Авторский блог Татьяна Воеводина 12:58 2 июня 2020

Жить у себя

если туризм существенно уменьшится, а зарубежный – и вовсе практически сойдёт на нет – дурного не будет

То и дело читаешь: жизнь после короновируса уже не будет прежней. Скорее всего, это чистая правда: не будет. Ограничения – сохранятся. Тем более, что нам обещают, что вирус останется, будет новая волна и всякие прочие неопределённые, а оттого особенно зловещие угрозы. Отчего и для чего – это вопрос отдельный. Я лишь о самом факте: будут ограничения. В первую очередь, будет очень ограничена свобода передвижения. За границу особо не поездишь, отдыхать – тоже не всегда и не везде.

И, странное дело, меня это вовсе не огорчает. Мне кажется, общее количество счастья даже возрастёт. Когда-то поездки всё-таки разрешат, они окажутся субъективно гораздо более ценными и впечатляющими, чем в прежние времена.

Люди живут не фактами, а – впечатлениями. А сила впечатления – прямо пропорциональна его редкости и трудности достижения. И соответственно обратно пропорциональна лёгкости и повседневности получения этого удовольствия. Аристократический бездельник постоянно скучал; о том, как именно он это делал, есть целая литература на многих языках. Он всё перепробовал, а что не перепробовал – оно в любой момент к его услугам, стремиться не к чему. В Риме эпохи упадка такие персонажи, пресытившись вскрывали себе вены: делать больше нечего. Перекормленный ребёнок (любого возраста, вплоть до пенсионного) постоянно капризничает: это не ем, то не вкусно. Не перекормленный – охотно ест самую простую пищу, она ему искренне кажется вкусной. Не зря говорят французы: голод – лучший повар.

В старину путешествовала без дела узкая прослойка богачей. Простым это было не по средствам, да и незачем. Сто лет назад для простого человека прокатиться на поезде – было событием. «Сердце замирало от одной только мысли, что они поедут на паровичке. Конечно, это все равно такой же паровоз, только он маленький, далеко не ходит, и вагоны у него маленькие» - это из автобиографической повести Любови Воронковой «Детство на окраине». Речь о 1912 годе и о поездке в Петровско-Разумовское на паровом трамвае.

Туризм был изобретён знаменитым Томасом Куком в XIX в. И с тех пор распространялся, втягивая в свою орбиту множество людей, стал важной отраслью экономики. Появился так называемый социальный туризм – бюджетные поездки для масс. Порой условия этого туризма таковы, что лучше посидеть дома, но – ехали. И это понятно: ездить – престижно, а раз престижно – значит, надо. Мои продавщицы соревновались за право отправиться в премиальную поездку за границу. Зачем это им было надо? Что там увидишь, стоя в толпе в очереди в какую-нибудь галерею Уффицци или толкаясь в Лувре? Почти что ничего. Больше увидишь в хорошо сделанном фильме. Но – престижно. Посмотреть жизнь других стран своими глазами? А что там увидишь? Языков они не знают, поговорить ни с кем не могут… Единственно ценное – пляжный отдых в тёплых странах: к сожалению, в нашей стране до обидного мало тёплых мест.

Мне кажется, если туризм существенно уменьшится, а зарубежный – и вовсе практически сойдёт на нет – дурного не будет. Люди станут больше интересоваться своей страной и особенно - своим родным углом, больше его знать, а следовательно – любить. А станут любить – будут и украшать. Мы с дочкой на днях погуляли по тем улицам нашего посёлка, на которых обычно не бываем, и обнаружили множество любопытных домов, даже познакомились с местным художником и побывали в его доме, напоминающем маленький средневековый замок.

«Кто же ездит в Америку и Египет! Англичане: так уж те так Господом Богом устроены; да и негде им жить-то у себя», - говорил Обломов. Если по-школьному, то это показатель его лени и никчёмности. Но вообще-то Гончаров не так однозначно относился к своему герою, не зря он наделил его своей внешностью. И эта мысль – глубже, чем кажется: хорошо жить у себя – вот что подлинно достойно человека.

У нас огромная земля, которую надо осваивать и обживать. Сделать не просто сносной, но и желанной для жизни. Местом, откуда не хочется уезжать. А что хочется? Да ничего нового: сажать леса и сады, очищать реки и озёра. Изучать и писать историю своей улицы и своего посёлка. А вовсе не толкаться в разноязыкой туристической толпе. Тем более, что, знаете ли, короновирус…

Среди народных баек о Сталине есть такая. Иностранные корреспонденты спросили у тов. Сталина: «Почему советские люди не ездят за границу?» - «А зачем им ездить за границу? - ответил тов. Сталин. – У нас для этого есть товарищ Эренбург». Всегда будут нужны люди, которые будут ездить, рассказывать другим о заморских землях. И это должны быть подлинно интересные и правдивые рассказы талантливых и квалифицированных людей. Надо заметить, что при советской власти, когда простые люди почти не бывали за границей, то, что писали СМИ о зарубежных странах, было гораздо содержательнее и правдивее, чем теперь. У меня есть стойкое впечатление, что коллективный «товарищ Эренбург» в те «закрытые» времена был гораздо подготовленнее нынешнего. И как-то умнее.

Словом, если мы снова будем больше сидеть дома – это будет только на пользу.

1.0x