Мир захлестнула волна терроризма. Но это явление не сегодняшнего дня. Террор как способ разрешения политических амбиций имеет давнюю историю. В ХХ веке жертвами мирового террора стали многие государственные и общественные деятели.
Из их числа нам хотелось бы вспомнить уже, к сожалению, почти забытых выдающихся государственных мужей, которые пали от рук террористов за Самодержавную Россию.
Начиная новый цикл очерков «Жизнь за Россию», вспомним имя Санкт-Петербургского градоначальника Владимира Фёдоровича фон дер Лауница. В расстрельном списке революционеров его имя стояло на третьем месте (после имён Государя Императора Николая II и премьер-министра П. А. Столыпина). Следующими после этих имён жертвами революционного террора стали: московский губернатор Великий Князь Сергей Александрович, министр внутренних дел Вячеслав Константинович фон Плеве, генерал-лейтенант, главный военный прокурор Владимир Петрович Павлов, граф, генерал-губернатор Алексей Павлович Игнатьев, уфимский губернатор Николай Модестович Богданович.
Этим и другим государственным деятелям будут посвящены статьи цикла.
«Будьте истинными христианами,
будьте убеждёнными в идее беззаветного служения Царю и Родине,
будьте тверды в этих убеждениях, как скала!»
В. Ф. фон дер Лауниц
Имя Санкт-Петербургского градоначальника Владимира Фёдоровича фон дер Лауница стояло на третьем месте (после имён Государя Императора Николая II и премьер-министра П. А. Столыпина) в списке лиц, приговорённых революционерами к смерти. Верный присяге, как русский генерал и гражданин, до последней минуты своей жизни он служил Государю, выдержав 15 покушений!
Жертвами революционного террора стали: московский губернатор Великий Князь Сергей Александрович, Плеве, генерал Павлов, граф Игнатьев, уфимский губернатор Богданович. Дальше счёт уже пошёл на тысячи.
В этом году Владимиру Фёдоровичу фон дер Лауницу исполняется 160 лет со дня рождения. Он родился 10 (23) августа 1855 г. в селе Каргашино Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне – село Каргашино Сасовского района Рязанской области).
Владимир Фёдорович происходил из древнего «остзейского» (балто-немецкого) рода, представители которого, начиная с XV столетия, служили московским, а позднее – российским Великим государям. Один из представителей российской ветви этого рода был в числе лиц, сопровождавших наследницу Восточно-Римского (Византийского) Императорского престола Зою (Софию) Палеолог, будущую супругу Великого Князя Московского Иоанна III, прибывшую в Россию в 1472 г.
Фон дер Лауницы были типичными представителями русского служилого дворянства, отличаясь беззаветной верностью и преданностью Вере, Престолу и Отечеству.
Детские и отроческие годы Владимира Фёдоровича прошли в родовом имении, полученном его предками по материнской линии за верную службу России. С раннего возраста мальчик отличался необыкновенной честностью, прямодушием и огромной любовью к людям. Большую часть своего времени он проводил среди крестьян: дружил с хлеборобами и пастухами, угощал их принесёнными из дома лакомствами. Среди его детских интересов и увлечений на первом месте была история России, которую он хорошо знал. Именно тогда в душу ребёнка была заложена любовь к самому дорогому для православного русского человека понятию – Святая Русь.
С 1866 по 1877 гг. юноша воспитывался в Пажеском Его Императорского Величества Корпусе в Санкт-Петербурге, по окончании которого получил офицерский чин и уехал на войну с Турцией (1877–1878). После войны добровольно остался служить в освобождённой от османского ига Болгарии, участвуя в восстановлении гражданского порядка в воссозданной древней славянской монархии (тогда ещё не королевстве, а княжестве, некоторое время продолжавшем оставаться в формальной вассальной зависимости от Османской империи). При этом Владимир Фёдорович совершил благородный поступок, продиктованный ему правилами сословной и офицерской чести – взялся выплачивать громадный долг за товарища, погибшего на войне с турками, за которого он поручился. Ему потребовалось много лет, чтобы рассчитаться с великодушно взятым на себя долгом. В период службы в Болгарии Владимир фон дер Лауниц, являвшийся начальником Сливенского отряда конной стражи, неизменно проявлял себя пламенным защитником славян от магометанского угнетения. В 1880 г. он вернулся в Россию.
В 1883 г. Владимир Фёдорович женился на княжне Марии Александровне Трубецкой (1863–1922). Его избранница была наследницей древних русских родов, восходивших своими корнями к главной ветви Рюриковичей – к князьям Ивану Красному, Ивану Калите, к святым Александру Невскому и Даниилу Московскому и к самому Крестителю Руси – Святому равноапостольному князю Владимиру Красному Солнышку.
С детства преклоняясь перед идеалами Святой Руси, он сумел и свою собственную семью создать на этой основе, воспитал в традициях Православной Веры шестерых детей, двое из которых – Александр и Владимир – погибли смертью мучеников. Александр Владимирович фон дер Лауниц, которому при производстве в офицеры сам Государь Николай Александрович дал завет: «Быть достойным своего великого отца!», геройски пал за Веру, Царя и Отечество на поле брани в августе 1914 г. под Люблином, в Отечественную войну 1914–1918 гг. Второй сын Владимир Владимирович фон дер Лауниц бесследно пропал в 1918 г. - расстрелян в Москве «за фамилию».
В 1885 г. Владимир Фёдорович вышел в отставку и начал жить сельскохозяйственными заботами. Сохранилось множество свидетельств о его любви к крестьянам и крестьянскому труду.
Епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (автор Акафиста Святому Преподобному Серафиму Саровскому) писал, что В. Ф. фон дер Лауниц «глубоко жалел русского мужика, ценил и крепко любил его за простоту, за кротость, за набожность, за всю его прямую мужицкую душу». Жизнь в деревне, на лоне природы, близость к земле и её верным сынам – крестьянам, укрепила в нём горячую веру в Бога.
Владимир Фёдорович принимал активное участие в церковной жизни. С особой ревностью он принимал участие в крестных ходах в Харькове и Тамбове, причём сам нёс чудотворные иконы.
Видя настоятельную необходимость крестьян села Рогозянка (Харьковской губернии) в храме Владимир Фёдорович добился разрешение о закладке церкви, активно участвовал в её строительстве и впоследствии стал в новом храме церковным старостой. В своём родном селе Каргашино его усилиями был отремонтирован и благоустроен обветшавший храм XVIII в., и построен новый дом для священника. В селе Алексеевка (Харьковской губернии) и родовом селе Каргашино В. Ф. фон дер Лауниц выстроил на свои средства церковноприходские школы и содержал их в дальнейшем на свои личные средства. Святейший Синод Русской Православной Церкви неоднократно отмечал его усердие награждениями и представлением к Высочайшим наградам.
В 1901 г. Владимир Фёдорович был призван на государственную службу и назначен Архангельским вице-губернатором, а 28 августа (10 сентября) 1902 г. Владимир Федорович был назначен Тамбовским губернатором.
В 1903 г. вместе с епископом Иннокентием, Владимир Фёдорович был назначен организатором Саровских торжеств – прославление в лике святых Серафима Саровского. Именно на них двоих легла вся ответственность за успех этого величайшего события в церковно-общественной жизни России с участием Царской Семьи. Епископу Иннокентию досталась церковная сторона торжества, а В. Ф. фон дер Лауницу – обеспечение гражданского порядка, охрана, и вся административно-организационная сторона. Из-за нехватки отпущенных средств, Владимир Фёдорович многие мероприятия проводил за собственные средства. Им были за свой счёт пошиты новые мундиры для чиновников, участвовавших в торжествах, организованы медицинские пункты, устроены походные кухни, а ведь паломников было более 300 тысяч человек! И всех нужно было накормить и разместить, организовать торжественный порядок великого праздника. И когда его спрашивали, как же он один с этим справится, Владимир Федорович со спокойствием духа отвечал: «Преподобный Серафим поможет!» – и размашисто крестился.
В Сарове стараниями Владимира Фёдоровича была сооружена впечатляющая триумфальная арка, украшенная цветами и вьющимися растениями. Здесь, на границе Тамбовской губернии, Царя-Батюшку встречали тысячи паломников, прибывших со всех концов России, а делегация местных крестьянок в народных костюмах приветствовала Его хлебом-солью. На арочной дуге славянской вязью было написано «ГОСПОДИ, СИЛОЮ ТВОЕЮ ДА ВОЗВЕСЕЛИТСЯ ЦАРЬ». 19 июля (1 августа) 1903 г. в Сарове русский народ и русский Царь убедились, что они составляют единое духовное и церковно-государственное целое. Именно в Сарове произошло духовное сближение В. Ф. фон дер Лауница с Царской Семьёй, открылось единство их идеалов.
На Саровских торжествах проявились не только организаторские, административные и государственные способности Владимира Федоровича, раскрылась его личность как православного христианина. Здесь произошли три знаменательных события, которые показывают назначение власти и духовную суть установленной Богом Самодержавной Монархии.
Когда народ уже впустили в храм, то паломники, желая приложиться к мощам Преподобного, толпой устремились в середину храма. Владимир Фёдорович понял, что святые мощи могут быть опрокинуты и произойдёт невольное кощунство. И тогда он моментально оценил ситуацию. Всех, кто находился рядом, невзирая на их высокие чины, он принудил быстро встать в крепкий круг и буквально заставил сдерживать натиск народа. Всё прошло чинно и благополучно.
В ходе Саровских торжеств В. Ф. фон дер Лауниц спас Государыню Императрицу Александру Фёдоровну, направлявшуюся пешком, без свиты, к святому источнику. Какая-то неизвестная женщина, стоявшая в толпе недалеко от Государыни, ткнула палкой с острым железным наконечником в лошадь, впряжённую в карету. Лошадь встала на дыбы и понеслась прямо на Государыню. Царица неминуемо была бы растоптана, если бы не фон дер Лауниц, отличавшийся богатырским телосложением и молниеносно среагировавший на опасность. Владимир Фёдорович схватил лошадь под уздцы и удерживал её, пока не подоспела подмога. При этом он от страшного напряжения порвал связки на правом плече и до конца жизни не вполне владел правой рукой.
Ещё один важный эпизод, тоже имеющий не только земной, но и глубокий духовный смысл.
Во время Саровских торжеств Государь Николай Александрович неожиданно для сопровождавших его лиц прошёл за оцепление и смешался с толпой, оказавшись полностью отрезанным от свиты. Народ, горевший желанием встретить своего Царя-Батюшку, хлынул ему навстречу. Владимир Фёдорович увидел, что многотысячная толпа может смять Государя и случится страшная трагедия. Буквально в считанные доли секунды он сообразил, что необходимо предпринять. В. Ф. фон дер Лауниц и генерал А. А. Мосолов пробились к нему сквозь толпу. Вместе они переплели руки, на которые встал Государь. Затем они посадили его на плечи и подняли его над толпой, откуда он был виден всем собравшимся паломникам, горячо приветствовавшим своего обожаемого монарха, и понесли к храму. Воистину символическая картина: Помазанник Божий, Царь России плывёт над своим народом, поддерживаемый верными слугами Престола.
Эти эпизоды говорят не только о недюжинной физической силе, но и о храбрости тамбовского губернатора, всегда готового пожертвовать собой за Царя и Царицу.
В память о Саровских торжествах будущий святой священномученик архимандрит Серафим (Чичагов) от имени совершавшего прославление архиерейского и священного Собора преподнёс В. Ф. фон дер Лауницу великие святыни – Крест с частицей святых мощей Преподобного Серафима Саровского, часть мантии новопрославленного святого и часть камня, на котором молился Старец, с написанным на нём иконописным изображением, а также наперсную икону Преподобного. Такие же дары получила Царская Семья.
За усердие, проявленное при подготовке и проведении Саровских торжеств, Владимир Фёдорович фон дер Лауниц был удостоен Высочайшей благодарности Государя Императора Николая Александровича.
В 1904 г. началась русско-японская война. Владимир Фёдорович обратился с прошением о направлении его в действующую армию, но получил отказ – он нужен здесь, в тылу. Тогда он с усердием принялся за организацию помощи фронту: в подчинённой ему Тамбовской губернии он организовал сбор средств для защитников Отечества, причём самым первым и щедрым жертвователем был сам Владимир Фёдорович. Его тщанием для действующей армии было собрано в Тамбовской губернии 300 тысяч рублей наличными и огромное количество пожертвований вещами, медикаментами и продуктами питания, отправлявшимися на фронт целыми вагонами. Именно Тамбовская губерния первой в России сделала пожертвования на восстановление потопленного японцами в Порт-Артуре русского флота. В подведомственной ему губернии Владимир Фёдорович организовал лазареты для раненых и увечных воинов. Один из этих лазаретов им был организован в своём собственном доме-усадьбе в селе Каргашино. А самым крупным из основанных Владимиром Фёдоровичем лазаретов стал Тамбовский госпиталь имени Преподобного Серафима, для содержания которого губернатор распорядился печатать в губернской типографии литературу церковно-просветительного содержания. В. Ф. фон дер Лауниц образцово провёл мобилизацию ополченцев, экипировав их снаряжением и обмундированием, о чём он рапортовал прибывшему на смотр войск в Тамбовский край Государю.
В годы революционного брожения В. Ф. фон дер Лауниц продолжал неуклонно оставаться на позициях Православной русской государственности и неизменно видел свой долг в защите устоев Русской Церкви и Русского государства. Его позиция была близка идеалам, определявшим мировоззрение Императора Николая II. Это и послужило духовному сближению Монарха с Его Верноподданным.
В 1904 г. произошла революционные агитаторы организовывали в селах Тамбовской губернии кровавые беспорядки, совершали жестокие акты насилия и грабежи. Царский слуга, памятуя о том, что он – «власть предержащая», которая, по слову Апостола Павла, «не напрасно носит меч», путём решительных и продуманных действий, делая основной упор на увещевание одураченных красными агитаторами крестьян, сумел остановить беспорядки, грозившие большим кровопролитием и гибелью множества русских людей. Более того, виновные в грабежах возвратили награбленное и принесли церковное покаяние. Под управлением В. Ф. фон дер Лауница вверенная его попечению Тамбовская губерния менее других пострадала от последствий «первой русской революции», а впоследствии дольше всех других российских губерний сопротивлялась кровавой большевицкой диктатуре.
Когда Российской столице потребовалась твёрдая рука в защите от разгулявшегося терроризма, Государь Своим Высочайшим Указом от 31 декабря 1905 г. (13 января 1906 г.) назначил генерал-майора В. Ф. фон дер Лауница Санкт-Петербургским градоначальником. В столицу его провожали со слезами на глазах все сословия Тамбовской губернии.
За свои православные убеждения и патриотическую деятельность губернатор В. Ф. фон дер Лауниц (как и епископ Иннокентий) был приговорён в 1905 г. революционерами к смертной казни. Однако Бог до времени хранил его.
Вследствие либеральных реформ начала прошлого века Санкт-Петербург начал оспаривать у Одессы, Баку и Тифлиса «лавры» рассадника всероссийской преступности. В столице увеличивалось количество игорных домов, казино, «увеселительных» заведений и иных «плодов вожделенных свобод». Честность и принципиальность В. Ф. фон дер Лауница позволили ему поставить заслон на пути организованной преступности, беспощадно пресекать попытки криминальных кругов взвинчивать цены на продукты питания. А вскоре, 9 (22) января 1905 г., произошла кровавая провокация на Дворцовой площади. Страна стояла на пороге революционной смуты.
Взяв на себя ответственность перед Государем – в случае роспуска революционно настроенной I Государственной Думы оградить столицу от революционных потрясений, он пресёк террористический беспредел социалистов и эсеров. В результате его решительных действий в Петербурге установились тишина и порядок.
Как писали современники, что только благодаря одному человеку в 1906 г. в России не произошла революция, и этим человеком был Санкт-Петербургский градоначальник В. Ф. фон дер Лауниц.
Если бы В. Ф. фон дер Лауниц дожил до 1917 г., то в России, возможно, не случилась бы Февральская революция и последовавшая за ней Гражданская война!
На 21 декабря 1906 г. (3 января 1907 г.) в Петербурге было назначено освящение новой клиники Института экспериментальной медицины на Лопухинской улице. Участники торжества собрались за богослужением в храме клиники. Свидетели вспоминали, что «во время молебна Владимир Фёдорович горячо молился, будто чувствуя, что над ним витает уже ангел смерти». По окончании службы Владимир Фёдорович двинулся к выходу. Под церковными сводами прогремели выстрелы, произведённые в спину В. Ф. фон дер Лауницу. Смертельно раненый двумя выстрелами убийцы-эсера по партийной кличке «Адмирал», петербургский градоначальник В. Ф. фон дер Лауниц упал. Перед смертью он успел сложить персты правой руки для Крестного знамения. Присутствовавший в храме принц Ольденбургский перехватил руку убийцы с револьвером. Однако террорист сумел произвести ещё четыре выстрела. Пули попали в стены и ранили рикошетом нескольких человек. Кровавой трагедии положил конец адъютант принца Ольденбургского, ударом шашки разрубивший террористу череп. Но помощь пришла уже слишком поздно.
Отпевал Владимира Фёдоровича Предстоятель Русской Православной Церкви, митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), а провожал весь Петербург. В снежную морозную вьюгу 27 декабря 1906 г. (9 января 1907 г.), на третий день Рождества Христова, тело убиенного мученика, согласно его завещанию, было отправлено на родину, в село Каргашино. Останки от станции Мальцево до села Каргашино несли на руках крестным ходом с хоругвями и иконами, как несут почитаемые мощи любимого святого. Панихиду и чин погребения в сельском храме совершил Преосвященный Иннокентий, епископ Тамбовский и Шацкий.
Император по достоинству оценил заслуги Владимира Фёдоровича. Государь отметил Высочайшим вниманием осиротевшую семью, возведя среднего сына Александра в офицерское звание, а дочерей назначив фрейлинами к Государевым дочерям. Государь Николай Александрович повелел похоронить своего верного слугу в хрустальном гробу. Когда в начале Литургии хрустальный гроб был открыт, взорам молящихся предстало тело усопшего без малейших признаков тления (хотя бальзамирования не было). В. Ф. фон дер Лауниц был погребён за алтарём храма. На его могиле установлен памятник в виде черного каменного креста на скале – символ Голгофы.
В 1921 г. комиссары разрушили могилу Владимира Фёдоровича. Во время кощунства многочисленные свидетели видели, что тело покойного сохранилось нетленным. Но и это не остановило изуверов, которыми руководил большевик Янин. Ограбленное тело было брошено рядом с осквернённым храмом, а хрустальный гроб разбит. Деревянный саркофаг, в котором непосредственно покоилось тело Владимира Федоровича, отдали в сельсовет для стирки грязного белья.
Где сейчас обретаются честные останки В. Ф. фон дер Лауница сокрыто тайной.