9 октября компания Илона Маска SpaceX осуществила уже 12-й по счету в 2017 году успешный космический старт своих ракет-носителей, обойдя "Роскосмос". До конца года планируется осуществить 20 запусков.
Этот космический рекорд был поставлен очень вовремя — в тот момент, когда проблемы с электромобилями Tesla уже стало невозможно скрывать. Еще в июле с.г. на специально организованных для рекламы космической программы "империи Маска" слушаниях в подкомитете Сената США старший вице-президент SpaceX Тим Хьюз выступил с докладом, в котором заявил буквально следующее: "До появления SpaceX с ракетой-носителем Falcon 9 рынок запусков коммерческих космических аппаратов фактически принадлежал Франции (Arianespace) и России (Роскосмос): ни одна американская компания не отправила ни одну коммерческую миссию на геопереходную орбиту с 2009 года. SpaceX вернул этот многомиллиардный рынок Соединенным Штатам". Кроме того, Хьюз сообщил, что компания завершила 2013 год с 10% рынка (у России было 60%, у ЕС — 20%), в текущем году ее доля достигнет 45% (у ЕС — 40%, у России —15%), а в 2018 году SpaceX захватит 60% мирового рынка коммерческих пусков, у ЕС останется 30%, а у России — менее 10%. В целом же, оказывается, в портфеле заказов SpaceX — 70 пусков общей стоимостью около 10 млрд долл. При этом капитализация компании только за последние два года выросла почти вдвое: с 11 до 21 млрд долл. Так что, надо понимать, дело верное, деньги американских налогоплательщиков пойдут на восстановление лидерства США в околоземном пространстве, слегка утраченного со времен последней якобы высадки астронавтов (т.е. звездоплавателей, заметим, хотя где были те "Аполлоны", а где звёзды?) на Луну…
В общем, как говорят в определенных кругах, "понты дороже денег"…
Но если посмотреть на "матчасть" — благо, реестр космических пусков не является биномом Ньютона или государственной тайной, то выяснится следующее:
2013 год — SpaceX осуществил два запуска своей ракеты Falcon 9 с космодрома Канаверал: 1 марта (выведен спутник SpaceX Dragon) и 3 декабря (выведен спутник GEOStar). Кроме того, 29 сентября Falcon 9 с пятью спутниками на борту стартовал с базы ВВС в Ванденберге. Итого — 3 запуска из 79.
2014 год — с космодрома Канаверал произведены пуски 6 января, 18 апреля, 14 июля, 5 августа, 7 сентября и 21 сентября — всего 6 стартов (17 спутников) из 89.
2015 год — с космодрома Канаверал произведены пуски 10 января, 11 февраля, 2 марта, 14 апреля, 27 апреля, 22 декабря — всего 5 стартов (35 спутников) из 81. 28 июня произошла первая серьезная авария SpaceX, утрачены 10 спутников США.
2016 год — Ванденберг 17 января, Канаверал 4 марта, 6 мая, 27 мая, 15 июня, 18 июля — всего 6 стартов (8 спутников) из 83.
2017 год — Ванденберг 14 января, 25 июня , 24 августа;, 9 октября; КЦ Кеннеди 19 февраля, 1 и 15 мая, 3 и 23 июня, 5 июля, 14 августа, 7 сентября; Канаверал — пока отсутствует. Всего 12 стартов (45 спутников) из 64. Для сравнения: за свои 11 пусков 2017 года Россия вывела на орбиту 5 космических кораблей и 89 спутников, из них 70 — американских.
То есть реальная картинка ни по одному из возможных показателей и ни по одной из возможных комбинаций таких показателей не совпадает с докладом главного космического помощника Илона Маска американским сенаторам. Что, соответственно, ставит под вопрос и нарисованные им перспективы на ближайшее будущее.
При заявленной стоимости пуска одной РН Falcon 9 в пределах 32–35 млн долл. можно сделать вывод о том, что они принципиально убыточны, т.е. никаких прибылей SpaceX пока не генерирует. Это подтверждается и данными Wall Street Journal, активно участвующей в создании "мифа о Маске".
Кстати, почему главный космодром США Канаверал перестал предоставлять свои "столы" для запусков Falcon 9 в 2017 году? Или космическая компания Маска просто перешла под крыло НАСА?
В общем, можно сделать вывод о том, что ситуация со SpaceX выглядит почти так же, как история со "сланцевой" нефтегазоиндустрией США. Реальные финансовые потоки таковы, что себестоимость производства оказывается выше продажной цены и без источников внешнего финансирования "загнётся" очень быстро.
Технологические проблемы с "многоразовой" первой ступенью РН Falcon 9 уже достаточно хорошо описаны, так что здесь ничего исправить не удастся. Поэтому рассказы о "невидимой руке свободного рынка" и его невероятных преимуществах над российским "бюджетным" космосом — и такой же "нефтянке" с ее "попилами" — можно отнести в графу "расходы на пиар и джиар" (GR, government relations).
Что, впрочем, не означает и обратного — у российского космоса проблем сегодня выше крыши, но это наши внутренние проблемы, и пускаюший звёздную пыль в глаза "сланцевый космос" Илона Маска к ним уж точно не относится.