сводящие тезис о "защите русских" к полной нелепице. Да и не в русских дело. Кассетные, фосфорные и прочие бомбы киевских карателей не разбирают, русские там, украинцы, греки, татары или евреи. Убивают всех. И на мольбу о помощи со стороны убиваемых Россия отвечает "невмешательством"? Когда же за словами последуют дела? И какими они будут? Ведь сказано в Евангелии: "По делам их узнаете их".
Выдвинутая президентом формула допускает и такую форму "защиты", как, например, поддержка беженцев, покинувших территорию Украины. Упрощенный порядок получения вида на жительство или временного убежища, минимальное пособие, позволяющее не умереть от голода, — и всё. Можно рассматривать "защиту русских" и в форме униженного упрашивания Запада "повлиять" на киевскую хунту, чтобы та позволила ополченцам Новороссии разоружиться, а наши обязательства свести к "созданию трех крупных коридоров" для вывода в Россию всех, кто не желает жить под "железной пятой" неонацистской киевской хунты.
Насколько всё это соответствует и традициям отечественной внешней политики, и требованиям текущего момента?
Если обратиться к отечественной истории, то подобную нынешней линию поведения можно найти только в эпоху горбачевской "перестройки" и ельцинских "реформ", целью которых было уничтожение "русской цивилизации" как особой "большой системы", основанной на принципиально отличных от "западных" ценностях. Именно тогда Россия сдавала своих союзников оптом и в розницу, теряя государства, народы и целые цивилизации — как, например, случилось с исламским миром. Именно тогда были Мальта и Рейкъявик, Дейтон и Хасавюрт. Последним предательством "новой России" была Ливия Муаммара Каддафи. При президенте Дмитрии Медведеве, нынешнем премьер-министре РФ.
Что бы потом ни объясняли в Кремле: мол, американцы и их союзники слишком "широко" трактовали решение Совбеза ООН, — это объяснения в пользу бедных. Весь мир заранее знал, как это решение будут трактовать в Вашингтоне и для чего оно принимается. Поэтому изображать из себя обманутую невинность можно сколько угодно — суть дела от этого не меняется.
Сирия и Крым при президенте Путине были продолжением совсем иной внешнеполитической традиции России — той, в которой наша страна всегда помогала жертвам агрессии и террора. Разве другими словами, чем сегодня молит о помощи Новороссия, молили Россию о помощи "братья по крови и вере" на Балканах во второй половине XIX века? И Россия, несмотря не то, что на санкции, а на прямые угрозы войны (крымской в том числе), всегда протягивала руку помощи — так же, как на Кавказе еще раньше мы помогали грузинам и армянам, которых давила Османская империя.
Да, благодарность этих народов порой выражалась и выражается в весьма специфических формах, но мы помним и генерала Багратиона, и "вождя народов" Сталина, и подвиг Югославии весной 1941 года, на несколько недель сдвинувшей начало операции "Барбаросса", и многое, многое другое.
И когда в Испании началась гражданская война, разве не была Советская Россия окружена кольцом врагов? Но тогда мы находили возможность сражаться против нацистов, и республиканцы получали от СССР оружие, военных экспертов, дипломатическую поддержку…
Может быть, кому-то в Кремле происходящее на Украине видится нелепой случайностью, дурным сном, который должен вот-вот закончиться, а европейцы и американцы — добрыми партнерами, лишь по недоразумению финансирующими и поддерживающими "бешеных псов" в Киеве? Пусть эти кремлевские "маниловы", если таковые существуют, читают историю Византии, а если скучно и далеко от современности — историю Второй мировой войны, когда в 1940 году Великобритания, Франция и Германия не только вместе поддерживали Финляндию в ее конфликте против СССР, но и готовы были начать военные действия против нашей страны. В конце концов, Гитлер решил иначе, обойдя "линию Мажино" и захватив Францию, но "мирные" страны Антанты под овечьей шкурой всегда скрывали волчьи зубы. А воевать предпочитали в основном чужими руками — и сейчас они чужими руками воюют с Россией на Украине.
Официальные лица киевской хунты не только распевают матерные частушки про президента РФ у стен российского посольства — они заявляют, что их страна подверглась агрессии со стороны России, что они защищают свою страну, что они будут "убивать русских до конца", победят и проведут свой "парад победы" в Севастополе, городе русской воинской славы. А в Кремле делают вид, что ничего этого не слышат, ничего не видят, что всё это — "не всерьёз", и продолжают качать газ, передавать оружие из Крыма украинской армии (это прекратилось только 5 июля?!) и вообще… Чем больше Россия говорит о мире, тем более нагло и жестоко действует киевская хунта.
Если вас всё время бьют, а вы только уворачиваетесь, не отвечая ударом на удар, чем может закончиться такая игра? Даже если вы в разных весовых категориях? Только тем, что к вашему избиению рано или поздно подключатся другие "малыши" — и вам не сдобровать.
