В прошлой «серии» нашего этнографического сериала мы начали своеобразное странствие по Руси с целью освещения различных проблем, связанных с неконтролируемым нашествием мигрантов. Сегодня мы его продолжим. Но наш экскурс мы начнём с Европы. Тем более что отношение к происходящим там событиям в РФ самое противоречивое и во многом определяет ситуацию в самой России.
Вести из Европы
Ситуация в Европе, точнее отношение к ней, наглядно характеризует разброд в умах и экспертов, и обывателей. Здесь наблюдаются две крайности. С одной стороны, весьма правдоподобная фотовидеофиксация событий подаётся как «закат Европы» и полный развал её основ. С другой стороны, можно наблюдать противоположную версию – дескать, ничего там не происходит, и происходящее – вырванные из контекста обрывки новостей, из которых информационные шаманы составляют «картину мира». В качестве аргументов здесь предоставляются свидетельства отдельных европейских буржуа, что они от толп приезжих никакого дискомфорта не испытывают. В обоих случаях получается, что европейские реалии, точнее их освещение, находятся в руках ангажированных масс-медиа, которые выполняют социальные заказы. Одни – для фанатов «европейского апокалипсиса», другие – для адептов либерализма. Увы, история учит, что правда всегда находится где-то посередине. И здесь уместно перейти ко вполне официозным европейским новостям.
Исходя из них, европейские власти проснулись и… перешли к жестоким мерам в отношении мигрантов. Вот вам и мягкотелая обывательская Европа! По сообщению Times, в ЕС намерены отказать в получении статуса беженца 400 тысячам человек. Речь идёт преимущественно о мигрантах, прибывших в этом году. Цифра впечатляет, с начала года границу Евросоюза пересекли около полумиллиона мигрантов. Причём на каждого приходится ещё по четыре-восемь родственников! Всех незваных гостей намерены за казённый счёт отправить на родину. Это контролирует Агентство ЕС по безопасности внешних границ. А если на родине не согласятся принять своих граждан обратно, Европа грозится включить экономические механизмы. Например, прекратить гуманитарную помощь какой-нибудь Нигерии. Вот вам и хвалёная европейская толерантность!
И вновь о модной конспирологии
Кстати, отношение к европейским событиям – своеобразная лакмусовая бумажка для российских любителей миграционных заседаний. Попробуйте провести эксперимент, попросите прокомментировать события в Европе какого-нибудь ответственного чиновника или деятеля из верхушки диаспоры. В большинстве случаев они начнут скучно трындеть про «опыт дружбы СССР». В лучшем случае они заявят, что Европа нам не указ, и там вообще ничего не происходит, а все соответствующие новости оттуда – дело рук информационных масонов. Здесь поневоле хочется в очередной раз вернуться к популярной конспирологии. Последняя фантасмагория, которую я услышал по этому поводу, не отличается оригинальностью: «Виноваты ж..ы!». А вот развитие этого «догмата» сейчас намного грамотнее, чем размышление одесской домохозяйки начала ХХ века накануне еврейских погромов. Дескать, сейчас в России принято переживать за орды мигрантов в Европе, и этим злоупотребляют даже эксперты-специалисты. А это в корне неправильно, поскольку такой интерес провоцируют израильские спецслужбы, которым политически активные мусульмане в Европе – как кость в горле. Поэтому Израиль поддерживает профашистские организации в Европе и способствует изданию «Мечетей Парижской Богоматери».
Кстати, одним из таких «еврейских провокаторов» оказался мой знакомый, который служил танкистом в секторе Газа. И даже на улицах мирного Тель-Авива насмотрелся на то, что могут творить «воины Аллаха» в отношении мирного населения. Даже своего – мусульманского. О чём он и начал писать, уйдя в отставку и став журналистом. Об этом, кстати, также может рассказать любая израильская домохозяйка…
Тем не менее доморощенные конспирологи делают выводы, что внимание к миграционным проблемам Европы не только не нужно, но и крайне вредно для россиян. Далее конспирологи начинают развенчивать «миф о тотальном иждивенчестве» мигрантов. Дескать, те идут на самые непрестижные и чёрные работы. И приводят соответствующую статистику: мигранты в Европе и дома строят, и горшки за европейскими стариками и инвалидами выносят! В этом они абсолютно правы, только о криминальной статистике преступлений мигрантов всегда забывают. Потому что она слишком режет глаза.
