Наконец-то наша культурная элита решила хорошенько встряхнуть Голливуд и напустить на него Кару. Но не поспешила ли она со своим категорическим императивом? Безусловно, с этим монстром из-за рубежа давно пора свести счеты. Однако, прежде чем вводить запрет на голливудские фильмы необходимо покончить с Голливудом в собственных душах. А вот прямолинейное отрицание вызовет лишь дополнительную волну протеста. «Наши» люди давно срослись с Голливудом, говорят языком его героев, стремятся быть на них похожи, собирают сплетни о жизни голливудских «звезд» по всем глянцевым журналам. Даже в новостях по каналу «Россия» не преминули оповестить о свадьбе Джоли и Пита. Очень «ценная» информация для российских граждан! Лучше бы вспомнили о дне рождения великого русского поэта или поэтессы. Ах, что вы! Мы же не хотим отстать от европейской моды. Все лучшее у них, а у нас лишь непроходимые леса да берлоги.
А ведь еще недавно во времена Советского Союза мы гордились собственной великой культурой, мы чествовали своих художников, композиторов, писателей. Да, злую шутку сыграл с нами Запад. Он так ловко перетасовал карты, что мы начали принимать чужое за свое. Через обманчивую пелену западных штампов мы уже не в силах воспринимать тихое обаяние советских фильмов и красоту русской литературы. Наши вкусы огрубели, слух притупился и глаз настроился только на определенные телодвижения. Зачем нам Гумилев с Блоком? Не нужна нам «Баллада о солдате» Григория Чухрая и «Война и мир» Бондарчука. Нам милей экзотический постмодернизм Харуки Мураками. И посмотрим мы лучше Анжелику с Бэтменом.
Спору нет, и в Голливуде есть высокохудожественные фильмы, воспевающие светлые мечты и идеалы. Это и «Онегин» Марты Файнс, и «Хатико» Лассе Халльстрёма, и в какой-то мере даже «Аватар» Джеймса Кэмерона. Но таких фильмов сравнительно мало. Их перебивают кассовые «блокбастеры», ориентированные на массовые рейтинги и имеющие наибольшее воздействие на зрителей. Вот только воздействие это крайне негативное. Вместо того, чтобы озарять наши сердца, они сеют в них зловещие семена тьмы. Взять хотя бы голливудский боевик «Неудержимые». Мало того, что в нем идет непрерывная война с какими-то непонятными террористами, так главные герои еще и убивают их с улыбкой на устах. Ладно еще, если бы режиссер вначале показал смертельную опасность для государства террористической деятельности. Тогда последующие сцены боевых столкновений получили бы хоть какое-то оправдание. Но нет же, основная сюжетная линия иная. Идея терроризма здесь играет сугубо подчиненную еле заметную роль. Просто террористы понадобились, чтобы показать главное: зрелищные сцены изощренных убийств. Вот для чего создавался этот фильм. Вот что зрители хотят в нем увидеть и за что готовы платить деньги. С каждым просмотром таких фильмов стремления и вкусы зрителей становятся все более низкими, а сами они все более дикими. Когда на экранах наших телевизоров людей убивают, извините за выражение, «пачками» да еще и улыбаясь, – это свидетельствует о сильном падении ценности человеческой жизни в современную эпоху. Если такое обесценение тиражируют герои голливудских боевиков, на которых ориентируются миллионы, – это превращается в весьма опасный «реализм», формирующий у зрителей пренебрежительное отношение к чужой человеческой жизни. Подобные фильмы деформируют сознание и «воспитывают» будущих преступников, которые рано или поздно возьмут в руки оружие и пойдут искать «врагов» среди мирных жителей. Лично у меня это вызывает большое беспокойство, учитывая прогрессирующее нарастание подобных фильмов на экранах российских телевизоров. В тех же фильмах, как и в море современной литературы всячески попираются возвышенные идеалы любви и семьи, открыто пропагандируются свободные отношения мужчин и женщин, не выходящие за рамки плотских наслаждений. В результате увеличивается количество несчастных и распадающихся браков, растет число абортов, падает рождаемость. Семейная жизнь в изображении современной культуры совершенно лишена романтики и любви, ассоциируется с рутиной и постоянными склоками, что, безусловно, мало привлекает молодежь и заставляет искать любовь за рамками семейных отношений. Так знаменитый сериал «Воронины» практически полностью соткан из мелочных ссор и семейных разборк. И ладно бы еще подобные сериалы были исключением, а не правилом. Но все, к сожалению, обстоит наоборот. Сатира на семейную жизнь сегодня явно перевешивает ее идеализацию. Выглядит это, конечно, «смешно», но через этот дурацкий смех мы рискуем вообще оказаться за пределами культуры. Может пришло время хорошенько задуматься: или продолжать ориентировать культуру на Голливуд, отдавать ее на откуп бизнесу и пытаться заработать на ней деньги, но при этом окончательно потерять человека, или развернуть ее обратно к образцам нашей классики, поставить под контроль профессиональных институтов культуры и тем самым заняться воспитанием подлинно человеческого в человеке?
Голливуд сегодня в России повсюду. Недавно в московском метро мне бросилась в глаза вызывающая надпись: «Как обмануть государство». Оказывается, так называется спектакль, который идет на сцене Малого театра. Я его не смотрел, и смотреть не собираюсь. Дело вовсе не в спектакле, а в его названии эффектно сверкающим на рекламных щитах, мимо которых проезжают миллионы москвичей и гостей столицы. Особую досаду вызывают фотографии Бориса Клюева, размещенные на тех же щитах. Название этого спектакля встает в один ассоциативный ряд с названиями голливудских блокбастеров «Как украсть миллион» и «Как украсть небоскреб». В том же московском метро на станции, названной в честь величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, вдоль всей линии эскалатора выставили на всеобщее обозрение щиты с рекламой спрея AXE, снабженной призывами «Отдайся беспределу!». К чему призывают подобные фразы? Какие ценности они формируют? Вместо культивирования высоких чувств, идеалов, потребностей, мы показываем детям и их родителям сплошную «чернуху». Вместо того, чтобы вырывать людей из животного состояния и приближать к социальным нормам общежития, мы, наоборот, загоняем их в болото деструктивного поведения и низменных инстинктов.
Конечно, можно показывать и сатиру с боевиками, но всему надо знать меру. Их надо делать исключением, а не правилом. Весь негатив, конечно, убрать невозможно, но важно расставить правильные приоритеты и ввести соответствующую иерархию ценностей. Ну а если некоторые телевизионные каналы предпочитают заполнять основное эфирное время тематикой «погорячей» (боевиками, расследованиями, ужасами, криминальными новостями), то они должны быть обязательно платные, причем налоги с таких каналов и плату за них необходимо взымать высокие, чтобы максимально ограничить к ним доступ широких слоев населения. И, наоборот, на всех бесплатных каналах необходимо увеличить количество культурно-просветительских передач гуманитарного профиля, посвященных обсуждению богатого наследия мировой литературы и искусства. Надо преодолевать разрыв между тем, что объясняют в школе на уроках литературы, и тем, что показывают по TV. Иначе мы как бы с самого начала закладываем в мышление школьников ошибочное представление, согласно которому усвоение ценностей культуры требуется лишь для получения хороших отметок на экзамене, а в жизни нужно совсем другое, а именно зарабатывать больше денег, чтобы покупать всевозможные товары или брать под них кредит на самых выгодных условиях. Зарабатывание денег для потребления товаров и услуг – вот в чем цель современного «человека». Причем многие гангстерские боевики, идеализирующие образ грабителя, предлагают более простой способ обогащения. Что ж, какие «идеалы» мы закладываем в человека, такую отдачу от него и получаем. И если кто-то сегодня еще наивно полагает что именно такие «идеалы» способствуют развитию духа соревновательности, необходимого для успешного функционирования и роста экономики, тот сильно ошибается. Скорее они способствуют процветанию криминально-воровской экономики. Почему-то стало общепринятым фактом, что основной массе людей из культурно ориентированных передач достаточно показывать документальные фильмы компании BBC о животных и космосе, науке и технике, экзотических народах и их культуре. Но ведь сами по себе такие передачи не способны выводить человека за рамки естественной природы. А ведь делать это надо. Надо развивать человеческое в человеке, и потому показывать ему не столько то, что интересно, сколько то, что способствует его духовному возвышению. Тогда, со временем и продукты духовной культуры станут вызывать интерес. Не только передачи и интернет-сайты гуманитарного профиля, но и книги, картинные галереи, выставки, театры, памятники культуры постепенно превратятся в объекты стремления людей. Если в общественном мнении возобладает мода на классику, то всевозможные боевики, ужастики и прочие симулякры масскульта утратят свою привлекательность. Культуру надо прививать людям, насаждать помимо их воли. Иначе люди превращаются в «говорящих животных», живущих по законам Дарвина и справляющих чисто плотские удовольствия.
Быстро Голливуд из души не вытравить. Одними запретами нам не остановить этого монстра, так как он начнет просачиваться по нелегальным каналам, превратиться в очередной запретный плод, в манящий голос «свободной» Америки. Здесь необходимо комплексное воздействие на нашу культурную жизнь. Здесь нужны настоящие профессионалы, а не случайные люди из пивнушек, о которых сказал Владимир Бондаренко. Все это возможно лишь при мощной государственной поддержке и разумном контроле с его стороны.