Украинская армия и "частные армии" олигархов типа Коломойского уже продемонстрировали способность стереть с лица земли стотысячный город Славянск. На очереди — полумиллионный Луганск и более чем миллионный Донецк. Кто следующий? Симферополь или Белгород? Харьков или Воронеж? Аппетит приходит во время еды. Не стоит забывать, что "украм" свой богатый опыт передают американские военные советники, за плечами которых — Вьетнам, Югославия, Ирак, Ливия и Сирия. Они знают толк в применении не только дефолиантов и напалма, но и других боевых веществ.
И даже если допустить, что прошлое не имеет никакого значения для настоящего и будущего, а исторические традиции — пустой звук для современного политика, это обстоятельство говорит в пользу как можно более быстрого и жесткого вмешательства в украинские дела.
Поскольку, не делая ничего и закрывая глаза на происходящеее, мы получаем у своих границ почти полумиллионную армию, воспитанную на идеологии ненависти ко всему русскому, российскому. От того, что часть этой армии формально будет служить не Украине, а лично Коломойскому, что территорию России будут "по ошибке" обстреливать и взрывать, что масштабные военные действия будут заменены тотальным террором в наших приграничных областях и в Крыму, а также в крупных городах России, не исключая Москву; от того, что к украинскому террору добавится уже "привычный" террор исламистов и даже "русских патриотов", якобы мстящих "предательскому режиму Кремля", — ситуация только ухудшится. Возвести "китайскую стену" на границе с Украиной не получится — слишком велики затраты, по сравнению с которыми олимпийские стройки Сочи будут выглядеть детскими куличиками в песочнице. Любая внешнеполитическая активность Москвы будет крайне затруднена "украинским вопросом" и реальным устройством миллионов беженцев с Украины. А это гигантская "дыра" в федеральном бюджете.
Кроме того, неизбежное обнищание Украины приведет уже к тотальному внедрению образа "врага-москаля" в массовое сознание жителей "нэзалэжной", у которых мы "отобрали" не только Крым и Кубань, но и Сибирь с Дальним Востоком, завоеванные, конечно же, казаками. Уж глобальные масс-медиа с подачи ТНК вовсю расстараются, требуя международной поддержки "законным требованиям" Украины на месторождения полезных ископаемых за Уралом… Вам это кажется бредом? А разбомбленный Донбасс вам бредом не казался месяцев так шесть назад, когда "онижедети" первый раз собирались на Майдане "по зову сердца" и социальных сетей?
Нельзя сбрасывать со счетов также тяжелые идеологические и внутриполитические последствия "невмешательства" на Украине для действующей российской власти. Взлетевший до небес на крыльях Крыма рейтинг Путина может сильно просесть, и этим сразу воспользуются лидеры "болотной оппозиции", формальные и реальные, сидящие на высоких креслах в Кремле и сегодня. Тем более, что сохранение "вашингтонского консенсуса" в сфере экономики при дефиците госбюджета и сокращении социальных расходов сформируют в российском обществе широкую протестную базу, "раскачать" которую поможет отмеченная выше волна террора и насилия с украинских баз.
На фоне поражения в Новороссии (так же, как это было в царской России после поражения от Японии в 1905 году) возникнет революционная ситуация, в которой Путин, ненавидимый западниками-либералами, столкнется с отказом в поддержке от патриотических кругов и "слева", и "справа". Но что разъяснять политическую "таблицу умножения" тем "проффесорам" типа Януковича, кто считает, что дважды два — ни разу не четыре, а может быть, и пять, особенно, если хорошо заплатить?
Поэтому предложу своё решение задачи. Педалирование "русскости" защитников Донбасса-Новороссии является категорической идейной ошибкой. Возможно, добросовестной, сделанной из "лучших побуждений", но ошибкой, которая в политике хуже преступления. Россия не должна педалировать "русский фактор", поскольку логика её действий должна лежать вне этнонациональной плоскости, позволяющей западной пропаганде проводить, пусть натянутые по содержанию, но по форме неуязвимые параллели между гитлеровским Третьим рейхом 30-х годов и современной Россией.
Мы защищаем не русских как таковых, не русских отдельно от людей других национальностей — мы защищаем всё население Новороссии от неонацистской диктатуры в Киеве. Мы обязаны сказать об этом и себе, и международному сообществу. Мы не можем и не имеем права терпеть уничтожение сотен и тысяч людей на наших глазах по этнонациональному признаку. Мы считаем необходимым прекратить гуманитарную катастрофу и геноцид на собственных границах. Мы квалифицируем нынешний режим в Киеве как неонацистский и нелегитимный. Поэтому мы требуем от этого режима до какого-то срока — скажем, в течение трех дней, — отвести войска от населенных пунктов Новороссии.
Если данное требование не будет выполнено, мы оставляем за собой право даже не вводить Вооруженные Силы на территорию Украины, а открыть границу для своих добровольцев в количестве и качестве, достаточном для гарантированного разгрома украинских войск, стянутых к Донбассу (а других у нынешней Украины пока нет). Это позволит не только избежать негативных для России сценариев развития гражданской войны на Украине, но и сохранить возникшее в начале этого года широкое единство власти и общества, позволяющее нам не бояться ни санкций Запада, ни изоляции от Запада. До Победы всего несколько шагов. Но их необходимо сделать, а не бесконечно топтаться на месте.