Да и источники этой конспирологии – деятели из национальных диаспор. Те, кто пообразованнее и кроме контроля за рынками и скупки цветмета ещё и словом владеют. Поэтому и подход такой мещанский, торгашеский – «мы же не в Европе живём!». О российском мессианстве здесь речи не идёт. Посему такие идеологи делают выводы, что начало массового выдворения из Европы – очередные происки израильских спецслужб, а на самом деле европейцы сейчас озабочены размещением и обеспечением приезжих, которые впоследствии всё им отработают. Увы, и здесь чувствуется всё тот же иждивенческий подход – мысли только о комфорте и жратве. Да и возможность скинуть с себя ответственность на власть. Мало того, совсем убрать с себя ответственность, ведь именно национальные диаспоры в Европе занимаются адаптацией своих земляков. И если вдруг найдётся в России энтузиаст – чиновник высшего звена, то, проанализировав европейские технологии, он мигом возьмёт диаспоры за горло. И национальными песнями-плясками тут не отбрехаешься…
Тем временем охмурённые израильской разведкой российские эксперты вновь прогнозируют, что из-за всеобщего межведомственного бардака у нас такая масштабная операция по депортации просто невозможна. Несмотря на то что российские миграционные проблемы не сильно отличаются от европейских, в России продолжают проводить всевозможные официозные заседания, где эксперты вовсю бьют в колокола, но от этого ничего не меняется.
Проблема всех регионов
Так что в нашем миграционном странствии мы возвращаемся в Россию, точнее в Татарстан, который можно назвать лучшим примером межнационального и межконфессионального диалога. Мало того, лучшим примером диалога власти и несчастных экспертов и общественников.
Пока в начале октября Европа разрождалась карательными мерами, в Казани прошёл официозный форум «Россия — наш общий дом». В рамках которого, извините за канцеляризм, состоялся такой же официозный молодёжный форум «Дружба народов — богатство Татарстана». На последний согнали всех молодёжных активистов национальных автономий региона. От себя замечу, что эти персонажи более отвратительны, чем их родители. На заседаниях они с умным видом говорят про толерантность и дружбу народов, а вечерами и ночами носятся на папиных представительских иномарках по городам и весям, сшибая всё на своём пути. И из-за этого часто попадают в хронику ДТП, где в телесюжетах постоянно появляются их родители и говорят, что «наш мальчик самый лучший!». Тем временем экспертиза показывает наличие огромного количества алкоголя и наркоты в крови у «мальчика». Ну, ничего, папа и машину новую купит, и права восстановит!
Но вернёмся на форум. Как и полагается, там были всякие мастер-классы с названиями типа «Театр толерантности». Но были и более злободневные проекты, например: «Этнорелигиозные угрозы на территории Приволжского федерального округа». Поскольку на форум собрались представители соседних регионов, то можно было узнать и географию проблемы. Например, муфтий до сих пор языческой республики Мордовии Фагим Шафиев заявил, что даже в их совсем не исламском регионе ведётся вербовка немногочисленной мусульманской молодёжи в ИГИЛ. И это проблема всех без исключения российских регионов!
Как это происходит, поведал уже известный нам эксперт Раис Сулейманов.
По его словам, вербовщики идут двумя путями – через социальные сети и путём личного общения. Например, в том же «ВКонтакте» выкладываются посты с видео или фото убитых мусульман, ставших жертвами солдат Башара Асада. А в многочисленных комментариях к посту (что делать, и консервативная исламская молодёжь очень любит чернуху) появляется вербовщик и начинает манипулировать религиозными чувствами молодого мусульманина, разжигая в нём желание возмездия.
