В 1986 году издательство "Московский рабочий" предложило мне (тогда - заведующему кафедрой литературы Рязанского государственного педагогического института, ныне носящего имя С.А.Есенина) подготовить к печати книгу "...И ТЕБЕ Я В ПЕСНЕ ОТЗОВУСЬ...". Сборник открывался яркой публицистической статьей профессора МГУ имени М.В. Ломоносова ПЕТРА ФЁДОРОВИЧА ЮШИНА (публикацию ушедшего из жизни учёного осуществила О.И. ЮШИНА). Моё приглашение к сотрудничеству приняли ведущие рязанские есениноведы. С А М ВЛАДИМИР ИСАЕВИЧ АСТАХОВ, бессменный директор Константиновского музея-мемориала, специально для сборника-альманаха написал очерк-эссе "ЗЕМЛЯ ЗАПОВЕДНАЯ". Уникальными материалами поделились СЕРГЕЙ ЧУГУНОВ ("Старая фотография"), ДМИТРИЙ КОНОВАЛОВ ("Земляки вспоминают Есенина"), ИГОРЬ БУРАЧЕВСКИЙ ("Воспоминания о матери"), АЛЕКСЕЙ ОСИПОВ ("Тетрадь"). ВЛАДИМИР БАШКОВ разместил в разделе "РОДИНЫ СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ" цикл художественно-документальных очерков "Голоса издалека". Новые страницы жизни и деятельности гения-земляка раскрыли: СТАНИСЛАВ УРМАНОВ ("Алое, синее, золотое"), ГАЛИНА ЧЕРНОВА ("О ЕСЕНИНЕ - поэте и человеке"), ГЕННАДИЙ ЦУКАНОВ ("О, если б прорасти глазами..."), ГАЛИНА СЕРДОБИНЦЕВА ("Первая библиография"). КОНСТАНТИН ВОРОНЦОВ представил наиболее характерные записи из книги отзывов Есенинского музея в Константинове.
Рязанские и московские поэты преподнесли своеобразный "ВЕНОК ЕСЕНИНУ" ("МЕЧТАЯ О МОГУЧЕМ ДАРЕ..."):
ЛЮБОВЬ ВАГАНОВА ("Праздник в Константинове"), БОРИС ЖАВОРОНКОВ ("Розовый конь", "Листопад", "Сквозь гарь промчась на парашютных стропах..."), ТАТЬЯНА ЗУБКОВА ("Есенинское небо над Россией"), НИНА КРАСНОВА ("Мне сестра читать Есенина...", ВАЛЕРИЙ КУДРЯШОВ ("Памятник"), АНАТОЛИЙ СЕНИН ("-Милый, что ты?...."), "ТАТЬЯНА СМЕРТИНА ("Тоскуют, тоскуют берёзы...", "Голубо-нежный...", "Да кто ж так до сердца проймет?..").
Конечно же, мы не могли не включить в эту книгу превосходное исповедальное стихотворение ушедшего из жизни ЕВГЕНИЯ МАРКИНА "Позови меня, Есенин, позови...". - "Позови меня, Есенин, позови в ту страну, где алый свет зари, где под небом голубым по весне скачешь ты на розовом коне. Ты летишь - и конь траву сечет, и роса зеленой кровью течет, ты несешься, по-рязански свистя, далей ситцевых родное дитя! Будут ветры, и беспутье, и грусть, будут песни про советскую Русь, сцепишь зубы ты не раз до крови... Позови меня, Есенин, позови!..".
* * *
"И ЛЬЕТСЯ МУЗЫКА СТИХА..." - так назывались раздумья ЕВГЕНИЯ П О П О В А, Народного артиста РСФСР, художественного руководителя Рязанского государственного русского народного хора.
Встречи с замечательным дирижером, композитором, культурологом...
- Поэзию Сергея Есенина часто называют песенной. И действительно, многое в ней сродни русской народной песне - раздольной ли, задушевной, щемяще грустной, или разудалой, озорной, - песне, вместившей в себя огромный мир чувств, настроений, раздумий о жизни, о природе, о судьбе родной земли... Вслушиваясь в есенинские стихи, невольно улавливаешь особую, только им свойственную музыкальность, исходящую и из тонкого поэтического строя, и из плавной, певучей ритмики, и из самой структуры каждого стихотворения. Многое здесь пропитано самим духом народной поэзии, народного творчества. Да это, пожалуй, и не случайно: ведь Рязанский край, взрастивший поэта, издавна слыл песенным. И какие песни сложены здесь! Звонкие и вместе с тем удивительно мягкие, задушевные, благозвучные, они как бы сродни нашей неяркой, но полной тихого очарования природе...
Слова Евгения Попова перекликаются со словами Георгия Свиридова... Кстати сказать, ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВ, страстный пропагандист творчества Есенина, одним из первых сумевший во всей полноте раскрыть величие поэзии Есенина, увидеть в нем эпического, драматического художника огромного масштаба, в канун 90-летия со дня рождения Есенина со страниц "Приокской правды" поделился своими размышлениями о месте поэзии Есенина в духовном мире нашего современника. "Сергей Есенин - поэт истинно гениальный, и это слово наиболее, может быть, полно отражает сущность его колоссального, стихийного дарования, которое выявилось с такой необыкновенной яркостью и в такой короткий срок. Он подобно комете пролетел по небосклону, навеки оставив за собой сверкающий след, свою изумительную поэзию, - говорил Г.В. Свиридов. - Есенин - поэт России, его можно сравнить с такими художниками ярко выраженного национального характера, как Фредерик Шопен и Гарсиа Лорка - испанский поэт, в судьбе которого так много общего с судьбой Есенина".
* * *
... Мастерская рязанского скульптора УСАЧЕНКО... Ей принадлежат художественные работы европейского уровня. Талантливые скульптурные портреты Сергея Есенина... Одна из её работ - вдохновенно-озарённый дирижер и композитор, возглавлявший один из лучших хоровых коллективов России - ЕВГЕНИЙ ПОПОВ...
Евгению Попову не раз довелось встречаться с сёстрами поэта - ЕКАТЕРИНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ и АЛЕКСАНДРОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ ЕСЕНИНЫМИ. Зная его пристрастие ко всему, что связано с биографией их брата, они делились сокровенным... Вспоминали об удивительной музыкальности его, о том, как много песен, частушек, пословиц, поговорок, прибасок, причиндалов знам Сергей. Он сам говорил потом о "песенном плене" ("Родился я с песнями, в травном одеяле...").
- Бурное возрождение интереса к поэзии Есенина началось в середине пятидесятых годов, и ознаменовалось появлением поэмы "Памяти Сергея Есенина", созданной выдающимся композитором современности Георгием Свиридовым. Композитор словно заново открыл миру Есенина. И дело здесь не только в том, что его музыка оказалась необычайно созвучна духу есенинской поэзии. Гораздо более ценно то, что Свиридов как подлинный художник философски подошёл к осмыслению наследия поэта, сумел заново прочесть многие страницы его творчества. Можно смело утверждать, что МУЗЫКА СВИРИДОВА ПОДНЯЛА НА НОВУЮ ВЫСОТУ ПОЭЗИЮ ЕСЕНИНА...
продолжение следует


