Авторский блог Владимир Карпец 00:00 1 октября 2015

Битва за историю

Им — на самом деле всем участникам "церковных разборок" — не нравится "Имперская Церковь"… Это понятно. Но вот нам нравится. И Церковь, и Империя, и наша византийско-русская церковная традиция. И здесь ничего не поделаешь. Но об этом разговор впереди.

В последнее время интересующиеся (скажем так) современными церковными вопросами интернет-порталы обошло интервью Анны Шмаиной-Великановой "Власти нужна церковь как декорация". Анна Ильинична окончила Иерусалимский университет. В 1993 году вернулась в Россию. С 1995 года преподаёт историю иудаизма, историю толкования Ветхого Завета, раввинистическую литературу и библейский иврит в Центре изучения религий РГГУ. С 1996 года — те же предметы и раннехристианскую литературу в Библейско-богословском институте святого апостола Андрея.

Разумеется, интервью начинается со ставшего притчей во языцех "казуса Энтео". Разумеется, уважаемая Анна Ильинична называет его "погромом", употребляет в отношении "православных активистов" все возможные и невозможные ругательства от "язычества" до чуть ли не "сатанизма". Разумеется, при этом она далеко не во всем неправа, хотя бы в силу хорошего образования и научной подготовки. В частности, справедливы упоминания о наличии в современном "полуправославном" сознании ереси докетизма — отрицания телесного начала, в частности, при воплощении Исуса Христа. Но это именно частности.

Как и в недавних театральных конфликтах, всё здесь — с обеих сторон — оказывается "не о том". Между церковным и "культурным" сознанием не может не быть напряжённости, и она всегда трагична — и в истории, и в личных биографиях. Культура, отделяющаяся от культа, не может от него не отчуждаться, не идти по пути "забвения бытия". Это не политическая, а онтологическая проблема. Чего не понимают ни "защитники культуры", ни "защитники Церкви", зовя друг друга — "глухих" — "на суд судьи глухого". А в качестве такого "суда" — всё те же "общечеловеческие" "ценности права", столь же, если не более, далёкие от святоотеческой традиции, чем любое "современное искусство".

"Когда Александр Сергеевич Есенин-Вольпин провозгласил девиз демократического движения — "Пусть исполняют свои законы", было ещё неясно, в какой мере они, государство, не исполняют свои законы…" — говорит Шмаина-Великанова. Сейчас мы знаем, как было на самом деле. Именно "соблюдение законов", в частности о "суверенитете республик", привело к крушению страны в 1991 году. Не вообще законов, а "несродных", "чуждых" законов, о чём предупреждали ещё начиная с Григория Сковороды и славянофилов.

И вот, в связи с этим, видим, есть нечто, Шмаину-Великанову и Энтео объединяющее гораздо более, чем разделяющее. Это органическое, внутреннее неприятие живой жизни. Поэтому государство — Шмаина-Великанова говорит об этом прямо — "царское", "сталинское" или нынешнее — всегда "они". И она прямо этих "они" именует — "мафия", "КГБ" и пр. Ну, и народ… "Евангелие наш человек не читает, как он не читал в своё время "Капитал" (да даже если и так!). Естественно, упоминается и советское наследие. Ну, а для Энтео оно вообще едва ли не главный враг, пострашнее покойного Сидура… И он тоже говорит о приятии "либеральных ценностей"… Всё это есть мировоззрение и чувствование "малого народа" (по Кошену и Шафаревичу) — вне зависимости от узко понятого национального.

"Right or wrong — this is my country", — говорят наши главные геополитические противники — англичане. И потому побеждают на протяжении всей истории. Именно поэтому они и навязали всем своё как "общечеловеческое".

И, наконец, собственно о Церкви. Анна Ильинична утверждает, что самое страшное — "когда предполагается, что для церкви не действуют нормы общечеловеческого общежития, которые действуют повсюду в мире". Да, не действуют! Именно потому, что Церковь — Богочеловеческий, а не человеческий организм, и врата адовы Её, в отличие от всего человеческого, не одолевают.

Но вот тут-то о вратах и речь… Они прежде всего — ложь. И именно в эти врата вводят призывы создавать в рамках РПЦ общины по образу "Исповеднической Церкви" в Германии 30-х—40-х, противоставшей так называемой Немецкой Церкви, которая "среди прочего… должна была таким образом препарировать Евангелие, чтобы из него никак не следовало, что Христос и апостолы были евреями…" Не будем последние утверждения ни подтверждать, ни оспаривать, но всё же думаю, что разговор о "национальности" Предвечного Сына Божия неуместен. Сама же параллель глубоко лжива, и не только по невозможности параллелей между протестантизмом и православием, но и (раз уж так, давайте откровенно) по… составу значительной части современного духовенства, уж никак не похожего на Немецкую Церковь…

Им — на самом деле всем участникам "церковных разборок" — не нравится "Имперская Церковь"… Это понятно. Но вот нам нравится. И Церковь, и Империя, и наша византийско-русская церковная традиция. И здесь ничего не поделаешь. Но об этом разговор впереди. И об "общинной реформации" тоже.

1.0x