– Если проявляется интерес, следующий шаг – общение и новые материалы о победоносности и военных успехах боевиков ИГИЛ. Всячески даётся понять, что «это и есть наш халифат, за который нужно вести джихад». Происходит героизация и романтизация образа игиловцев, его делают привлекательным: для парней – как пример идеала «моджахеда», воина, для девушек – как образец будущего мужа, истинного мусульманина. Во время вербовки идёт противопоставление «Исламского государства» и «кяферской России», где первое показывают в качестве справедливого общества, функционирующего по законам шариата, а последнюю изобличают как государство – притеснителя ислама. Умело подтасовывая факты, вербовщику не составляет труда привести массу аргументов для убеждения в правоте такого противопоставления молодого мусульманина.
Россия виртуальная
Здесь поневоле приходится переместиться с городов и весей в виртуальный мир. По своим всевозможным функциям социальные сети давно опередили и печатные издания, и обычные сайты. Они более динамичны, способны за считанные минуты изменять новостной контент, охватывают огромную аудиторию и, самое главное, обеспечивают личное общение. Для вербовщика это Клондайк! Мало того, выложенной в соцсетях информации человек доверяет гораздо больше, чем лживым и продажным СМИ. И на то есть немало причин.
Возникает резонный вопрос, а что может противопоставить государство? Агрессивную полемику? Увы, орды «кремлёвских блогеров» настолько дискредитировали себя, что им доверяют ещё меньше, чем официозным СМИ. Кстати, дискредитировали по вполне российской беде чиновничества – некомпетентности и профнепригодности. Например, чтобы быть достойным оппонентом, тому же вербовщику в ИГИЛ нужно как минимум знать основы ислама, а не отделываться общими фразами о «возрождении духовности». Мало того, нужно знать современное вооружение и методы ведения боевых действий, иначе в глазах молодёжи на фоне грамотного боевика-вербовщика будешь выглядеть полным лохом. В интернет-войнах есть ещё множество подобных нюансов, но не буду раскрывать секреты мастерства… Пока же замечу, что создание контрпропагандистских сообществ на просторах интернета не даёт никакого результата: создатели романтического образа бесстрашного боевика лучше знают информационные технологии. Да и не поставлено это дело на государственном уровне. Остаётся только блокировка экстремистских сообществ, которая тоже выглядит достаточно комично. Например, «Фейсбук» блокировал страничку известного своим патриотизмом военного журналиста Дмитрия Стешина. Поводом послужили всё те же «экстремистские высказывания», классифицировать которые ответственные чиновники опять же не могут. Посему «импровизируют на местах».
По официальной статистике, с территории только ПФО (Приволжского федерального округа) в Сирию в ряды ИГИЛ отбыло около 200 человек. Например, в Татарстане уже прошли три судебных процесса над жителями Казани, Набережных Челнов и Альметьевска, которые находились на «джихаде». Но это официальная цифра. По мнению экспертов, к ней следует прибавить минимум один нолик.
«Не видим причин для социального взрыва»
Ещё пример подобного официоза. Неожиданно в городской администрации Оренбурга озаботились вербовкой горожан в ИГИЛ. Да и не только горожан, но и жителей достаточно большой Оренбургской области. Тем более что в прошлом году тамошние эфэсбэшники возбудили тринадцать, в этом – ещё два уголовных дела по факту участия оренбуржцев в незаконных вооружённых формированиях и прохождения обучения с целью участия в ИГИЛ. И это опять же только раскрытые и официальные цифры. И какие выводы делают тамошние силовики и чиновники? Вполне чиновничьи. Например, городской прокурор заявил, что важно не допускать распространения экстремистской литературы, и из этого сделал вывод, что «на сегодняшний день мы не видим причин для какого-либо «социального взрыва» на территории города, тем не менее Оренбург остаётся многонациональным городом, и мы должны постоянно находиться в диалоге с представителями национальных диаспор и быть готовыми совместно решать любые вопросы». Ему поддакивал другой чиновник, заявив, что «вопросам межнационального и межконфессионального согласия уделяется самое пристальное внимание. Подтверждением этому служат регулярные встречи, объединяющие представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, религиозных и национальных культурных общественных организаций». Далее чиновник понёс такую ахинею про «развитие гражданского общества», что приводить её я не вижу смысла. Кому интересно, пусть сам посмотрит на сайте оренбуржской мэрии.
