Наступление эпохи торжества высоких технологий сулило обитателям Западной Европы и Северной Америки прекрасную жизнь. Обычный человек в этих краях избавлялся от необходимости думать о пропитании, кручиниться о присущих тысячам поколений его предков нуждах и необходимостях. Тем не менее в жизни каждого просвещённого гражданина неизбежно наступает момент понимания. Как правило, этот момент сопряжён с осенним похолоданием. Сколько бы красивых сказок про возобновляемую энергию ни рассказывали ему с телеэкранов, как бы далеко от природных воздействий он себя ни ощущал, какие бы ограничения ни вводили соцсети и СМИ на отрицание священных догм глобального потепления, становится всё холоднее, и ветряки почему-то либо не дают нужного объёма тепла, либо и вовсе отказываются работать в невыносимых условиях минусовой температуры. В такие моменты приходится, стиснув зубы, использовать ископаемое топливо, словно на дворе каменный век. Но старые привычки умирают с трудом, и мгновенно отказаться от долгих лет продвижения зелёной повестки не так просто. Это с переменным успехом доказывают западные страны.
Британский топливный кризис длится уже несколько недель. За эти недели местные СМИ, обожающие плеваться желчью, успели обвинить в этом кризисе всё окружающее мироздание. Обвиняли футболистов, телезвёзд, королевскую семью, Джо Байдена и принца Гарри, но единичные случаи курьёзных обвинений не отражают полной картины. Основных же виновников, по версии британской прессы, оказалось сразу несколько. Сторонники брекзита — за то, что теперь нет иностранцев, готовых дёшево развозить бензин по заправкам и продукты по магазинам. Борис Джонсон — за то, что как-то неправильно руководит страной в тяжелейший момент за много лет (шансов реально повлиять на ситуацию у правительства было немного). Тяготящие экономику больные ковидом — откуда берётся 30–40 тысяч заражений в день при 73% вакцинированных? Владимир Путин — какая проблема на Западе обходится без его вмешательства? Парадокс в том, что каждый из этих вариантов в той или иной степени правдив, пусть и без любимого газетами драматизма. Отсутствие дальнобойщиков и складских работников особенно остро ощущается в условиях нехватки рабочих рук из ЕС и не желающей отступать пандемии, консервативное правительство даже не пытается выглядеть заинтересованным в разрешении кризиса, а российские власти почему-то не спешат ликвидировать европейский дефицит топлива. В результате Британия столкнулась с самым сильным энергетическим кризисом с 1978 года — взлетевшие по всей Европе цены на газ вынудили английских поставщиков энергии не только поднять цены для потребителя, но и всеми силами броситься искать спасительные деньги. Некоторые опоздали: уже с середины лета компании, занимающиеся обогревом британских домов, начали банкротиться. Другие же обратились к правительству за помощью: просили если не субсидии, то хотя бы кредиты, но не получили ответа. Разгадка проста: рынок энергии в Британии за последние 10–15 лет стал насыщен относительно небольшими конторами на периферии, которые успешно отбили у акул энергобизнеса почти треть всех клиентов. Кризис и страшный рост расходов приведёт к банкротству почти всей мелочи, но позволит остаться в игре имеющим запас прочности великанам энергорынка: EDF Energy, E.ON и British Gas. Пока нехитрая комбинация движется к своему итогу в виде олигополии, рисующей любые цены на газ. Эти цены растут естественным образом — если минувшей зимой один терм (примерно 2,7 кубометра газа) стоил в районе половины фунта, то сейчас его цена неумолимо ползёт к отметке в два фунта. Поговаривают, что цены достигнут своего пика в районе Рождества, но уже сейчас подданные короны наслаждаются такими последствиями кризиса, как пустые полки в магазинах и нехватка бензина на АЗС. Дефицит дальнобойщиков породил шутку о звонке Джонсона королеве с вопросом о том, не растеряла ли она водительских навыков, полученных во время Второй мировой. Конечно, цены несколько упадут ближе к зиме, когда нехватка газа в Европе будет сведена на нет усилиями трубы, лежащей на балтийском дне. Но безмятежные времена дешёвого тепла остались в прошлом — теперь щедро обогретый дом в Британии станет таким же признаком достатка, как дорогая машина. Впрочем, даже дорогие машины вынуждены стоять в безумно длинных очередях на заправках — для многих эти очереди, равно как и объявления о запрете на заправку более половины бака, станут символом британской осени 2021 года.
