Министры иностранных дел стран — членов НАТО приняли решение о введении в действие пятой статьи Вашингтонского договора. Как сообщается на официальном сайте организации, об этом заявил генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг.
«Мы решили, что гибридные нападения могут привести к введению в действие пятой статьи Вашингтонского договора НАТО», — сказал он на пресс-конференции в Брюсселе по итогам первого дня совещания министров иностранных дел стран НАТО.
Пятая статья Вашингтонского договора подразумевает военный ответ всех участников альянса в случае агрессии против одной из стран-членов.
На встрече министры иностранных дел НАТО также подтвердили гарантии безопасности Турции «в связи с нестабильностью на юго-восточных рубежах» альянса.
«Положение на юго-восточной границе НАТО остается крайне нестабильным. Мы подтверждаем, что безопасность альянса неделима, и союзники тесно солидарны с Турцией, которая сталкивается с многочисленными проблемами с юга, включая террористические угрозы. Министры обороны стран НАТО обсудили это на своей встрече в октябре и поручили разработать дальнейшие меры по обеспечению безопасности Турции. Сегодня мы рассмотрели ход работы, которая продолжается. Альянс призывает к спокойствию, дипломатическим усилиям и деэскалации, подчеркивает важность мер по снижению рисков», — говорится в заявлении альянса, которое приводит ТАСС.
Столтенберг сообщил, что Великобритания заявила о готовности разместить свои самолеты на турецкой базе Инджирлик, а Дания направит военные корабли в восточное Средиземноморье. Глава НАТО отверг предположения, что усиление защиты границ Турции связано с недавним инцидентом с российским Су-24.
На вопрос, считают ли страны альянса, что лишь у России есть возможность применения гибридных угроз, генсек НАТО также ответил, что они не связаны «с одной конкретной страной или регионом».
В концепции альянса предусмотрено одновременное использование трёх составляющих политики безопасности — подготовки, сдерживания и обороны, пояснил Столтенберг. «Гибридные вызовы подразумевают очень широкий спектр угроз, поэтому НАТО необходим очень широкий спектр возможностей, чтобы защищаться», — добавил он.
Термин «гибридная война» введён в США в конце ХХ века. Он имеет несколько различных трактовок, которые сходятся в том, что такая война представляет собой сочетание обычного вооружённого конфликта с применением террористических методов (например самодельных взрывных устройств) и методов информационной войны (например кибератак).