Почему мне не нравится красноярский толстый журнал «День и Ночь»? Потому что в нём печатают слабую прозу и поэзию. Редактор «ДиН» Марина Олеговна Саввиных давно печатает авторов не по качественным признакам, а ради выгоды. Об этом она, в общем-то, признаётся в интервью, где говорит, что некоторые авторы приносят изданию выгоду. То есть Марина Олеговна предпочитает публиковать работы авторов, хоть мало-мальски имеющих коммерческое расположение к журналу. Этим она походит на Сергея Чупринина, «литературного чиновника», позволяющего на страницах известного московского журнала размещать слабое творчество министров. Марина Саввиных превращает журнал «День и Ночь» в площадку для тех, кто выгоден как ей самой, так и литературному проекту. Редактор не отрицает коммерческую составляющую издания и осторожно обращается со слабыми авторами, способными помочь проекту. Также можно полюбопытствовать и спросить у Бориса Кутенкова, почему его в скором времени «погнали» из проекта, хотя он писал на страницах «ДиН» неплохую критику.
Анонсы журнала «День и Ночь» становятся выхолощенными, Марина Олеговна скатывается на восхваления самой себя и тех, кто помогает ей печататься. Писательская оптика редактора и обозревателя Саввиных хромает и тогда, когда она перечисляет опубликованные работы. Чувства она вкладывает лишь в те строки, в которых мелькают лишь её фавориты. Она будто отражение Мита Ромни и Джонна Керри, которые готовы критиковать оппонента лишь за, что другого выхода просто нет. Опьянённая призрачной славой черепашка-ниндзя, скачущая по крышам «картонных» домов, которые вот-вот развалятся. Это Америка с её устоями и нравами, пропахшая дымом ложного либерализма и обманчивой демократии. Почему бы в журнале «День и Ночь» не печатать только русских эмигрантов, как Юрий Моша. Ностальгировать – мы ностальгируем, но обратно не вернёмся!
В Омске мало кто отзывается о журнале «День и Ночь» тепло, в основном это люди практически не читавшие журнал. Состоял в редколлегии «Дин» Александр Лейфер, председатель СРП, омского отделения – Саввиных удалила его из-за частого недовольства содержанием. Выходит, что Марина Олеговна принимает материалы в номер по принципу, на котором зациклены Арсений Яценюк и Ангела Меркель – давайте говорить, что нужно соседям, а правда и душа – почти никому не нужны.
Критики в журнале печатаются в основном те, что разбирают работы раннее опубликованных в нём авторов. То ли работа спорилась, когда редакторский отдел возглавлял Роман Солнцев. Солнцевского уровня и жара души Марине Саввиных сейчас не достичь. Роман Солнцев чурался любой выгоды, не выменивал упоминание на ржавый грош. Замечу, что «Сибирские огни» в этом отношении много лучше. Об этом проекте в Омске говорят едва ли не все писатели. Почему я не слышал о журнале «День и Ночь» от Александра Плетнёва или Николая Березовского. Почему о нём практически не говорит Юрий Перминов и Владимир Балачан? Ни Четверикова, ни Ерофеева-Тверская, ни Марина Безденежных, ни журналист Андрей Коломиец, ни Игорь Федоровский. О журнале «День и Ночь» даже не упоминает Сергей Денисенко, раскидывающийся стихотворными подборками направо и налево.
Приезжавший в гости к Николаю Березовскому Станислав Геннадиевич Михайлов, заведующий отделом поэзии журнала «Сибирские огни» отклонил присланную Саввиных подборку стихотворений.
– Вить, стихи, как змея, виляют и шипят, а души нет, понимаешь, – признаётся Станислав Михайлов. – «Сибирские огни» – это поезд в девяносто вагонов, отметили уж юбилей. Посмотри, кто у нас печатался: Шишков, Шукшин, Астафьев, Распутин, Васильев, Мартынов, Грехова и ещё десятки имён, составляющих цвет современной русской прозы и поэзии. Какие-то фанфики по классикам выходят в журнале «День и Ночь», таким образом издание привлекает к себе внимание, как «Складчина» Александра Лейфера и Вероники Шелленберг. Но это второсортная литература. Да, конечно, Марина Саввиных хочет быть оригинальной как ты, например, в своём романе о средневековой Японии «Последний Рассвет» и «Красный лотос». Любовь ниндзя и все дела с переживаниями и волнением в эпоху Эдо. Но этим не прельстишь исконно русского читателя. Труды для русскоязычного читателя. Что – тоже хлеб!
Когда лично я взял в руки журнал «День и Ночь», то отметил для себя сразу Евгения Минина, как замечательного породиста. Пожалуй, этим автором красноярское издание может и похвастать. Скажем, в поэзии «День и Ночь» отстаёт от старшего товарища «Сибирских огней» лишь по той причине, что она не дотягивает до уровня. Если «Сибирские огни» – это душа «Сибири» со всеми её веяниями, то «День и Ночь» с уходом Романа Солнцева теряет сразу много. Автор Виктор Богданов, например, перестаёт поддерживать связь с журналом «ДиН» и печататься в нём, когда уходит из жизни замечательный и мощный писатель Солнцев. Хотя Виктор Богданов состоит в СРП, как собственно и Марина Саввиных. Замечаю, что Саввиных даже неинтересно, куда девается регулярный автор красноярнского журнала и почему не присылает труды. Во-первых, в «День и Ночь» нет критика планки Яранцева и Переяслова, затем нет поэта и писателя линии Станислава Михайлова и Виталия Сероклинова. Во-вторых, Марина Саввиных поддерживает авторов с ресурсами, которые могут быть ей полезны. Происходит обыкновенный обмен работами. Тогда давайте, уважаемая поэтесса, печатать стенограммы политических лидеров Украины – Авакова и Турчинова. Этим ведь без разницы, что говорить и как – лишь бы платили…
Собираюсь в ноябре слетать в Китай на совещание молодых писателей – в Институт Мировой Литературы в Шанхае. Спрошу у литературных деятелей, какой из журналов они любят больше: «День и Ночь» или «Сибирские огни». Интерес чисто спортивный. Я не против работы издания «ДиН», обыкновенно труд Марины Олеговны в нём меня не радует. По этому поводу заведу беседу на своём ютюб-канале: