Авторский блог Геннадий Литвинцев 15:01 24 апреля 2013

Желание смерти и воля к жизни

Геннадий Литвинцев,

член Международной гильдии писателей

С перевесом в 106 голосов Национальная Ассамблея Франции приняла в последнем чтении так называемый закон об однополых браках, уравнявший гомосексуальные союзы с традиционными формами семьи. Мой парижский корреспондент ужасается: «Что теперь будет с Францией! Осталось ещё легализовать педофилию и инцест – и конец». «Но почему же конец? - ответил я ему. – Ведь до сих пор, насколько знаю, нигде в Европе, даже в Нидерландах, не легализованы такие нетрадиционные виды секса, как зоофилия, некрофилия, да много ещё кое-чего. Так что до полной свободы самовыражения, к которой ведут левые либералы, ещё ой как далеко. Отсталость, варварство, двадцатый век, недогляд правозащитников! Так не останавливайтесь же на достигнутом, решительнее требуйте от своих законодателей признания браков с козами, собаками и свиньями, живых с мертвецами, с правом усыновления полученного потомства!»

Такой вот черный получился юмор. Что поделаешь! З.Фрейду принадлежит идея о том, что человеку наряду с инстинктом самосохранения свойственно и влечение к смерти. В поздних трудах психоаналитика, включая «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Недовольство культурой» (1930), «Почему война» (1932), «Конечный и бесконечный анализ» (1937) разработана дуалистическая концепция, в соответствии с которой первичными и основными влечениями человека признаются противостоящие друг другу влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, разрушению, агрессии (Танатос). Их борьба и соотношение определяют структуру психики индивидуума, а значит, и его модель поведения, в конечном счете – судьбу.

Однако борьба Эроса и Танатоса происходит не только в психике отдельного человека - она идет и внутри всего общественного организма, определяя его витальный уровень. Этот процесс блестяще показан в труде Г. Маркузе «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (1956), раздел так и называется «Эрос и Танатос». Превращение сексуальности в стремление к смерти философ называет обвинительным актом цивилизации и видит его причины в репрессивном характере общества, в несовершенстве социальных и межличностных отношений. Маркузе предлагал выход в освобождении сексуальных инстинктов от социального подавления. При этом он игнорировал основательное предупреждение самого Фрейда, который считал, что как раз «неограниченная сексу­альная свобода» и ведет к неполному удовлетворению влечений.

В самом деле, без запретов и ограничений невозможна и свобода, как без тьмы нет света. В этой диалектике не трудно убедиться всякий раз, когда в обществе снимаются препоны на пути своеволия, когда разнуздываются пороки и страсти. Дурман быстро проходит и начинается безумие скуки и пресыщения. Раз за разом мы убеждаемся, что истинный рай — это поте­рянный рай. Для французских и других европейских «нетрадиционалов» он потерян в тот день, в который они стали «законными», «общепринятыми», стали «как все», из притесняемых превратились в притеснителей. И с чем и зачем теперь ходить на митинги, против чего протестовать, что демонстрировать? Требовать изгнания или кастрации «натуралов»? Перец потерял всякую остроту.

Триумфальное шествие гомосексуализма по Европе – самое яркое проявление угасания витальности, в конечном счете – влечение к смерти, к энтропии, к самоуничтожению как индивидуума, так и общества в целом. Но в историческом времени катастрофы с Францией, думаю, не произойдет. Рубикон пройден – и интерес к «однополым»должен резко пойти на убыль, смениться равнодушием, а там и естественной брезгливостью и отвращением. Воля к жизни неодолима. Эрос в очередной раз потеснит Танатос.

1.0x