15 февраля в Москве прошел митинг за пересмотр итогов приватизации, организованный «Другой Россией».
Лермонтовский сквер – небольшой зеленый треугольник возле метро «Красные ворота». Спиной к скверу стоит памятник великому поэту и дуэлянту, отчужденно глядящему куда-то в сторону. Но тех, кто 15 февраля пришел сюда, не смущает равнодушие бронзового Лермонтова, они заняты делом. Время близится к четырем часам, собравшиеся споро готовятся к началу митинга: организаторы разворачивают флаги, проверяют аппаратуру, участники бродят по скверу, болтают, спорят, раздают листовки. Флаги красные, небо серое.
У согласования этого митинга сложная история. Первоначально планировался еще и марш, но мэрия отказалась давать разрешение на него. Пламенные другороссы и хладнокровные чиновники спорили долго, в итоге сошлись на митинге без марша. Эдуард Лимонов, главный инициатор мероприятия, остался недоволен, впоследствии говорил о том, что если бы дали возможность пройти шествием, народу собралось бы больше.
Народ, тем временем, потихоньку собирается. Компания достаточно пестрая: пенсионеры с усталыми лицам, разбитная молодежь, неплохо одетые люди средних лет. Много активистов различных организаций в основном левого толка. «Другая Россия», «Левый фронт», «РОТ-фронт», «Трудовая Россия» и другие. Есть, однако, и правые: Русская Коалиция Действия, «Великая Россия». Парень раздает всем желающим календарики с черно-желто-белым триколором. Мимо пробегает другой, с красным флагом, и весело-беззлобно ругается: «Хватит вашу имперскую ***** раздавать». Рядом миловидные девушки вручают петиции правительству России об отмене итогов ваучерной приватизации, национализации промышленности и остановки второй волны приватизации. Кто хочет, подписывает и отдает обратно девушкам. А в самом центре сквера группа нацболов стоит с огромной растяжкой, на которой обозначен главный лозунг митинга: «Отобрать и поделить!».
Митинг начинается, на сцену-грузовик выходит ведущий, Сергей Аксёнов из «Другой России». Приветствуя присутствующих, он обращается «Товарищи!», замечает, что, судя по тем флагам, которые он видит, такое обращение более чем уместно. Говорит, что люди сегодня собрались очень разные, как с левого, так и с правого фланга, и слово будет предоставлено всем.
Один из первых выступающих ораторов – Эдуард Лимонов, лидер незарегистрированной партии «Другая Россия», крестный отец и идеолог движения «Отобрать и поделить!». Говорит Лимонов долго и подробно. Начинает с того, что жить так, как живет сейчас российское общество, просто нельзя: тотальное неравенство и полная несправедливость душат народ. В руках одного процента населения находится 71% всех российских активов, олигархические семьи контролируют капитал, жестко вцепившись в сладкий пирог и не подпуская к нему никого, кроме «своих». В стране, где миллионы людей с трудом сводят концы с концами, сто тридцать девять миллиардеров. Корни этого зла – в ваучерной и залоговой приватизации 90-х годов, когда народ был обманут и ограблен господами олигархами с благословения тогдашней власти. Имена хорошо известны, они все здесь – на портретах с мишенями, которые держат стоящие в первых рядах. Потанин, Усманов, Абрамович, Дерипаска и другие. Звучит, конечно, и имя Анатолия Чубайса, «рыжего латышского стрелка», как называет его Лимонов, главного автора грабительской ваучерной приватизации. Эдуард говорит, что Чубайса стоит судить. Стоящая около меня боевого вида бабушка кричит «А что судить? К стенке и все!».
Лимонов продолжает. Приватизация не закончилась, она продолжается, продолжается разграбление народных богатств. В этом году будет приватизирована такая крупная компания, как РЖД (ее офис прямо здесь, смотрит окнами на Лермонтовский сквер и красные флаги), и дешевые билеты на поезда исчезнут в принципе. Будут проданы в частные руки доли государства в «Ростелекоме», «Аэрофлоте», «Роснано» и других важнейших корпорациях. Сверхбогатые станут еще богаче. «У нас есть олигархи, поэтому нет среднего класса» - вещает лидер «Другой России» и призывает к сопротивлению. С иронией Лимонов замечает, что если простые люди не будут сопротивляться и бороться против приватизации, то, может, недалек день, когда у нас введут «какой-нибудь обязательный каннибализм» и со скептицизмом говорит о борцах с коррупцией: «Говорят мол, что там что-то украли, здесь что-то украли… да у нас давным-давно ВСЕ украли!».
