Сообщество «На русском направлении» 00:10 25 апреля 2022

«Жить по Стрижёву»

заметки на сороковины А.Н. Стрижёва

17 марта 2022 года в 8 часов утра нас покинул Александр Николаевич Стрижёв. Ему шёл 88 год...

Ботаник. Фенолог. Патролог. Не много ли перечислено отраслей знаний? Мало! Следует добавить – филолог, историк, литературовед, фармакогнозиолог (специалист по лекарственным растениям)... Прибавить к этому формы деятельности – поэт, писатель, литературный критик, садовод, овощевод, библиограф, травник, грибник, публикатор, комментатор, видный деятель православно-монархического движения... Слова, слова, слова... Но за ними – жизнь, труд и личность человека, оценить в полной мере которого время придёт ещё не скоро...

Между прочим, термин «фенология» впервые в 1853 году был предложен именно учёным-ботаником бельгийцем Шарлем Франсуа Антуаном Морраном (1807-1858). Видимо, нечто очень сильно связывает «разнотравье» и «календарь природы». А Стрижёв смог всё это увязать в единый, неразрубаемый узел с народной памятью, с народным творчеством, с православной святостью...

***

Начало 90-х, Успенский пост.

Московский автобус с паломниками, будущими участниками очередных Серафимо-Дивеевских чтений, подъезжает к Дивееву. Льёт дождь. Народ волнуется, зонтов почти ни у кого нет. Стрижёв лёгким, чуть окающим баском успокаивает городскую публику: «Не волнуйтесь! Преподобный не попустит!»

Да какой «не попустит»! Льёт и льёт!

Подъезжаем к монастырю – дождь успокаивается. Въезжаем на территорию, выгружаемся. Светит солнце, умытая зелень, аромат цветов, пение птиц.

Всегда удивлял его чёткий, громкий и басовитый голос. Сам-то он был сухонький, не высокого роста... Обликом вполне соответствовал своей «стремительной» птичьей фамилии. А в старости - такой вот... дед Щукарь... Но оратор – отменный! Говорил убедительно, вдохновенно, с богатой мимикой и жестами. Владел и словом, и аудиторией.

***

Не многим удаётся всю жизнь проработать по записанной в дипломе специальности. И очень часто человек получает второе образование, чтобы соответствовать занимаемой должности и влечению сердца. У Александра Николаевича было два высших образования (у деревенского мальчугана!), и что удивительно – он всю свою жизнь не просто удачно совмещал их пользы для, а как бы в несколько даже раз повысив ценность каждого отдельно взятого профессионального навыка...

В 1958 году он окончил Московский полиграфический институт, а через семь лет – биофак сельскохозяйственной академии. Десятки лет он трудился в изданиях соответствующего - «аграрного» - профиля, в частности, в журнале "Сельская новь", а позднее в практическом приложении к нему "Приусадебное хозяйство". А рубрики "Календарь природы", "В помощь садоводу-любителю", "Огородникам на заметку" и им подобные он вёл во многих других журналах и газетах. Так, например, автор этих строк и Александр Николаевич сотрудничали в 90-ые годы в журнале "Металлург", который тогда менял своё узкопрофильное направление в расчёте на более широкий читательский круг...

А.Н. Стрижёв являлся человеком, которого мало кто знал и... знали, на самом деле, очень многие. Раз уж я вспомнил о журнале "Металлург", расскажу такой случай. Был я году эдак в 93-м в командировке на КМА, (а я по образованию горный инженер-технолог), и разговорился там в кабинете главного инженера металлургического комбината с его хозяином о московских политических и культурных новостях. Упомянул и о Православном братстве во имя Прп. Серафима Саровского (эта тема очень заинтересовала моего собеседника – он сам из Курска, его родители ещё при советской власти показывали ему величественный кафедральный курский собор, строительство которого было начато отцом будущего подвижника Земли русской о. Серафима – И.И. Мошниным, а завершено вдовой Исидора Ивановича – Агафьей Фотиевной).

Когда я назвал имя основателя и первого Председателя нашего братства – А.Н. Стрижёва, мой собеседник виновато пожал плечами – мол, никогда о таком не слыхал... А на книжных полках вдоль стены я заметил подписку "Металлурга" за последние три-четыре года. Я встал и сказал: «Как так не слышали? Слышали и наверняка». Снял с полки наугад несколько номеров и показал ему стрижёвские публикации, посвящённые секретам ведения приусадебного хозяйства. Он посмотрел, удивился, сам достал ещё пару журналов, пролистал их, и произнёс прямо-таки сакраментальную фразу: «Так мы, оказывается, живём по Стрижёву

Оказалось, что Главный инженер вместе со своей супругой очень увлечены выращиванием на дачном участке всяких овощей и пряностей, и, действительно, стараются строго следовать рекомендациям Александра Николаевича – «жить по Стрижёву»!

