Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 18 мая 2011

Музон

«Веселые картинки» — порой и не особо-то весёлые, а иногда просто «переводные».

Ляпис Трубецкой. «Весёлые картинки» («Союз») 2011.

После трилогии «Капитал»—«Manifest»—«Культпросвет», которую венчал диск «Агит-поп» для европейской аудитории, музыканты видной белорусской группы выпустили альбом, который можно обозначить как передышку в боях или корректировку ориентиров. Не уверен, стоит ли интерпретировать «Весёлые картинки» как некий новый этап развития «Ляписа Трубецкого». Очевидно одно: на пороге сорокалетия Сергей Михалок вновь делится своими сомнениями, переживаниями, надеждами. Перед нами всё тот же поэт, мечтатель, бунтарь.
По словам Михалка: «Три предыдущих пластинки были бронебойными по музыке и прямолинейными по смыслу. Для нас было важно рассказать о своем мировоззрении, поэтому мы использовали минимальные выразительные средства, чтобы они никоим образом не приукрашали и не искажали то, что мы хотели донести до публики. А в »Веселых картинках« на первый план выходят не идеи, а эмоции, поэтому, работая над этим альбомом, мы решили отказаться от всех догм и разрушить свои собственные стереотипы о звучании группы »Ляпис Трубецкой«. Наша программа в последнее время превратилась в музыкальный »Хаммер«, это была программа-танк. Мы вообще отказались от исполнения медленных композиций, единственной медленной и чувственной песней, которую мы играли, были »Огоньки«. А треки с альбома »Веселые картинки« сделают наши концерты более интересными, потому что в них будут минуты эмоционального отдыха, когда и зритель, и артист могут немножко помедитировать… Альбом — не камерный по звучанию, он камерный по поэтической концепции. Если в предыдущих альбомах мне было важно собрать громадную аудиторию, говорить с масскультом, с толпой, то сейчас мне интересно заглянуть в глаза каждому слушателю. И в принципе я здесь раскрываюсь больше, чем в других альбомах. Здесь больше не маски, не образа вот этого поэта с кастетом в руке. А больше каких-то вопросов, чем ответов. А это уже состояние такое интимное. Вопрос — это интимное состояние, а ответ — это общественное состояние».
Двенадцать композиций на 37 минут, минимум привычных бодрых дудок, и подборка песен вряд ли претендует на концептуальный расчёт. Что при этом точно не работает против хитового потенциала, даже скорее наоборот: у треков «Веселых картинок» возможностей отправиться в «свободное плавание» популярности, побольше чем у «культпросветовских» номеров, привязанных к концепции альбома.
«Веселые картинки» — порой и не особо-то весёлые, а иногда просто «переводные». Так, на альбоме — «Африка» и «Зоопарк», соответственно, поклоны Сергею Белоусову (Олди) и Егору Летову. Впрочем, обе песни явно эмоционально-мировоззренчески близки белорусам. Заодно чувствуются приветы панк-классике, Сиэтлу, да и самим себе, пожалуй.
В записи пластинки участвовало множество приглашенных музыкантов, активно использовались различные инструменты — тут тебе и ситар, и клавесин, и мандолина, и сопилка. Звучание довольно разнообразно, вокал уверенно-убедителен и настроений целый веер — некоторые песни почти спорят друг с другом. «Весёлые картинки» — это призыв оставаться верным идеалам молодости и мудрость отшельника, выпады в адрес социальной реальности и ирония, исповедь и калейдоскоп имён, символов, намёков.
Искал золотое руно,
Как древние аргонавты,
Нырял на самое дно,
Где Ктулху — дитя Лавкрафта.
Рождественский сон в январе
Явил откровенье, как в сказке:
Все истины есть в букваре
И в детской книжке-раскраске.

Нынешний политический курс группы согласия точно не вызывает — безо всякого Оруэлла. Странно ожидать от любой системы понимания симпатий в отношении попытки государственного переворота — сложно иначе интерпретировать беспорядки в ночь после выборов. Хотя, надо полагать, культурная политика власти могла бы быть и помобильнее. Пока налицо малопродуктивное для обеих сторон противостояние.
Да и духовные ориентиры «Ляписа» вызывают желание как минимум дискуссии — теософский хит «Я верю» скорее напоминает «Четыре друга» от «Ногу свело», пусть и не так примитивно безвкусен. Для Михалка это возможность разобраться в мировом устройстве: «Я уверен, что каждый народ и каждый человек несёт в себе частицу какой-то сакральной истины, неважно, образованный это человек или неграмотный, злой или добрый, президент или шахтёр, религиозный деятель или атеист. И только прислушиваясь друг к другу, только сообща, в солидарности, дружбе и взаимоуважении, мы можем попытаться хотя бы на шаг приблизиться к божественному замыслу. Это очень серьёзная вещь, и я в это верю».
Всё это не сильно монтируется с социальным радикализмом, антиглобализмом. В поиске ассоциаций скорее на ум приходит титр из фильма «Метрополис»: «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Впрочем, на «партийную» дисциплину и доктринёрство «Ляпис Трубецкой» точно не подписывался.

1.0x