Существует исторический источник, называемый «Журналы приема посетителей в кремлевском кабинете Сталина»[1]. Моя попытка анализа этого документа методом сравнения известных исторических фактов и данных «Журналов…» привела к интересным выводам.
Сначала я проделал следующую подготовительную работу: вычислил время, потраченное на совещания (прием посетителей) в каждом месяце начиная с 1940 г., затем сложил в каждом месяце общее время, потраченное на совещания, и в конце концов разделил на число рабочих дней, выбросив те, когда Сталин физически не мог никого принять (например, Тегеранская или Ялтинская конференции). Результаты изобразил в виде графика . Получился типичный график стационарного случайного процесса с трендом.
Как легко видеть, упомянутый график распадается на несколько частей: мирное время после финской кампании до нападения фашистской Германии на СССР, начальный период войны до разгрома немцев под Сталинградом, последние два года войны и послевоенный период.
1. Январь 1940 г. разгар войны с Финляндией. Интенсивность совещаний в Кремле составляет 200 мин в сутки, в т.е. каждый день в январе 1940 г. проходят совещания по 3 часа 20 мин. При нынешнем 8-часовом рабочем дне это составляло бы 42% от всего суточного рабочего времени. К марту 1940 г.(окончание войны с Финляндией) интенсивность работы упала в два раза до 1,5 часов в сутки. До самого нападения гитлеровской Германии на СССР в июне 1941 г наблюдается постепенный спад интенсивности работы в Кремле. Тренд (сплошная линия, обозначающая среднюю интенсивность заседаний) падает с 2 часов до 1 часа 40 мин в сутки - в наступившее относительно мирное время можно было работать чуть менее напряженно.
2. Начало Великой Отечественной войны. Напряженным был день 21 июня 1941 г. Мы видим что идет непрерывное совещание с 19:00 до 23:00, на котором присутствует обязательная тройка топ-менеджеров Сталина: Молотов, Маленков, Берия и приглашаются на часок председатель Госплана, нарком обороны, начальник Генерального штаба , нарком ВМФ и, конечно, зам наркома обороны, начальник ГЛАВПУРа. По составу участников ясно, что люди собрались не выпить-закусить, хотя 21 июня 1941 г. и была суббота.
Вопреки всем заявлениям недоброжелателей и на следующий день 22 июня 1941 г. в кабинете Сталина шло непрерывное совещание, о чем говорит «Журнал посещений…», начавшееся в 5 час 45 мин утра и закончившееся в 16 час 45 мин с 20-минутным перерывом от 12 час 05 мин до 12час 25 мин. Всего через этот кабинет в тот день прошло 29 человек. Общее время работы в этот день - 11 часов.
В 5.30 германский посол В.Шуленбург прибыл к наркому ино-странных дел В.М. Молотову с нотой об объявлении войны (хотя к тому времени она уже шла 2 часа), а затем через 15 мин Молотов одновременно с Берия, Тимошенко, Мехлисом и Жуковым прибыли в кремлевский кабинет. Таким образом, сразу после получения ноты о нападении фашистской Германии на СССР в кабинете Сталина собрались следующие должностные лица: нарком иностранных дел, нарком обороны, начальник Генерального штаба, начальник политического управления РККА, в 8.15 к ним присоединился нарком ВМФ - все по делу.
Как мы видим, в числе присутствующих в тот день был Генеральный секретарь Исполнительного комитета коммунистического интернационала Г.Димитров. Он оставил мемуары. В них описываемая обстановка в кабинете Сталина преподносится, как рабочая. И его свидетельствам можно и нужно верить больше, чем иным, особенно Н.С.Хрущеву.
Смотрим дальше. Как драматическая ситуация на фронтах отражалась на интенсивности совещаний? Теснейшая корреляция. Самая напряженная ситуация, например, была во время битвы за Москву. И что же?
С июня по июль 1941 г. интенсивность падает,
хотя и остается достаточно высокой – 3 часа в день, Это требует объяснения. Дело в том, что до 10 июля 1941 г. Ставку возглавлял не Сталин, а Нарком обороны и Главнокомандующий – Тимошенко, и поэтому совещаний в Кремле было меньше чем в дальнейшем, когда функцию руководства Ставкой взял на себя Сталин и перенес заседания в Кремль.
Драматические события августа 1941 г. нашли свое отражение на втором максимуме - в августе шли бои за Смоленск, и Ставка вела напряженную работу.
Глядя на представленные графики, мы должны констатировать, что «Журналы посещения Сталина…» адекватно отражают историческую обстановку .