Да что далеко за примерами ходить? После появления в нашей семье дачи, ныне оказавшейся на границе с Новой Москвой, многолетняя подписка журнала "Наука и жизнь" перекочевала в загородный домик, и вскоре по соседству с ней стали появляться всякие книжки и брошюрки, столь необходимые начинающим «аграриям».

Рассказываю родителям о поездке в Дивеево, о Братстве... Об Александре Николаевиче... Та же реакция – не читали, не знаем... Объясняю им, что и читали, и знают! Показываю несколько журналов с публикациями Стрижёва в рубриках "Народный календарь" и "Русское разнотравье" (люди старшего поколения легко припомнят: на последней странице обложки "Науки и жизни" всегда размещалась красочная фотография и краткий, но ёмкий стрижёвский рассказ о каком-нибудь растении средне-русской полосы. В редакции "Науки и жизни" Стрижёв проработал целых 16 лет – с 1966 по 1982 гг.). Потом достаю с этажерки стрижёвские книги: "Календарь русской природы" (1973 г., доставшийся нам ещё от старых хозяев дачи), "Рассказы об овощах" (1980 г.), "Год огородника" (1984 г.)... Папа с мамой только руками разводят – оказывается, они тоже стараются «жить по Стрижёву»...

И это не превратность писательской судьбы – это писательское счастье. Для Александра Николаевича имело значение не то, что бы имя его было на слуху, а чтобы на слуху и в деле было то, что составляло смысл его жизни и творчества. Это в чём-то роднило его рабочий процесс с трудом иконописца. Когда изображаемое настолько выше и важнее изображающего, что и подписывать своё авторство как-то неловко...

***

Первые – поэтические – публикации Александра Стрижёва появились ещё в середине 50-х годов в студенческой многотиражке плехановского института народного хозяйства. Первая отдельная книга – "О волшебных травах, приметах и некоторых суевериях" - вышла в 1968 году в издательстве "Знание", а вот первая книга прозы, название которой дала повесть о детстве "Хроника одной души", ждала выхода в свет целых 20 лет, и была выпущена издательством "Молодая Гвардия" только в 1991 году. На тот момент автору «стукнуло» уже 57 лет... Пятитомное собрание сочинений появилось в 2007 году, когда Александр Николаевич уже далеко перешёл семидесятилетний рубеж. Три тома составляют произведения, относящиеся к области ботаники, фенологии и «грядкокопательству», один том – авторская проза, и ещё один том – различного рода публицистика. К сожалению, самобытная поэзия Александра Николаевича так и не удостоилась отдельной книги и заинтересованной критики...

Но пусть не подумает кто-то, что Стрижёв, в каком-то плане, не реализовавшийся писатель! Напротив!

Библиография произведений А.Н. Стрижёва, составленная М.А. Бирюковой, включает его пятитомное собрание сочинений и более 30 авторских книг, число же книг, им собранных, отредактированных, снабжённых комментариями и примечаниями – подкатывает к сотне! И, как вы понимаете, «последняя» книга в этом списке появится не скоро. Стрижёвские труды будут переиздаваться ещё раз за разом годы и годы...

Что касается перечня его газетных, журнальных и интернет-публикаций, то... То это отдельная книга объёмом в 110 страниц! Нет, вы не поняли... Не содержание этих очерков и статей, интервью и бесед, а только их перечень занимает 110 страниц убористого текста!

Большая жизнь, добросовестный писательский труд, огромное творческое наследство.

И слово «наследство» я использовал не случайно. Пользуясь случаем, хочу обратить внимание наших боголюбивых читателей на две недавно вышедшие книжки – обе они выпущены московским издательством "Самотёка". Первая называется "Неудобные Святые" и посвящена С.А. Нилусу и о. Серафиму Роузу, а также тем творческим и духовным нитям, которые их связывают, а вторая – "Сергий Нилус: на стезях брани Господней" - раскрывает вопросы «нилусоведения» на рубеже XX-XXI вв., погружает читателя в атмосферу интегрального традиционализма. Составители и одни из авторов этих сборников – Роман Бычков и Георгий Павленко - в своей работе во многом опирались на изыскания и комментарии самого А.Н. Стрижёва, а также на материалы коллеги и друга Александра Николаевича – немецкого слависта, нилусоведа Михаэля Хагемайстера (род 1951 г.). Более подробную информацию об этих изданиях можно найти на сайте "Завтра" в блоге Романа Раскольникова.

