Сообщество «Форум» 12:51 14 сентября 2020

Жаркий август Белой Руси.

Президентские выборы в РБ привели к тяжелому политическому кризису государства. В ходе предвыборной кампании Лукашенко посадил или удалил из избирательного процесса основных соперников. Когда же были объявлены официальные данные, которые не отражают реальную волю избирателей, в республике начались митинги протеста.

Благодаря типичной для всех постсоветских государств политике многовекторности проводимой президентом Лукашенко протест сумели оседлать прозападные силы, что грозит повторением украинского майдана в Белоруссии. Такая политика стала закономерным результатом стремления сепаратистских элит постсоветских республик опереться на Запад для сохранения своей власти. Именно Запад должен, по их мнению, защищать независимость осколков СССР. Действительно Запад всегда оказывал поддержку любым враждебным действиям республик по отношению к РФ. Вот только проблема такой политики заключается в том, что нагнетая в своих государствах антирусские настроения и национализм, элиты сами выращивают полностью подконтрольные Западу силы, которые в итоге становятся эффективным инструментом цветных переворотов. Вот почему именно на постсоветском пространстве они происходят наиболее часто по сравнению с остальным миром.

В этом отношении РБ представляет собой типичный пример постсоветского государства. Когда в начале 21 века Лукашенко отказался от ранее декларируемой политики воссоединения русского народа, то неизбежным следствием этого решения стала стратегия формирования властью РБ антирусской идентичности. Этим режим Лукашенко активно занимался все последние годы. В результате именно выращенный режимом прозападный слой самым активным образом выступил против Лукашенко. На фоне подобной политики режима особенно цинично смотрелся постоянный шантаж Лукашенко РФ для выбивания кредитов, льгот, низких цен на нефть и газ. Фактически все эти годы Москва оплачивала, как и в случае с Украиной, политику постепенного дрейфа республики в сторону Запада.

Причиной столь парадоксальной политики Кремля, которая невозможна в любом нормальном государстве заботящимся о своих интересах, было полное отсутствие какой-либо стратегии вызванной идеологической пустотой. После установления в РФ режима мародеров после переворота 1993 года формально в качестве идеологии используется либерализм, но деятельность мародеров по разграблению страны привела к дискредитации этой идеологии. В результате возникла идеологическая пустота, что означало неспособность элиты РФ управлять массами с помощью идей. Из-за этого правящая верхушка РФ была вынуждена работать только с враждебными элитами республик, так как не могла ничего предложить населению стран СНГ в идейном плане. Причем это взаимодействие с элитами республик носило наиболее невыгодный для РФ характер. Вместо прямого подкупа представителей элиты, как это часто делает Запад, Кремль субсидировал экономики республик, то есть своими руками поддерживал их «независимость». Следствием такой политики стало прогрессирующее уменьшения влияния РФ в ближнем зарубежье.

Белорусский кризис показал это самым наглядным образом. В ходе кризиса в очередной раз выяснилось, что у Кремля в отличие от Запада нет никаких инструментов влияния на активную часть белорусского общества. Поэтому самый лучший вариант развития кризиса в победы идейных сторонников русского единства, который позволил бы сразу добиться воссоединения, оказался недоступен для Кремля. Кроме того для его реализации необходимо коренное изменение социальной системы в самой РФ, что даст возможность позитивного продвижения образа России в мире. Естественно, что на такое правящая олигархия РФ никогда не пойдет.

Была также уже упущенная Кремлем возможность выступить в качестве посредника между Лукашенко и оппозицией. В этом случае РФ могла стать регулятором политического процесса смены власти в Белоруссии, что создало бы благоприятные условия для привода к власти в республике сторонников интеграции. Этой возможностью Путин и его окружение также не воспользовались, как в силу схожести авторитарных режимов в РБ и РФ, так и паническим страхом правящей группировки РФ перед любой народной активностью.

Из-за этого Кремлю пришлось временно поддержать Лукашенко для предотвращения прихода к власти ставленников Запада, но подобная политика чревата в случае неправильного использования огромными издержками. Существующий авторитарный режим отторгается значительной частью общества Белоруссии, что означает необходимость скорейшего ухода Лукашенко от власти. В случае его постоянной поддержки Кремлем возникнет почва для перенесения ненависти граждан на РФ, что дискредитирует идею воссоединения и даст Западу шанс со временем превращения РБ в новую Украину. Избежать подобной ловушки можно только путем запуска процесса политической интеграции двух русских государств. Для этого необходимо на основе союзного государства создать конфедеративное объединение, которое должно включать в себя формирование объединенной армии (или единого управления двумя армиями), создание политических органов конфедерации, ведение согласованной внешней политики. При этом основные полномочия должны остаться на уровне республик, то есть интеграция должна пойти по схеме одна страна – две системы. Это позволит снять опасения населения Белоруссии по поводу возможных негативных последствий объединения, обеспечит безопасность обеих государств, даст возможность РФ более мягко преодолеть будущий переход от авторитарного режима. (Все эти изменения должны быть проведены в течении полугода, так как иначе велик шанс либо осуществления прозападного переворота, либо при условии сохранения власти Лукашенко возврата к многовекторной политике РБ.)

К сожалению вероятнее всего события будут развиваться по худшему варианту. Правительство РФ, не добившись от Лукашенко каких-либо реальных действий по интеграции, уже оказывает экономическую и политическую поддержку режиму. Результатом такой политики может стать очередной отказ Лукашенко от реальной интеграции, а когда режим падет и к власти придет оппозиция, то Белоруссия может превратиться в очередное звено санитарного кордона.

В целом кризис в Белоруссии вновь продемонстрировал полное отсутствие привлекательного образа России в мире, стратегии внешней политики, структур продвигающих интересы государства в других странах. Причиной такого печального положения РФ является режим мародеров неспособный в силу своей природы обеспечить развитие страны. Поэтому только смена социальной системы даст шанс России на возрождение.

1.0x