Вот, например, минимум в ноябре 1941 г. вроде бы непонятен. Но если вспомнить, что в ноябре 1941 г. - немецкая разведка достигает Химок, а немецкие десантники высаживаются в ЦПКО им. Горького, то следует предпринять меры предосторожности и, руководствуясь этим, Верховный Главнокомандующий на время перебирается из кремлевского кабинета в другое место. Не в Куйбышев, а в Измайлово.
Мало кто из москвичей помнит первоначальное название нынешнего метро «Партизанская». При строительстве станциибыло дано название «Стадион им. Сталина», ибо там создавался огромный спортивный комплекс (там где теперь территория Института физкультуры ГЦОЛИФК). Достроить спортивный комплекс до войны не успели, однако под стадионом успели выстроить инженерное сооружение, теперь называемое «бункером Сталина», там и сейчас есть персонал и туда водят экскурсии. Вот там, а не кремлевском кабинете, в напряженные дни обороны Москвы и работала Ставка .
3. Продолжим анализ источника. Рассмотрим 1942 г. Некоторая эйфория от успехов под Москвой , конечно, была, но победил здравый смысл, носителем которого явился все еще действующий начальник Генерального штаба Б.М.Шапошников - использовать тактику Барклая де Толли, а именно: выждать, хорошо подготовиться, в частности насытить Красную Армию новыми самолетами, танками и другой техникой. На заседаниях в Кремле постоянно присутствуют Нарком авиационной промышленности Шахурин, его заместитель, конструктор Яковлев, командующий дальней бомбардировочной авиацией Голованов, Федоренко (бронетанковые войска), другой Яковлев (из ГАУ, артиллерия, снаряды, патроны), вопрос брони для танков решается на уровне наркома черной металлургии Тевосяна.
Обратите внимание – командующих фронтами и направлениями приглашают ненадолго: главное внимание представителям Генштаба. Например, начальник Генштаба маршал Шапошников до своей отставки по здоровью был в общей сложности 4005 мин, и.о. начальника ГШ Василевский 2105 мин, начальник оперативного отдела ГШ Бодин 3930 мин. С другой стороны, Жуков за этот же период был в Ставке 910 мин, маршал Ворошилов 290 мин, маршал Тимошенко – 120 мин, маршал Буденный 110 мин. Интенсивность совещаний в апреле 1942 г. в Кремле достигла пяти часов в день.
Но тут, как чертик из бутылки, появляется Н.С.Хрущев со своими предложениями провести фронтовую операцию по освобождению Харькова и командующий направлением (совсем недавно Нарком обороны и Главнокомандующий) маршал Тимошенко получает «добро». 12 мая 1942 г. он начинает наступление под Харьковом, приведшее в конце концов к ужасающему разгрому. Фронт покатился к Сталинграду. Глянем на график этого периода
На графике два максимума – июль 1942 г время критическое, время приказа «Ни шагу назад» и октябрь 1942 г.– последняя отчаянная попытка Паулюса взять заводской район Сталинграда и время подготовки Ставкой контрнаступления.
4. Теперь пришло время рассмотреть как отразилась на работе Ставки военно-политическая обстановка в 1943 г. Самое значительное событие – битва на Курской дуге
«Я здесь особенно хочу подчеркнуть следующее. Имелось совершенно определенно в виду, что оборона здесь временная (на Курской дуге - ВК), и как только будут накоплены силы и средства, наступление будет тотчас продолжено. Однако мысли и действия Рокоссовского не соответствовали указанным намерениям. В апреле, когда для ознакомления с положением и нуждами Центрального фронта прибыли член ГКО Маленков и зам начальника ГШ Антонов, Рокоссовский прямо высказал им свои соображения — сейчас нужно думать не о наступлении, а готовиться и готовиться как можно тщательнее к обороне, ибо противник обязательно использует выгодную для него конфигурацию фронта и попытается ударами с севера и юга окружить войска обоих, Центрального и Воронежского, фронтов для того, чтобы добиться решительных результатов в ведении войны. ..Маленков предложил Рокоссовскому написать докладную записку по этому вопросу Сталину, что и было сделано. В записке также было написано о насущной необходимости создания крупных резервов Ставки, которые должны быть расположены за фронтами, обороняющими Курскую дугу, и которые в любой момент могли бы быть брошены на угрожаемый участок .
