Любите ли вы либеральные мифы, как люблю их я? Да и как можно не любить сказку, которая так не похожа на грубую жизнь с её бедами, несчастьями, примитивизмом борьбы за выживание? Сказку, в которой столько чудесного, светлого, в жизни невозможного и тобою ни разу не виденного, не данного тебе в ощущениях. А сказке веришь: в сказочном мире всё так и есть! Светло, чисто, благоговейно. Все сыты, благополучны, и счастливый конец ждёт тебя, дружок!
Взять такой миф демократии, сказку-ложь, как несомненное преимущество частого предпринимательства над государственным, скажем прямо, совком. Дескать, как только! И реки молочные, и берега кисельные, и владелец — друг, товарищ и брат наёмному работяге. Не в пример былому директору завода, от которого кроме квартиры, путёвки в санаторий, своевременной зарплаты, премии — шиш чего увидишь. Да ещё и ругается, если план не выполняешь или пьянствуешь. И ведь тебе виден его неправедно роскошный образ жизни, когда ты на балконе своей квартиры, которая в доме, где и директор живёт, куришь, а он на "Волге" персональной подкатил. И выходит с пакетом, полным, так и знай, дефицитной колбасы. И кулаки сжимались: мол, погоди, мироед!
А вот у владельца завода — гласил миф — ты такого не увидишь. Он к твоему дому на "Волге" не подъедет. Пакет не поволокёт. На то и эффективный менеджер да хозяин! Он к тебе и с добрым словом, и с виллой на Канарах, и ругай его, сколько хочешь в глаза, а он только: спасибо, да прав, мол, ты, друг мой.
Одним словом, явное преимущество капиталиста-частника над советским государственным директором. Они нас убедили, мы от них получили. А поскольку едва ли не девяносто процентов предприятий ныне в частных руках, то развернуться талантам предпринимательства есть где! Во всех сферах, областях, эмпиреях. На земле, в небесах и на море. Да и в подземельях, поскольку полезные ископаемые тоже переданы в надёжные частные руки.
И что же? А то же. Сухие цифры. Сводки. Данные. Деньги счёт любят. Любят они и тишину. Но вот говорок пошёл. Народ шелестит страницами изданий. "Самые высокооплачиваемые в России — руководители госкомпаний". Вот тебе, дорогой россиян и на! "Об этом свидетельствует впервые составленный Forbes рейтинг 25 наиболее высокооплачиваемых гендиректоров российских компаний, ограничив исследование 70 крупнейшими предприятиями по выручке за 2011 год, исключив госкорпорации и компании, которыми управляют собственники ("Лукойл", "Северсталь", "Русал"). В России, в отличие от Европы и США, даже публичные компании не раскрывают в отчетности сумму вознаграждения руководителя.". А что нам о гласности соловьиными трелями разливали?
"Возглавляет рейтинг президент — председатель правления Группы ВТБ Андрей Костин. По мнению экспертов, он зарабатывает в год в общей сложности около $30 млн. Большую часть вознаграждения Костин, как, впрочем, и большинство других СЕО из списка, скорее всего, получает за границей — в частности, на Кипре, где у ВТБ есть дочерний банк Russian Commmercial Bank (RCB)".
Forbes проводит сравнение во всемирном масштабе. "Среди руководителей крупнейших западных банков больше остальных за прошлый год заработал глава JPMorgan Chase & Co Джеймс Димон ($42 млн.). За ним следует Ллойд Бланкфейн, СЕО Goldman Sachs Group ($21,7 млн.). Но JPMorgan Chase & Co в 10 раз больше ВТБ по активам ($2,3 трлн. против $230 млрд.), а чистая прибыль американского банка превышает прибыль ВТБ более чем в 6 раз ($19 млрд. против $3 млрд.)".
Глава "Газпрома" Алексей Миллер занял второе место в рейтинге с оценкой $25 млн. И это мировой рекорд, если говорить о денежной части компенсационного пакета. Столько же, $25 млн. в год, зарабатывает и Игорь Сечин ("Роснефть")".
Что называется, далее по списку: Герман Греф "Сбербанк" — 15 млн. долл., Михаил Кузовлев, "Банк Москвы" — 15 тех же млн., тех же долларов, есть в списке Андрей Акимов из Газпромбанка с десятком и с ним же Владимир Стржалковский из "Норникеля".
Публикация возмутила фигурантов, они стали опровергать, дескать, клевета, инсинуации. Мы если не бедны, то не так и богаты, как хотелось бы.
Но Forbes не лыком шит, он знает, что такое иски, и публикуемые данные обнадёживает документами, убедительными для суда о "чести и достоинстве". К тому же он поясняет, что "в компенсации учитывается не только оклад по основному месту работу, но и вознаграждение за работу в совете директоров других компаний, а также выплаты за пределами России".
Возмущение возмущающихся однако не повлекло их обращений в суд. И это наводит на мысли. А уж не правда ли то, что частное не эффективнее государственного? Уж не революционные ли настроения бродят призраком по редакции Форбса, которая развенчивает мантры демократии? Ведь если руководитель столько получает, значит, госпредприятие эффективно работает? На порядки эффективней (если брать за показатель зарплату), чем частные предприятия. Это же чему-то противоречит: либо мантре демократии о том, что частное эффективнее государственного, либо балансу между реальным трудом и его оплатой.
Итак, самые высокооплачиваемые — это руководители госпредприятий. Граждане становятся беднее, а чиновники — богаче. Нет ли тут ножниц? И не перерезать ли пуповину — чиновников от бюджета?
Здесь тот случай, что в чужих карманах мы считаем свои — государственные — деньги. Счёт не в нашу пользу.