В августе 70 года по Рождеству Христову произошло очень важное событие для двух мировых религий – христианства и иудаизма. В этот день римские легионы императора Тита ворвались в Иерусалим, который защищали поднявшие против римской власти восстание иудеи-зелоты. Римляне подвергли жителей неописуемым по жестокости репрессиям, уничтожив сотни тысяч людей. Сам город они сожгли дотла, а Второй храм, построенный Зоровавелем после возвращения иудеев из Вавилонского пленения, разрушили до основания. Падению города предшествовал страшный голод, унесший также сотни тысяч жизней и сопровождавшийся чудовищными событиями, включая каннибализм, что красочно описывает еврейский историк Иосиф Флавий.
Для иудеев это событие считается одной из самых страшных катастроф в священной истории.
С этого момента берёт начало последнее, 4-е рассеяние евреев, которое в иудейской религии рассматривается не как историческая случайность, но как наказание за грехи всего израильского народа. Это рассеяние – галут, согласно иудейской религии должно завершиться лишь во время прихода Мошиаха, спасителя. И тогда только евреи смогут вернуться в Землю обетованную. То, что началось 10 августа 70 года, заканчивается в самом конце истории. Именно тогда, верят евреи, мессия будет коронован как царь иудейский, въедет в Золотые врата, и будет построен Третий храм.
Но пока мессия не придёт, все ворота мира, кроме Ворот Слёз, остаются закрытыми. Поэтому оставшаяся от Второго Храма Западная стена и называется сегодня Стеной Плача. Единственный сохранившийся вход в миры духа для иудеев – это плач и стенания. По тому, что произошло 10 августа 70 года.
Для христиан это событие имеет совершенно иной смысл. Судьбы иудаизма и христианства к 70 году по Рождеству Христову уже необратимо разошлись. И в христианских источниках падение Иерусалима не было событием центральным. Но в то же время оно наглядно подтверждало пророчества Иисуса Христа ещё при его жизни о том, что не принявшие истинного Мессию и ожидающие кого-то ещё иудеи в скором времени потеряют Иерусалим, а Храм будет разрушен. Для христиан Христос уже пришёл, и надо жить этим событием, жить Им и его Новым заветом, а не настаивать на положении завета Ветхого. Падение старого Иерусалима выглядело как подтверждение того, что Ветхий завет и его святыни окончательно ушли в прошлое. Избранные среди иудеев обратились к христианству и стали ядром нового всемирного народа, в котором больше не было ни иудея, ни эллина. А те, кто упорствовали в неприятии Христа и устраивали гонения на его учеников, получили по заслугам.
Позднее, в IV веке по Р.Х. уклонившийся в язычество и недолюбливавший христиан римский император Юлиан решил восстановить Иерусалимский храм, чтобы отыграть совершённое его предшественниками – римскими императорами, но этот проект сорвался. Строительная площадка Третьего храма сгорела, а сам Юлиан был вскоре убит.
Для христиан это было ещё одним наглядным подтверждением необратимости того, что случилось 10 августа 70 года. Напрасно, считали христиане, ждать Того, Кто уже пришёл. И новым Третьим храмом отныне и до конца времен будет христианская церковь.
Падение Иерусалима от рук Тита Веспасиана снова стало в центре внимания в ХХ веке, когда после чудовищных преследований евреев нацистским режимом Гитлера после Второй мировой войны было создано государство Израиль. Сионизм, возникший ещё в XIX веке, настаивал, что раз мессия всё ещё откладывает своё пришествие, евреи сами должны взять свою судьбу в свои руки – вернуться в Палестину, откуда и началось в 70 году четвёртое рассеяние, не дожидаясь Мошиаха. Сионизм решил сыграть на опережение, и вместо обещанного религией чуда решил опираться на земные методы – политический лоббизм, экономические махинации, широкую пропаганду. Не случайно среди главных сторонников сионистской идеи были бароны Ротшильды, давно интегрированные в прагматическую и светскую капиталистическую экономику.
В ХХ веке Израиль строился уже по вполне реалистичным правилам и использовал современные методы – этнических чисток, военных операций, захвата земли, проведения масштабных пиар-кампаний. Так в 1950 году Израиль провозгласил столицей Иерусалим, половина которого в то время была ещё под властью арабов-палестинцев, а в ходе Шестидневной войны установил контроль как над Западным Иерусалимом, так и над Восточным. Светская и силовая сторона оккупации Палестины была завершена, мировое сообщество прониклось состраданием к судьбе евреев при Гитлере, что обеспечивало им мировую поддержку, и дело осталось за малым – восстановить Третий храм и встретить мессию. Крайние религиозные течения в иудаизме – такие как Верные Храму – уже готовятся к этому, роют под Храмовой горой подземные сооружения, теснят арабов-мусульман из их святыни – мечети Аль-Акса. Однако мессия по-прежнему медлит. Одно из течений иудаизма Натурей Карта считает, что на сей раз приход мессии задерживают сами евреи – сионисты, которые дерзко и амбициозно решили осуществить сами то, что под силу только особому избранному существу.
В глазах христиан падение Иерусалима было необратимым явлением. И поэтому всё, связанное с современным Израилем и подготовкой к возведению Третьего храма параллельно продолжающимся репрессиям против неиудеев Палестины – мусульман и христиан, выглядит как знаки приближающегося прихода Антихриста.