Записка Рокоссовского возымела действие. Обоим фронтам были даны указания об усилении работ по организации обороны, а в мае — июне 1943 года в тылу обоих фронтов был создан Резервный фронт, который в дальнейшем при вводе его в действие был назван Степным…»
События развивались драматично. Гитлер несколько раз переносил дату начала наступления, в Ставке раздавались голоса, что немецкое наступление будет в другом месте, что не надо было слушать Рокоссовского. Я представляю, как переживал Константин Константинович - ведь он уже был один раз арестован, второй раз ему бы, наверняка, светила судьба Д.Г. Павлова. Мое мнение в том, что под Курском не повторился сценарий харьковской позора1942 г. и война не затянулась на долгие годы, огромная заслуга Рокоссовского. Для всех нас - это пример гражданской позиции настоящего патриота Родины. Узнав о начале немецкого наступления под Курском, Сталин, обращаясь к Голованову, сказал – «Опять Рокоссовский прав!».. И не даром командовать Парадом Победы Сталин поручил именно К.К.Рокоссовскому! Историки утверждают, что Сталин называл по имени отчеству только двух человек Б.М.Шапошникова и К.К. Рокоссовского.
4. 1944 г. – десять Сталинских ударов. Война из чрезвычайного события стала повседневностью. Армия научилась воевать , военноначальники уверовали в победу, тыл давал фронту все необходимое. Главное, что надо здесь подчеркнуть, совершенно беспрецедентный факт в 1944 г. ежегодный прирост ВВП в стране, ведущей кровопролитнейшую войну, составил 12%. Поэтому с 1944 г. по 1946 г. тренд случайного процесса постоянен и равен примерно часу с небольшим в день(см.выше ) Стабильность обстановки подчеркивается и тем, что Сталин в конце 1944 г. в обычное для себя время уходит в отпуск. Знаменитые сталинские удары были спланированы так, чтобы был перерыв в наступательных операциях на время этого отпуска. Седьмой удар закончился 29 августа, а девятый начался 28 сентября. Это почти месячное затишье в военных действиях Верховные Главнокомандующий использовал для заслуженного отпуска на своей даче под Москвой. (По-видимому, восьмой удар, начавшийся 14 сентября, не вызывал никаких опасений, и Сталин продолжал отпуск). Конечно, к нему всегда можно было приехать в случае чрезвычайной ситуации, и сам он принимал у себя на даче отдельных товарищей, но не в Кремле и в «Журнале посещений…» имеет место перерыв с 29 августа по 23 сентября 1944 г.
5. И. наконец последний период жизни И.В.Сталина.
Здесь имеет смысл рассмотреть тренд. Видно, что интенсивность линейно падает , пока не становится равной нулю где-то в августе-сентябре 1953 г.
Что это может означать? Наиболее естественное объяснение, что вождь старел. Я бы сказал, что эта гипотеза имеет наибольшую вероятность, и я оцениваю ее в 95%. Почему? Великая Отечественная война началась, когда ему был 61 год. До сих пор в РФ на пенсию уходят в 60 лет. Значит, фактический пенсионер выдержал колоссальное напряжение в войне, где год шел за три. Так что можно смело считать, что Сталину в момент смерти было не 73 полных года, а все 80! Возможно, Сталин побаливал и возможно серьезно, ибо в 1950 г., когда Трумен размахивал атомной бомбой, Сталин отдыхал (лечился) где-то на Кавказе и никак не реагировал. Много недоуменных вопросов вызывает и следующее решение
«16 февраля 1951 г. Политбюро приняло решение, которое гласило: «Председательствование на заседаниях Президиума Совета Министров СССР и Бюро Президиума Совета Министров СССР возложить поочередно на заместителей Председателя Совета Министров СССР тт. Булганина, Берия и Маленкова, поручив им также рассмотрение и решение текущих вопросов. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР издавать за подписью Председателя Совета Министров СССР Сталина И. В.»[2].
Таким образом, мы вынуждены констатировать, что к некоторым документам, вышедшими за подписью Сталина после 16.02.1951 г., вождь не имел никакого отношения! Вполне возможно, что к «менгрельскому делу», например, - конец 1951 г – он не имел отношения.
Кроме того, после 16 февраля 1951 г., было прекращено без каких-либо объяснений дальнейшее издание томов сочинений Сталина, Что это?! усиливавшаяся изоляция Генсека?
Теоретически с небольшой вероятностью (я ее оцениваю в 5%) возможна и другая гипотеза: начиная с 1946 г Сталина травили каким-то медленно действующим ядом. Такие случаи в истории бывали: в костях Ивана Грозного, например, методом ЯМР обнаружено присутствие ртути, в 19 раз превышающее норму..
Подводя итог, необходимо отметить, что «Журналы посещения Сталина» хорошо коррелируемы с известными нам событиями, адекватно отражают историческую обстановку, являются ценным и объективным историческим источником изучения советского периода и таят в себе много открытий.
Источники и литература
1. На приеме у Сталина.Под редакцией Чернобаева. М., «Новый хронограф», 2008.
2. Ю.Н. Ж у к о в. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945 - 1952 годах. Вопросы истории. - 1995. - № 1.