Авторский блог Марина Бирюкова 23:22 25 февраля 2013

Знамя веры

старое новое искусство - ручное лицевое шитье

Ручное лицевое шитье как свидетельство и знамя веры. У истоков старого нового искусства.

20-22 февраля 2013 года в городе Боровске Калужской епархии прошла международная научно-практическая конференция и выставка «Церковное шитье в современной жизни православного храма».

Это была уникальная встреча, живое свидетельство настоящего, повсеместного возрождения древнерусского духовного искусства. Уникальная – не только по числу стран-участников и мастериц (более ста человек), но и по тем глобальным: культурологическим, искусствоведческим и духовным вопросам, что были подняты. Это и иконография каждого предмета; и стилистическая выдержанность, целесообразность и долговечность техник исполнения; и границы авторского права в церковной вышивке. Это и разграничение таких понятий, как ручная и машинная вышивка – разграничение принципиально разных видов деятельности, имеющих разные цели….

Наибольшие споры вызвало обсуждение последней темы. Машинное шитье – это по определению – экономически выгодное предприятие, быстрое и малозатратное, по сравнению с ручным шитьем, ничего общего не имеющее с духовным деланием.

Если же говорить о ручном лицевом шитье, то оно не только не приносит доход, но и является затратным занятием. Его технические приемы возникли в условиях, не рассчитанных на рациональное с точки зрения получения дохода использование времени. Искусство лицевого шитья сформировалось в древности в императорских и княжеских домах, где женщины имели вынужденный досуг, и в эпоху, когда они вели благочестивый образ жизни.

После нововведений Петра I, женщины поменяли образ жизни, а потому даже при наличии досуга уже не занимались лицевым шитьем. В монастырях, где благочестие сохранялось, не было возможности заниматься рукоделием, не способным прокормить самих насельниц или весь монастырь. В связи с этим церковные ткани стали вышивать более рациональными, то есть быстрыми, менее трудоемкими, но более эффектными приемами и материалами в угоду новым светским вкусам заказчиков и благодетелей.

С тех пор и до наших дней искусством лицевого шитья на Руси никто не занимался. Интерес к нему вновь возник в эпоху духовного подъема празднования Тысячелетия Крещения Руси. Женщины, пришедшие в храм, вставшие на путь обретения благочестия, старались изыскать время на изучение древнего искусства по сохранившимся памятникам, а так же создать новые произведения лицевого шитья. Появились мастерские и учебные заведения. Их усилиями в храмах стали появляться новые вышитые плащаницы, богослужебные покровцы, катапетасмы, облачения священства, хоругви. Красота храмовой вышивки была по достоинству оценена, и даже появилась необходимость в ней. Перекос в восприятии роли вышивки в храме произошел после начала использования для её производства машин.

Миниатюрная пелена "Матерь Божия Оранта". Автор вышивки Елена Петрова, город Киев.

Ошибка в том, что единственной целью шитья стало пониматься обеспечение храмов необходимыми текстильными принадлежностями. Но даже в древности, в эпоху расцвета искусства лицевого шитья, перед ручной вышивкой не ставилось подобных задач. Присутствие вышивки никогда не было обязательным условием для использования текстиля в храме. Большая часть необходимых текстильных храмовых принадлежностей в древности изготовлялась из добротных дорогих тканей, и они могли быть вовсе не украшенными вышивкой.

Цель ручной вышивки больше в самом процессе занятия ею. Кропотливость и долговременность возникновения вышитого образа требует от мастерицы не только дарования и призвания, но постоянного физического и духовного напряжения. Без этого невозможно решиться на столь трудоемкое занятие и довести работу до конца. Конечно же, результат подобных трудов становится не просто принадлежностью или украшением храма, но свидетельством и знаменем веры. Единственным и неповторимым, как неповторим каждый человек волею Божией, явившийся в мир.

В обсуждении резолюции конференции прозвучала мысль о необходимости донести понимание разницы задач машинного и лицевого ручного шитья до духовенства. А так же о необходимости введения обязательной для духовных учебных заведений темы посвященной церковному текстилю и роли вышивки в жизни православного храма.

В резолюции была отмечена необходимость регулярного проведения подобных выставок и встреч специалистов по церковной вышивке, а так же важность издания прозвучавших докладов. Было решено ходатайствовать в дирекцию Государственного Русского Музея и Новгородского Государственного Объединенного Музея-заповедника о создании постоянных экспозиций древнерусского шитья, которое на протяжении последних лет хранится в фондах и не доступно для изучения вышивальщиц и искусствоведов.

Участники конференции выразили огромную признательность Министерству Культуры Калужской области, Калужской епархии, Администрации Боровского района, наместнику и братии Свято-Пафнутьева монастыря, настоятелю Благовещенского кафедрального собора в г. Боровске протоиерею Димитрию Орлову и его супруге матушке Марине, руководству Боровского историко-краеведческого музея – филиалу Калужского областного краеведческого музея, золотошвейной мастерской «Убрус» (г. Санкт-Петербург) и их помощникам за прекрасную организацию при проведении конференции.

1.0x