На прошлой неделе "Левада-Центр" опубликовал результаты опроса «Предпочтительные модели экономической и политической систем», которые указывают на то, что 52% жителей выступают за государственную плановую экономику и лишь 26% высказались за существующую рыночную экономику, основанную на частной собственности. 22% не смогли определиться с предпочтительной для них экономической системой.
Похожий расклад демонстрируют результаты опроса политической формации: 37% считают наилучшей советскую политическую систему, 23% — нынешнюю политическую систему России, 13% — видят идеал в демократии по образцу западных стран, 8% респондентов назвали другой вариант ответа и 19% не смогли назвать наиболее предпочтительную для них политическую формацию.
Илл. Константин Мельников. Проект здания Народного комиссариата тяжелой промышленности на Красной площади
Само словосочетание «рыночная экономика» носит странный характер, исходя из этимологии. Экономика – это домостроительство, а рынок ничего не создаёт, это торговля, это перераспределение. И хоть все уже привыкли к «рыночной экономике», мне это сочетание режет ухо. А вот плановая экономика – это нормально, потому что строительство дома предполагает сначала план, чертёж. Всё правильно, человек – существо целеполагающее, без плана действовать не может.
Так называемая рыночная экономика, во-первых, есть способ перераспределения созданного богатства, причём в основном с использованием незаконных, безнравственных методов, а во-вторых, собственно, потребление, а не созидание.
Да, в опросе звучит по большей части интуитивное представление наших сограждан. И это хорошо. Потому что так называемое научное понимание экономики – извращено. Экономическая наука фактически выполняет идеологическую функцию, обосновывая «рыночную экономику». Поэтому я рекомендую держаться от неё подальше.
Если сравнивать продукт современной России с Советским Союзом, то понятно, что мы деградируем. Использовать статистику здесь достаточно сложно, потому что кардинальным образом изменилась методология статистического учёта. Например, в советской статистике была аксиома, что финансовый сектор ничего не создаёт, только перераспределяет. А сегодня оказывается, что и финансовый сектор, и риэлтерский бизнес и пр. создают общественный продукт. Это самое настоящее мошенничество. Мы живём в королевстве кривых зеркал, в иллюзии, что мы богатеем, прирастаем. Хотя в мире примерно с восьмидесятых годов прошлого века общественное богатство не увеличивается, а сокращается.
Наша экономика структурно сильно изменилась. Деструктивные процессы пошли ещё года с 1987-го, когда были приняты первые разрушительные законы. За прошедшее время мы лишились значительной части нашей промышленности, и прежде всего той части, которую было принято называть - производство средств производства. Скажем, мы производили практически всю линейку металлообрабатывающих станков, не только обычные станки, но уже и с программным управлением, и не только токарные станки, но и фрезерные и прочее, и прочее. У нас было достаточно оптимальное соотношение производства средств производства и производства предметов потребления. Сегодня производства средств производства практически не осталось. Мы разрушили то, что создавалось и в годы индустриализации, и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства.
Нынче у нас экономика трубы, и никаких реальных мер по восстановлению разрушенной экономики практически не предпринимается. Есть только лозунги импортозамещения. Однако когда начинаешь разбираться, что наши руководители имеют в виду под импортозамещением, выясняется, что это создание некоего небольшого набора производств, которые можно экспортировать и зарабатывать валюту, для того чтобы что-то опять покупать на мировом рынке. Это не импортозамещение, а пародия.
Делаются попытки создать монокультурное сельское хозяйство, то есть производить только то, что конкурентоспособно на мировом рынке. Но мы живём, мягко говоря, в условиях недружественного окружения. Это начинают понимать и рядовые граждане. Поэтому России необходимо иметь самодостаточную экономику, а не развивать отдельные направления. В России должен быть весь набор отраслей, то, что в советское время именовалось единым народно-хозяйственным комплексом, поэтому была минимальная зависимость от импорта, и масштабы экспорта тоже были достаточно скромными.