Цель моего блога — вернуть, пока еще не поздно, день вчерашний в день сегодняшний, прошлое в настоящее: забытых и забываемых карпато-русских поэтов, писателей и журналистов. Вспомнить и помнить ушедшие таланты Галичины, Закарпатья, Буковины и других осколков могущественной когда-то державы — Древней Руси. Запомним, узнаем Карпатороссию, как мы помним Сибирь, Урал, Дальний Восток, Поволжье…
Единый древнерусский этнос черными разрушительными силами целенаправлено был раздроблен: черные политики, договорившись между собой, поделили богатые территории, населенные русскими людьми, и исказили название единого русского этноса. Как бы и нет русских, а есть русы, рутены, руснаки, русичи, русины, руськие, руские, руфены: одна-две буквы создавали новую народность. И ни-ни — это не русские, а четвертый славянский народ в Карпатах: в крае под названием Русиния. Семьи, традиции, уклад жизни местного русского населения систематически разбивались и уничтожались. В их головы и сердца, в само естество разрозненных жертв методично и неостановимо вдалбливались чуждые идеи и мировоззрение. Жестоко и непрерывно ломалась психика порабощенных: им безперестанно вбивалась мысль об их неполноценности и превосходстве хозяев положения. Искусственно создавалось, и успешно создалось, мощное псиполе, в котором русский человек стал ощущать и осознавать себя рабом без прав и без характера, не только национального, но и личного. Вырастали безхарактерные и безвольные поколения, и даже их язык обрекался на исчезновение. Тотальное унижение, запланированное и неуклонно проводимое уничтожение населения. Тихий мирный этноцид. Довольно успешный… Русских в Австро-Венгрии просто не должно быть…
Духовному одичанию способствовало и территориальное разделение: большой родной дом, где помогали и стены, где в течение многих тысячелетий создавалось свое мощное русское психофизическое поле, бытовала сильнейшая поддержка Рода — дом этот пропал под ударами черноты. Родной дом раздробился на меленькие обиталища покорных лихой Судьбе, нищете и выматывающей заботе лишь о хлебе насущном. Народная русская душа уснула долгим — на века — летаргическим сном. Наступила затяжная Космическая Ночь…
И разобщился единый этнос… И не может воссоединиться до сих пор. Кровный брат забыл своего кровного брата. Да и себя забыл. И оба стали бедными. Чужими и чуждыми мозгами вынуждались мыслить. Брата сотворили врагом брата. И уснула память о своем Роде…
Но… Разве не видели? В расщелинах скал вдруг почему-то вырастают прекрасные цветы, кусты, деревья — и дробятся скалы, такие крепкие, такие вечные. Через столько столетий все же стали рождаться по всей подъяремной Руси неожиданные таланты — редкостные поэтические души, как бы не от мира того. Иного… прошлого?.. будущего?..
Это горькая правда: в Галицкой, или, по-древнему, Червонной Руси практически не знали тогда, а сейчас — еще менее, такие закарпатские писательские таланты, как Александра Духновича, Ивана Сильвая, Михаила Врабеля, Александра Павловича, Ивана Раковского, Юлия Ставровского-Попрадова. А в Закарпатской Руси слыхом не слыхивали выдающихся галичан: Маркиана Шашкевича, Ивана Вагилевича, Богдана Дедицкого, Мариана Глушкевича, Осипа Мончаловского, Юлиана Яворского. Таланты Буковинской Руси: Григорий Купчанко, Исидор Воробкевич больше были известны в столице империи — Вене, чем в Карпатороссии… И все эти карпато-русские таланты в большинстве случаев были неизвестны и в Великороссии. А сегодня?..
Поэтические души всегда впереди своего времени. Пишут они, в основном, для потомков, то есть для нас — сегодняшних. Для них нет: вчера, сегодня, завтра… А есть вечный поток времени — единый и неделимый, где все происходит одновременно — и настоящее, и прошедшее, и будущее…
Познакомимся. Поговорим с ними: ведь чтение их книг — это разговор с ними, пища для ума и сердца, путь не только к жизни Слова, но и к себе, а их — к нам, обогащение наших душ и духа. Обретение себя в себе.
Немногие современники в Карпатороссии и Великороссии услышали чарующие голоса карпато-русских писателей, не так это и было просто. Нам сейчас проще.
Так обратимся же к минулому нашей собственной кровной семьи, отнятой чернотой-мраком у нас насильно, оболганной и замолчанной, обворованной и преданной забвению, отторгнутой и проданной — Карпатороссии. Услышим родной голос наших мудрых предков, тихо шепчущий нам через столетия: кровный брат наш, мы много можем тебе сказать, не знаемого тобой, недостающего тебе, не виданного тобой, но нами. Сохранили все для тебя. В помощь тебе. В радость.
И каждый карпато-русский предок наш говорит: я безграничен и безконечен, но и ты тоже. Я с тобой… Я в тебе… В тебе всём и весь… Без меня жизнь твоя не полна. Без тебя пропадаю я. Но знай: продолжение нас есть и будет! Виртуальное пока… Знания, творчество и красота родной Карпатороссии — для всего нашего Русского Дома…