пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Сегодня 22 мая 2025
Авторский блог Объединённое Движение Русская Философия 00:09 27 февраля 2024

Жизнь как оправдание человека

отчёт о круглом столе

23 февраля в рамках проекта РОД «Русская Философия» «Антроподицея. Религиозно-философский музей имени Павла Флоренского» состоялся круглый стол: «Жизнь как оправдание человека».

Мероприятие было посвящено теме русской антроподицеи и философской антропологии отца Павла Флоренского, неотделимой от поставленного философом вопроса о «цельном будущем мировоззрении», в котором должны соединиться в гармоничное целое богословие, философия, наука, искусство, техника и т.д.

В своем приветственном слове директор движения Евгений Сергеевич Кирилловых рассказал о философской экспедиции «Антроподицея» на Соловецкий архипелаг, результатом которой стала концепция нового культурного проекта, направленного на развитие самобытной русской антропологии. В фокусе его внимания человек в контексте важных событий, переломных моментов истории, судьбоносных испытаний и моментов принятия трудных решений.

Кирилловых Евгениий Сергеевич. Философ. Директор РОД "Русская Философия"

«Формат музейной деятельности данного проекта подразумевает несколько направлений взаимодействия с аудиторией: это и виртуальный характер размещения материала, и встречи людей, которые интересуются различными историями жизни, рассказанных, пересказанных и дополненных участниками нашего коммунитарного проекта».

1. Отец Павел Флоренский

2. Смирнов Борис Леонидович

3. Лосев Алексей Федорович

4. Гаврилов Геннадий Владимирович

Пожалуй, это первый и основной круг людей, выбранных для знакомства в проекте».

Эстафету перехватил куратор проекта, философ, преподаватель БФУ имени И.Канта Андрей Сафонов.

Сафонов Андрей Анатольевич. Магистр философии, преподаватель БФУ им. И. Канта

Цель его доклада заключалась в выявлении философского фундамента проекта. Им, по мнению докладчика, может стать утонченная богословская концепция Истины-Алетейи, реконструированная на основе трудов отца Павла Флоренского.

В своей теодицеи Флоренский интерпретирует греческое слово Алетейя как «незабвение» – вечную подоснову реальности, над которой не властны время и смерть.

Истина-Алетейя не является для философа чем-то абстрактным – это живая Божественная реальность, источник высших смыслов, проводником которых в нашу реальность должен стать «гражданин двух миров» - человек.

Проявлениями Алетейи в тварном мире могут стать надвременные истины математики, многообразная антиэнтропийная деятельность, примером которой могут служить работы Флоренского о внесении порядка в сферу электричества, влиянии йода на память и методику строительства фундамента в северных города.

Идейным фундаментом нового музея может стать Алетейя, понятая как вечная память. Ведь ничего по мнению отца Павла не проходит окончательно, прошлое всегда с нами и является опорой для нас. Музей должен стать пространством для живого диалога времен.

Тема антиэнтропийной миссии человечества была продолжена в выступлении следующего участника круглого стола – Дмитрия Владимировича Барановского, кандидата философских наук.

Барановский Дмитрий Владимирович. Кандидат философских наук, зам директора РОД "Русская Философия" по научной работе

Доклад Дмитрия Владимировича «Философия космизма как источник антроподицеи в работе И.М. Забелина «Человек и человечество»» был посвящен проблеме смысла существования и цели человечества. Широкое распространение материализма и сциентизма в двадцатом веке заставило многих мыслителей усомниться в существовании подобного рода высшего смысла и цели. Так, например, чехословацкий математик и философ Арношт Кольман заявлял, что «мы просто существуем, существуем бесцельно». Советский географ и представитель естественно-научного крыла русского космизма И.М. Забелин использует данное высказывание, чтобы поставить вопрос о предназначении человечества.

Опираясь на идеи Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, Н.А. Умова, Н.Г. Холодного Забелин говорит о едином человечестве, об антиэнтропийной сущности жизни и особой роли человечества в космическом процессе. Таким образом Забелин сформировал телеологическое видение будущего человечества и раскрыл потенциал русского космизма как антроподицеи, подытоживает Дмитрий Владимирович.

В докладе следующего участника дискуссии Ганелина Виктора Гдальевича «Универсум Павла Флоренского и Владимира Вернадского» соединились ключевые для русского космизма темы и малоизвестные идеи Павла Флоренского из его работы «Мнимости в геометрии».

Ганелин Виктор Гдальевич. Кандидат геологических наук, ведучий научный сотрудник РАН

«Биосферные и космические идеи Вернадского были близки Флоренскому, а труды Флоренского вызывали же глубокий интерес у Владимира Ивановича. Программной установкой натуралиста Вернадского была задача связать в единое целое два синтеза «Космоса», две картины мироздания. Первый из них - мир физический, где всё сводится к схеме, основанной на представлениях об эфире, энергии, квантах, электронах, не охватываемых сознанием в образной форме. Этой картине мира Вернадский противопоставил восприятие этого мира натуралистом, в которое всегда входит новый элемент, элемент живого. Вернадский полагал, что синтез этих миров возможен лишь на пути углубления наших представлений о «Космосе», о пространстве и времени.

Для объяснения живого недостаточно механического языка, используемого для объяснения неживой материи, живое требует нового языка, основанного на переосмысленных принципах телеологии. Такой новый язык, по мнению докладчика, можно найти в работе Флоренского «Мнимости геометрии», заключает Виктор Гдальевич.

Далее выступила Надежда Николаевна Миронова, профессор филологии, МГУ имени Ломоносова.

Миронова Надежда Николаевна. Доктор филологических наук. Профессор

Далее выступила Надежда Николаевна Миронова, профессор филологии МГУ имени Ломоносова.

В своем докладе «Религиозная семантика в трудах Павла Флоренского в переводах на немецкий язык как проблема понимания» Надежда Николаевна говорила о повышении внимания к наследию Павла Флоренского за рубежом как к глубокому богослову, неординарному ученому, авангардисту и модернисту. Особенная роль в этом открытии Флоренского западному читателю принадлежит немецкому слависту Фрицу Мирау.

Также Надежда Николаевна рассказала о сложностях передачи семантики Павла Флоренского на немецкий язык.

Продолжил дискуссию философ Илья Алексеевич Коноплев с докладом «Радикальная честность, безжалостное сострадание и трансцендентальный солипсизм: три тезиса в защиту Канта и против критики его философии П. Флоренским».

Коноплев Илья Алексеевич. Поэт, философ, зам директора РОД "Русская философия" по творческим вопросам

Илья Алексеевич назвал свою речь адвокатурой Канта: по его мнению, причиной радикальной критики Канта отцом Павлом явилось его непонимании философии великого кенигсбержца. По мнению докладчика, Кант не убрал Бога из философии, в чем его обвиняла русская религиозная мысль, а указал человеку путь к нему – путь следования голосу своей совести, т.е. категорическому императиву.

Далее выступал философ Роман Сергеевич Осипенко с рассказом о движении радикальной ортодоксии и его основателе – современном английском богослове и философе Джоне Милбанке, предложившим деконструкцию модернизма его же средствами.

Осипенко Роман Сергеевич. Философ

По мнению Романа Сергеевича господство секуляризма в современном дискурсе уходит корнями в картезианский дуализм, радикально отделивший духовное от телесного. Здесь идеи Милбанка пересекаются с идеями Ханса Гумбрехта, противопоставлявшему картезианской культуре значения, культуру присутствия.

Задача radical orthodoxy – освобождение от аналитической диктатуры, выведение теологической проблематики из маргинальной зоны в центр современных дискуссий, интеллектуальный подступ к «соработничеству» человека и Бога, что очень созвучно идеям Флоренского, Бердяева и других представителей русского религиозного ренессанса.

Последним докладчиком был автор культурных проектов Сергей Михайлович Явников.

Явников Сергей Сергеевич. Автор культурных проектов

Сергей Михайлович рассказал о своем сложном пути богоискательства, о том, что несмотря на духовный опыт, который радикально изменил его жизнь, он не смог остановится ни на одном из существующих религиозных форматов и впоследствии пережил откровение о творчестве, способном открыть человеку божественную глубину.

Культурное пространство, которое создал Сергей Михайлович на базе своего дома, стало одним из самых популярных мест у калининградской творческой общественности. Оно является чем-то вроде практической реализации философии творчества Бердяева.

Круглый стол завершила одна из участниц культурного проекта Сергея Явникова музыкант Влада Клепцова с песней Χριστός ΑνέΣτη.

По итогам круглого стола было принято решение о создании инициативной группы проекта «Антроподицея. Философско-религиозный музей имени Павла Флоренского».

Прослушать все выступления вы можете на YouTube-канале РОД "Русская Философия" по ссылке.

По этой ссылке Вы можете ознакомиться с прошедшей философской экспедицией «Антроподицея». Москва-Соловецкий Архипелаг. 16.12.2023/28.12.2023 по ссылке.

Интересного просмотра!

1.0x