«Жила-была одна баба» (Россия, 2011, режиссёр — Андрей Смирнов, в ролях: Дарья Екамасова, Алексей Шевченков, Алексей Серебряков, Нина Русланова, Всеволод Шиловский, Евдокия Германова, Юрий Шевчук, Михаил Евланов, Роман Мадянов, Иван Бортник).
РежиссЁр Андрей Смирнов до сих пор считался автором лишь одного успешного, но по-настоящему народного фильма — речь, конечно, о «Белорусском вокзале», состоявшемся благодаря блестящей работе образцового ансамбля советских кинозвезд и песне Булата Окуджавы о фронтовых десантниках, которая в обработке для духового оркестра стала одним из самых популярных маршей Советской Армии. По словам самого режиссера, все его фильмы испоганила цензура, и хотя было их немного, из профессии он практически ушёл и ничего не снимал с начала 80-х годов прошлого века, более тридцати лет.
Чиновная карьера складывалась более успешно: так, Смирнову даже удалось стать последним председателем Союза кинематографистов СССР. И все эти годы он вынашивал замысел своего главного фильма, посвященного судьбам русского крестьянства начала ХХ века. Кинополотно получилось безусловно мощное, с целым рядом сильных актёрских работ, что выгодно отличает его от большей части современной российской кинопродукции. На первый взгляд, бытописательская, восходящая к традициям советской крестьянской саги, новая картина Смирнова многими воспринимается как своего рода «Вечный зов» в миниатюре, но снятый с размахом голливудского исторического блокбастера и откровенными сценами. Однако режиссёр поднимается над обычным описанием истори- ческих реалий крестьянского быта до философских обобщений, которые преподносит через сложные метафоры, воспринимаемые многими как несоответствие исторической правде.
Сюжет фильма «Жила-была одна баба» имеет исторические, классические корни — в основу идеи картины лег рассказ «Житие одной бабы» Николая Лескова. Суть его — в сексуальных похождениях русской крестьянки, недаром второе название этого произведения — «Амур в лапоточках». Но Смирнов переносит действие в другой исторический контекст, что позволяет ему показать трагическое влияние на жизнь русской деревни мировых войн и социальных революций.
Бесприданницу Варвару отдают замуж за парня из кулацкой семьи. Приготовления многочисленной родни к первой брачной ночи выглядят зловещими и циничными. Неудивительно, что бедная девушка кричит от ужаса, когда её, наконец, запирают в сарае с мужем. Смолоду не задавшаяся половая жизнь и в дальнейшем будет приносить героине одни огорчения. Перефразируя слова персонажа из фильма «Чапаев», Варвара могла бы сказать: «Красные пришли — насилуют. Белые пришли — насилуют. Куды бедной крестьянке податься? »
Многочисленные беды гонят женщину по стране, в поезде она видит комиссара с характерной внешностью и акцентом — как хозяин разгуливает он по вагонам, и это служит зловещим предзнаменование всё более страшных потрясений.
История Варвары разворачивается на фоне масштабных событий, потрясших в начале прошлого века Тамбовскую губернию — революция, Гражданская война, большевистские перегибы на местах и крестьянское восстание против советской власти, жестоко подавленное под руководством Тухачевского, которого впоследствии расстреляли как предателя Родины.
Режиссер и автор сценария Андрей Смирнов говорил в одном из интервью, что «Образ народа-раба в нашем сознании укоренен: ну, да, мы — вечные холуи». Представляя зрителям премьеру фильма, Смирнов отметил, что это его первая работа, «которой не коснулись грязные руки цензоров», после чего долго благодарил за поддержку Владислава Суркова, Михаила Швыдкого, Аркадия Вексельберга, Романа Абрамовича («который очень хотел, но не смог приехать на премьеру») и Альфреда Коха (который вообще был консультантом по деревенской жизни).
Поскольку все главные беды героев начинаются после революции, фильм служит своего рода предупреждением — не надо больше никаких революций! Не зря эпиграфом картины стала фраза американского философа Джорджа Сантаяны: «Те, кто не помнят прошлого, обречены переживать его вновь… »
Эта цитата взята режиссером из сборника афоризмов, которых в интернете существует великое множество. Из этих же сборников взята другая популярная цитата, которая одно время висела в московском метро над эскалаторами: «Семья — шедевр природы».
Цитата же про «обречённых вновь переживать прошлое» понравилось не только режиссёру Смирнову, но и, например, патриотичным школьникам из Братска, и гимназистам из Астрахани, и бурятам, которые исследуют историю своей семьи — это только небольшой ряд примеров рефератов, найденных в интернете, что говорит о большой популярности Сантаяны. Так что недаром и Андрей Смирнов присоединился к числу его поклонников! Кстати, в одной из своих работ Сантаяна отметил, что «трансцендентализм, подобно романтизму, представлял собой метод и точку зрения, с которой любой мир, независимо от его содержания, мог бы быть достигнут самосознающим наблюдателем — это систематический субъективизм». И тот систематический субъективизм, который мы наблюдаем в картине «Жила-была одна баба», служит данной мысли философа наглядным подтверждением!
Сейчас вокруг фильма продолжаются споры. Однако, несмотря на то, что режиссеру периодически отказывает чувство меры и вкуса, картина не выглядит совсем уж откровенной «клюквой», а прекрасные актерские работы в диапазоне от очень хороших до просто великолепных делают ленту безусловным достижением нового российского кино. Исполнительница главной роли Дарья Екамасова в одночасье стала одной из самых ярких современных российских кинозвезд. А лучшей сценой фильма стал монолог в исполнении Алексея Шевченкова, по сравнению с которым знаменитый «Ленин-гриб» Сергея Курёхина кажется плоской шуткой. Совершенно очевидно, что Смирнов не зря вложил забавные, но нелепые солдатские слухи об американском бизнесе Владимира Ильича Ленина в уста не просыхающего прохвоста и прощелыги, готового, как многие современные российские «демократы» и деятели культуры, служить любому хозяину. Фильм «Жила-была одна баба» неоднозначен не только по художественному методу, но и по политической, моральной составляющей. И требует, поэтому, серьёзного отношения, а не поверхностного навешивания ярлыков в угоду той или иной тусовке.