По другую сторону Атлантики царит безмятежность. По крайней мере, об этом говорят сообщения американских СМИ. Обсуждаются то очередные споры в Конгрессе по поводу госдолга, то мутные заявления властей финансового сектора, то вообще какие-то отвлечённые темы. Понять американцев можно — в повторение прошлогоднего техасского кошмара не верит почти никто, всем видится это единичным прецедентом, выбивающейся из нарратива о глобальном потеплении аномалией. В самом деле, где это видано, чтоб в обычно жарком Техасе люди замерзали насмерть, а солнечные панели не покрывали потребностей людей в электричестве? Более того, европейская газовая драма от американцев бесконечно далеко: те, кто предлагал свой СПГ в качестве альтернативы «Северному потоку — 2», в начале осени ничтоже сумняшеся развернули танкеры с топливом в Азию, где тогда за газ платили больше. Большая прибыль, энергетическая независимость, отсутствие претензий от мёрзнущих вассалов — о чём ещё можно мечтать американцам? Тем не менее цены всё равно растут, причём связано это не с энергетическими кризисами, а с общим направлением экономической политики администрации Байдена. Около 40% всех находящихся в обороте долларов были напечатаны в последние 12 месяцев — подобная накачка американской экономики бесплатными деньгами никогда не делалась столь резко и быстро, как в условиях слишком медленного восстановления от коронакризиса. Следствием открытых на максимум кранов ФРС (нынче больше напоминающих прорванные плотины) стал рост цен вообще на всё: ещё в июне, даже лояльные Белому дому медиа, с возмущением отмечали подорожание мяса и молока, а уж про газ, бензин и электричество и говорить нечего — согласно данным Forbes, цена на газ выросла на 140%, а CNN печально констатирует, что «Байден ничего не может с этим поделать». Тем не менее Вашингтон сейчас волнуется не о внутреннем рынке — какая печаль капитолийским аристократам с перспективы очередного замерзания каких-то нищих провинциальных республиканцев? Их куда больше волнует Европа, которую вот-вот захватит коварный Путин. Не так давно российские СМИ широко и незаслуженно растиражировали заявление члена Палаты представителей Майкла Маккола. Этот провинциальный республиканец, вырвавшийся в Вашингтон и «заработавший» там состояние в почти 300 миллионов долларов, призвал ввести новые санкции против «Северного потока — 2», мотивируя это тем, что рост цен на газ — полностью рукотворное явление, а руки растут из Кремля. Нелепое и незамеченное американской прессой заявление не учитывает того факта, что любые санкции против «СП-2», даже самые нежные и деликатные (такими, кстати, Байден уже отметился) вызовут новый скачок цен и новые разговоры очередного капитолийского болвана о введении новых санкций. Пока же, как пишет «Блумберг», на фоне маккиавелистской борьбы за газ на европейских рынках геополитические боги осыпают Путина манной небесной и подарками ко дню рождения.
Неопределённость в будущих поставках, вызванная заявлениями упомянутого именинника по поводу транзита через Украину и невыносимо долгой процедурой запуска «Потока», смущает и континентальную Европу. Конечно, до британских масштабов кризиса Евросоюзу далеко, но уже сейчас видны намётки тенденций, которые будут усиливаться с каждым днём простоя «СП-2» и каждым градусом приближения к нулю. В конце сентября от своих контрактных обязательств отказалась довольно крупная энергокомпания Deutsche Energiepool, а в начале октября немецкое правительство заявило, что дефицитом топлива и не пахнет, что тут же вызвало очереди на заправках. Немецкий энергетический кризис может ждать нас уже в ноябре, а с учётом гарантированного присутствия «Зелёных» в правящей коалиции и последовательно убиваемой последние несколько лет германской углеводородной энергетики, этот кризис может подарить даже более яркие образы, чем очереди на заправках.