Важность идеи национализации, возвращения украденной собственности в руки народа, по словам Лимонова, в том, что эта универсальная идея, подходящая для всех: левых, правых, либералов, она выше всех идеологических споров. Все соцопросы показывают, что абсолютное большинство населения России разделяет эту идею. Главное, с точки зрения «Другой России», организовать протестное движение под лозунгом «Отобрать и поделить!». Лимонов призывает к пропаганде этой идеи, к созданию ячеек, маленьких комитетов в домах, офисах, где угодно. «Две бабушки – уже хорошо, три бабушки – еще лучше! Десяток молодых людей – вообще замечательно!». В случае, если движение станет по-настоящему массовым, оно уже сможет говорить с государством с позиции силы. Но для этого нужно, чтобы на митинги приходило не несколько сотен человек (именно столько стоит и слушает Лимонова), а сотни тысяч. Поэтому нужна организация и пропаганда.
Заканчивает свою речь Лимонов скандированием «Нефть принадлежит народу!». Люди охотно кричат вместе с лидером «Другой России» этот лозунг, а потом и «РЖД принадлежит народу!». Прохожие, идущие мимо Лермонтовского сквера, останавливаются и смотрят на митинг.
Вслед за Лимоновым выступают остальные ораторы. Говорят они примерно об одном и том же, с главным другороссом они полностью солидарны. Василий Кузьмин из «Левого фронта» говорит, что если не сопротивляться, то мы скоро окажемся в сказке Джанни Родари о Чиполлино, где людей заставляли платить и за право дышать воздухом. Еще он напоминает о «болотном деле» и просит двадцать первого числа прийти к Замоскворецкому суду и поддержать узников Болотной, которым будут выносить приговор. Поддерживает идею «Отобрать и поделить!» и Надежда Квачкова, супруга полковника Квачкова, сидящего в тюрьме по обвинению в подготовке вооруженного мятежа. «Свободу политзаключенным!» кричит вместе с ней толпа.
Одни выступающие сменяют других. Здесь и леваки, и представители националистов. Огромный Константин Ершков из Русской Коалиции Действия рычит, раскатывая слова, что-то о порабощении русского народа «галактическим интернационалом». Что он имеет в виду, понять сложно, ведущий Аксёнов добродушно комментирует: «Это было феерично!». Выступают и представители рабочего движения. Юрий Горбач из профсоюза «Метровагонмаша» зычным голосом рассказывает о том, как в 90-е годы на свой ваучер купил две буханки хлеба и был рад, что может принести домой хлеб. Говорит о тяжести положения рабочих, и борьбе профсоюзов с руководством, о разворовывании собственности. Академик РАН со сцены рассказывает о страшном ударе в спину, который государство нанесло так называемой «реформой РАН», также являющейся частью приватизации. Выступают, конечно, и другороссы – они в авангарде движения «Отобрать и поделить!» - Александр Аверин, Михаил Пулин, Павел Жеребин. Общий тон речей схож у всех. Самое главное – единство, солидарность и распространение идеи возвращения украденной собственности народу. Говорить, говорить, говорить с «себе подобными», по выражению Лимонова. Нести идею в массы.
Люди слушают ораторов с интересом. Их не так уж много: несколько сотен. До тысячи, пожалуй, число участников митинга не добралось. Но остаются послушать и прохожие, случайно наткнувшиеся на митинг. С каменными лицами слушают и сотрудники полиции. Впрочем, что именно они думают об идее «отобрать и поделить» определить невозможно. Постепенно темнеет, небо становится еще более мрачным. Холодно, ряды участников к концу немного редеют. Но красные флаги по-прежнему развеваются.
Митинг близится к завершению, в группе народа сбоку от сцены мне удается выцепить Лимонова:
- Эдуард, как вы оцениваете итоги акции?
- Ну, итогов мы еще не видели. Нам не дали провести шествие, но мы решили все-таки воспользоваться хотя бы половинной возможностью. Иначе бы получилась Триумфальная (имеется в виду, что несанкционированную акцию бы разогнали), а так мы хотя бы использовали возможность дать людям эту идею борьбы против второго этапа грабительской приватизации. Лиха беда начало!
Тем временем, мероприятие заканчивается. Заканчивается очень вовремя, потому что у ведущего ломается микрофон. Аксёнов объявляет митинг завершенным и машет руками. Все начинают расходиться, флаги и растяжки потихоньку сворачивают. Небо по-прежнему серое. Флаги все такие же красные. Офис РЖД равнодушно глядит на Лермонтовский сквер пустыми окнами.