Авторский блог Андрей Малосолов 17:23 17 февраля 2017

"Звериное лицо русского фанатизма"

Фильм BBC «Армия хулиганов России» как инструмент обмана

Я имел богатый опыт общения с западными СМИ в качестве эксперта по российскому футболу, и особенно, по теме российский фанатов, болельщиков. Разумеется, я имею огромный опыт общения и с отечественными СМИ по тем же вопросам. Когда мне говорят про российскую цензуру и пропаганду в СМИ, но не говорят, как это делается в Обители Добра на Западе, я всего лишь посмеиваюсь. И даже не особо громко.

За последние лет десять не помню ни одного российского издания или телеканала, которое бы не выполнило договоренности, которыми я всегда предваряю любой свой комментарий, любое свое интервью - обязательная вычитка текста перед публикацией, обязательное исправление неточностей, обязательное информирование о теме передачи, если это ТВ или радио.

Даже Юрий Дудь, известный интервьюер - провокатор (не вкладываю негативный смысл во фразу), четко, от начала до конца следовал нашим с ним договоренностям по известному интервью со мной. Как договорились, подписав это в переписке, так и выпустили вью.

А вот с общение с западными СМИ оставляет у меня устойчивое убеждение, что никакие правила, писанные и неписанные договоренности на них как правило не действуют. Тебе звонят очень любезные, очень интеллигентные репортеры, которые клянутся, что будут писать правду и только правду. Ради материала они приезжают, застенчивые и тщедушные в любой конец Москвы. Ты с ним договариваешься, даже добиваешься письменного согласия на вычитку текста, что по западным, да и по нашим лекалам считается формой обязательства. Но затем репортеры пропадают, никаких текстов на вычитку не присылают. А после ты читаешь свое же интервью в жуткой интерпретации, с вырванными из контекста фразами и весь смысл подобных текстов полностью теряется в пользу того задания, которому следовал западный репортер; ты в итоге выглядишь полным идиотом.

Так было летом 2016 года после событий на Чемпионате Европы во Франции, когда в рукопашной в Марсельском порту сошлись русские и английские болельщики. «Гардиан», «Дойче Велле», «Нью-Йорк Таймс», «БиБиСи» - последовательно нарушили все договоренности, которые мы достигали и хрестоматийно обманывали меня, выставляя в медийном пространстве так, как это было выгодно им. Только испанская «Эль Публико» выпустила материал в соответствие с договоренностями. После чего я перестал отвечать на запросы английских, немецких и американских СМИ по теме ЧЕ-2016.

Когда осенью прошлого года ко мне обратился русскоязычный офис BBC, девушку звали Дарья, с предложением поучаствовать в качестве эксперта по вопросам футбольных хулиганов в России в преддверии Чемпионата Мира 2018 года, я не задумываясь отказался, хотя дама уговаривала меня минут сорок, а затем бесконечное количество раз звонила посоветоваться, где бы найти настоящее, реальное, дерущееся в лесах русское хулиганье.

Контекст будущего фильма был ясен, как божий день - показать звериное лицо русского фанатизма. Девушка была вежлива, клялась, что будет сделано все так, как скажут участники, никакие фразы не будут вырваны ни из какого контекста. Я тихонько посмеивался над её прекраснодушными словами, но всех действующих и уже не действующих лидеров фанатского движения и спикеров по этому вопросу попросил быть осторожнее, а лучше вообще отказаться от идеи участвовать в съемках фильма.

Большинство так и поступили, имен называть не буду. Но настойчивости английских продюсеров можно позавидовать и они вышли на немалое количество людей из фанатcкого движения, и те, не имея такого опыта общения со СМИ, не чувствуя подвоха, согласились "рассказать о движухе". Ростовские парни даже взяли репортера BBC на забив!

Ничего нового русские фанаты в принципе-то и не сказали; все, кто в теме, давно всё и так знают. Но важна не только съемка в интерьере, важен контекст, в котором идет повествование. Учтивый репортер на месте всего лишь улыбается и кивает гривой в такт рассказу. Ключевая работа идет во время склейки сюжета уже в Лондоне. На выходе же появляется примитивно сделанная продукция английского тотального, тупого агитпропа, направленного на создание негативной информационной повестки о предстоящем ЧМ 2018 - да, русские фанаты действительно тренируются в залах и в законспирированных схронах; да они готовы добивать, чтобы не встали; да они ждут англичан, чтобы непременно отомстить им за беспорядки в Марселле, здесь, на территории РФ. Вот, смотрите, кому вы отдали ЭТОТ Чемпионат Мира! Вот, смотрите: «Для одних в 2018 будет праздник футбола, для других – праздник насилия».

Я не могу осуждать людей, поучаствовавших в фильме, который от начала и до конца заточен на создание негатива по отношению к России и ЧМ-2018. Если я с ТАКИМ опытом сам попадался в глупейшие ситуации с участием английских СМИ, то как я могу осуждать парней, у которых такого опыта - ноль? На уловки англосаксонского информпространства попадаются не то, чтобы фанаты, а политики, спортсмены, общественные деятели высших категорий из любых стран.

Но это повод еще раз попросить российскую фанатскую среду быть осторожнее, чтобы не навредить себе и стране, и отказаться от любых комментариев западным СМИ, тем, кто не прошел проверку честностью. А с BBC, CNN и прочим одиозным изданиям, следует и вовсе отказывать в любой информационной поддержке. Ничего хорошего от них вы все равно не дождетесь и будете подставлены по полной программе.

двойной клик - редактировать изображение

«Когда мы хорошие, о нас не вспоминают. Когда мы плохие, нас не забывают», – BBC отправляется в Орел, где «Орловские мясники» в масках рассказывают, как поставили англичан на место и показывают британский флаг, «отжатый» в Марселе. На вопрос ведущего, можно ли забрать его обратно, парни только улыбаются. – «Вы приезжайте в 2018-м, там разберемся» (с)

двойной клик - редактировать изображение

"Ждут чемпионат мира и в Ростове-на-Дону. BBC рассказывает историю фирмы, участвующей в драках в лесах. Полноценный бойцовский клуб: днем парни тренируются в зале, вечер проводят в сауне (с донскими раками, караоке, но без алкоголя), а на следующий день отправляются за город. Здесь в тестовой драке проверяют молодежь: по итогам отбора только несколько человек получат футболку, а если позже завоюют право на постоянное членство, то смогут набить тату с логотипом фирмы" (с) - кадры из фильма BBC «Армия хулиганов России».

Источник

1.0x