Собственно говоря, любой автор, который обратится к творчеству С.А. Нилуса, так или иначе будет опираться на труды А.Н. Стрижёва по собиранию, расшифровке, комментированию и публикации нилусовских материалов. 6-томное полное собрание сочинений С.А. Нилуса, осуществлённое Стрижёвым в 1999-2006 гг. в московском издательстве "Паломник", где Александр Николаевич работал в последние годы активной творческой жизни, - уже одно оно составило бы славу своего публикатора!» А ведь сколько вышло и отдельных книг Нилуса со стрижёвской подачи! И, конечно, главная из них – "Царство антихриста. «Близ есть при дверех...»", о всех перепечатках и переизданиях которой – я полагаю – не знал ни сам Стрижёв, ни добросовестная составительница стрижёвской библиографии...

Хочу просто повторить названия пяти томов ПСС С.А. Нилуса, как их выстроил Александр Николаевич (в последний том, как я уже говорил, вошли публицистические произведения Нилуса разных лет): "Великое в малом. Записки православного", "Сила Божия и немощь человеческая", "Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа", "На берегу Божьей реки", "«Близ есть при дверех...» О том, чему не желают верить и что так близко"... Возвращение сочинений С.А. Нилуса в обиход православного чтения – едва ли не важнейшее событие в культурной и умственной жизни на рубеже веков!

Но «замыкать» на Нилусе всю разностороннюю изыскательскую и публикаторскую деятельность Стрижёва просто недопустимо! Не меньший по значению «пласт» его творческой работы связан с именем преподобного Серафима Саровского, Дивеевым, а также с записками (и, опять же – с расшифровкой и комментариями!) «служки Божией Матери и Серафима» - Н.А. Мотовилова. Усердием Александра Николаевича изданы и переизданы житие угодника Божия Серафима и история Дивеевского монастыря, собраны и откомментированы Дивеевские предания, многократно увидела свет брошюра "О цели Христианской жизни..."

Этапы большого пути.

1995 г. "Духовная трагедия Льва Толстого". Составление – А.Н. Стрижёв.

1996 г. "А.С. Пушкин: путь к православию". Сборник статей. Составление, подготовка текста, примечания – А.Н. Стрижёв.

1997 г. "Ф.М. Достоевский и Православие". Составление, примечания, библиография – А.Н. Стрижёв.

1999 г. Первая авторская книга о С.А. Нилусе – "По следам Сергея Нилуса: раздумья, встречи, разыскания".

В 2001-2007 гг. в том же издательстве "Паломник" в 8-ми томах вышло Полное собрание творений Святителя Игнатия Брянчанинова, крупнейшего православного богослова середины XIX века. Составления, примечания и общая редакция – А.Н. Стрижёв.

Книги, посвящённые св. благ. князю Александру Невскому и старцу Феодру Кузьмичу, святителю Иосафу Белгородскому и св. праведному Иоанну Кронштадтскому, о Православной иконе и о Церковных службах... Поистине – всего не перечислить...

Последней, изданной при жизни автора, книгой стал сборник "Живые встречи" (Шацк, 2019 г.), основу которого составили воспоминания Александра Николаевича о своём общении с Александром Солженицыным и Венедиктом Ерофеевым, скульптором Вячеславом Клыковым и писателем Валерием Ганичевым, а также небольшое исследование, посвящённое жизни и творчеству писателя Евгения Замятина.

***

В лето 1994 года Серафимо-Дивеевские чтения проходили в Санаксарском монастыре в бытность там наместником архимандрита Варнавы (Сафонова) и почитаемого старца Иеронима (Верендякина). После длительного визита в Россию годом раньше семьи покойного вел. кн. Владимира Кирилловича, в православно-патриотической среде только и были, что разговоры о Законе о престолонаследии, легитимности, Соборной клятве 1613 года и т.д. Сам Стрижёв и наше Братство занимали строго непредрешенческую позицию. Взгляды Александра Николаевича подробно и чётко отражены в составленном им Монархическом манифесте "Государь – вершина своего народа", активно распространявшимся на монархических форумах. Кратко скажу, что созыв Земского Собора считался необходимым, но механизмы подготовки к нему активно дискутировались. Кто-то категорически отрицал права «кирилловичей» на престол, кто-то, как например, В.Н. Тростников, допускал, что внук Владимира Кирилловича Георгий имеет полное право рассматриваться как один из кандидатов, а профессор П.В. Флоренский не уставал напоминать, что не зависимо от Закона, они – т.е. Георгий и его мать Мария Владимировна – РОМАНОВЫ, и поэтому, в любом случае, они требуют к себе уважительного отношения!

А.Н. Стрижёв относился к «августейшей семье» весьма холодно. Помню такой забавный случай. На одном из заседаний, проходившем в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, вновь возникла полемика о тяжбе «соборников» и легитимистов. Председательствовал на собрании тогдашний Глава Союза Православных братств, настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров). Во время обсуждения в воздухе как бы завис вопрос: «Кто здесь «кириллович»»? Возникла пауза. И тут раздался басок Стрижёва: «Тут нет «кирилловичей». Тут есть «николаевичи»!»