Самое интересное, что «причин для социального взрыва» чиновники не видели ни перед Кондопогой, ни перед Бирюлёвым, ни перед волнениями в патриархальном Арзамасе. Помнится, на очередных посиделках перед арзамасскими событиями какой-то бездельник в погонах долго меня уверял, что на Нижегородчине Бирюлёво никогда не повторится – дескать, они «много над этим работают». Когда же я предложил изложить это словоизвержение в комментарий с указанием ФИО и должности, несмотря на тучность и одышку, чин скрылся от меня в лабиринте ведомственных коридоров. Это тоже вполне прозаичная ситуация на межконфессиональных заседаниях.
Бабушка-камикадзе?
А взрыв прогремел и в очередной раз. Сейчас выяснилось, что взрыв 8 октября в Санкт-Петербурге был сорванным терактом. Сама эта история крайне загадочна. Напомню, взрывное устройство более ста граммов в тротиловом эквиваленте прогремело среди бела дня, в 15:30 на перекрёстке двух оживлённых улиц. Самое интересное, что адская машинка находилась в сумке некой пенсионерки, которой при взрыве оторвало ногу. Потом в её кошёлке нашли ещё одно взрывное устройство… Поневоле напрашивается вывод, что бабушка «из любопытства» прихватила бесхозную сумку и понесла добычу домой. Что же, вполне банальная ситуация – нищие старики и не на такое способны. Помнится, в одной из командировок в глубинку я лицезрел 82-летнего пенсионера-камикадзе, который мастерски проводил диверсионные операции – снимал провода работающих линий электропередач, обжигал их и сдавал в скупку. Свою деятельность он мотивировал не только бедностью, но и классовой борьбой. Дескать, он реквизирует награбленное у народа имущество «проклятого Чубайса». Пока питерские следователи не распространяются о личности пенсионерки, но не исключают, что понятия «тротил» и «пенсионерка» иногда могут совмещаться. Ну откуда может взяться взрывчатка у мирной старушки? Поэтому неудивительно, что один из полицейских чинов связал взрыв с «местью за успешную работу российских военнослужащих в Сирии по ликвидации боевиков ИГИЛ».
«Молодёжное крыло» на страже Родины
Здесь стоит вновь вернуться в Татарстан как живой пример хоть какой-то деятельности. Например, в Казани есть Дома дружбы народов, где тусуются представители разных национальностей, обитающих в Татарстане. Есть ещё шесть аналогичных учреждений в других городах республики. В следующем году их количество собираются довести до восьми. При них функционирует некое «молодёжное крыло», которое занимается профилактикой межнациональной напряжённости среди молодого поколения. Ехидный читатель лишний раз посмеётся над чиновничьими экзерсисами, а мне кажется, что создание такой системы – хоть какой-то выход. Хоть какое-то движение вперед. Пусть в этих «домах дружбы» хоть водку пьют, хоть содомии предаются. Главное, что есть хоть какая-то база для диалога. Обеспечение которой, кстати, стоит денег. Те же коммунальные услуги. Увы, редко выделяемые на это государственные деньги, как правило, «распиливаются».
В следующей серии «этнических опусов» мы поговорим о других механизмах межнационального диалога и методике их использования.
Также: Эксперты отмечают, что часть мигрантов, особенно из Таджикистана, имеют за плечами боевой опыт. И это не только Чечня, но и пятилетняя (с 1992-го по 1997-й) гражданская война в самом Таджикистане. Другой вопрос, почему же они до сих пор масштабно не взялись за оружие? Ответ, как мне кажется, прост: в их распоряжение так и не попали советские армейские арсеналы, которые оставались в Чечне и Средней Азии. Но стволы и взрывчатку, пусть и в небольших количествах, можно приобрести нелегально, и их запасы постепенно растут. Джихад российской глубинки