Аудитория рассмеялась. Во-первых, потому, что сказано это было самим «Николаевичем», а во-вторых – всем известно противостояние Заграницей последователей в.к. Кирилла Владимировича и в.к. Николая Николаевича. Впрочем, и с в.к. Николая Николаевича Стрижёв нисколько не снимал ответственности за его провокационную телеграмму в адрес Государя, где тот «коленопреклоненно» молил Императора об отречении...

***

В нашем Братстве никогда не было фиксированного членства, каких-то протоколов заседаний и бюллетеней. Поэтому его членами считались участники-«выступальщики» Серафимо-Дивеевских чтений, да и просто люди, входившие в тот круг друзей и знакомых, который сформировался вокруг самого Стрижёва и его приемника на посту Председателя Братства – Сергея Фёдоровича Крюкова (1961-2020). Однако никто, кого бы мы называли нашим братчиком, никогда от этого звания не отказывался! В разное время членами нашего Братства являлись академики И.Р. Шафаревич и М.Я. Лемешев; внук о. Павла Флоренского проф. П.В. Флоренский; профессор, один из первых докторов наук в области политологии В.А. Гусев; профессор, внучка митрополита Серафима (Чичагова) В.В. Чёрная - будущая игуменья Серафима, настоятельница Новодевичьего монастыря в Москве; Алла Александровна Андреева – вдова автора "Розы Мира" Д.Л. Андреева; философ и богослов В.Н. Тростников; геополитик и общественный деятель С.А. Шатохин; правозащитник И.Н. Хохлушкин; писатель, философ и историк Церкви Н.Н. Лисовой; профессор, экономист и публицист В.Ю. Катасонов; «розановед» В.Г. Сукач; режиссёр-кинодокументалист, поэт и писатель А.С. Васильев-Макаренко; поэтесса Н.В. Карташёва, социолог и публицист И.Л. Дёмин; «правый» поэт А.А. Широпаев и многие, многие другие... Простите меня те, кто до сих пор числит себя членом нашего Православного братства и кого я забыл упомянуть...

Конечно, всех этих людей в первую очередь объединяла любовь к батюшке Серафиму и вера в силу его небесного заступничества. Но верно и то, что без подвижничества Александра Николаевича Стрижёва, без его сплачивающей энергии многолетний братский союз столь ярких и разноплановых личностей был бы невозможен...

В различных СМИ я иногда встречал сведения о том, что Братство наше было создано после второго обретения мощей батюшки Серафима Саровского и как бы специально для сопровождения всероссийского крёстного хода с его мощами. Но это не так.

Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма в Ленинграде, а именно такое кощунственное «послушание» нёс в советское время знаменитый Казанский собор, были обнаружены некие мощи, которые в результате ряда исследований и работы специальной комиссии, в январе 1991 года были идентифицированы как мощи Серафима, Саровского чудотворца, утраченные в начале 20-х годов прошлого века.

А идея создания Православного братства зародилась у Александра Николаевича ещё в самом начале 1990 года, а, может быть, даже в конце 1989-го... Он был абсолютно уверен в том, что мощи угодника Божия Серафима будут вот-вот вновь обретены и прославлены, и, согласно пророчеству Саровского чудотворца, вновь упокоятся в Дивееве...

«По вере вашей да будет вам» (Мф., 9:29). А.Н. Стрижёв верил и, как может видеть наш читатель, многое получил, многого добился, а результаты его деятельности будут умножаться и впредь («плод мног»! Ин., 15:8).

Вот и мы теперь молимся и верим, что Всемилостивый Спас упокоит душу верного раба Своего Александра «в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание». И даже если наши молитвословия и вера наша недостаточны, то у А.Н. Стрижёва пред Престолом Всевышнего есть верный ходатай – преподобный Серафим Саровский, во славу которого немало потрудился при жизни Александр Николаевич Стрижёв...

P.S. В последний год своей жизни Александр Николаевич много болел и редко принимал гостей. Я побывал у него 11 февраля 2021 года вскоре после преждевременной кончины ученика Александра Николаевича и преемника на посту Председателя нашего Братства – С.Ф. Крюкова. Мы решили не проводить каких-либо новых выборов в Братстве, и оставить всё как есть: Товарищ Председателя (заместитель) и Старейшина – именно такое почётное звание носил А.Н. Стрижёв. Но и этот расклад просуществовал недолго...

Фотографии, сделанных мною в тот день, сопровождают данные заметки...

двойной клик - редактировать изображение

Товарищ Председателя Православного братства во имя Преподобного Серафима Саровского Георгий Павленко

1.0x