Меня всегда коробит, когда в передаче "Особое мнение" на "Эхо Москвы" по средам Александра Проханова нередко представляют лишь как журналиста — до себя пытаются снизить, болтливых и лживых до полной бесстыжести, запродавшихся за жирный кусок... Но кто он — и кто они, вся эта, по Маяковскому, "жрущая и ржущая России краса"?.. Ну, какова Москва эрзац-элитная, таково и эхо.
Между тем, я не знаю средь нынешней пишущей братии писателя, тонкостью, филигранностью литературного письма хотя бы приближающегося к прохановской прозе, к её стилистической отточенности, насыщенности деталями, точь-в-точь ложащимися в художественный контекст, не говоря уж о признаваемой всеми, даже и "заклятыми друзьями", метафорической яркости её, искромётности. По его словесно-образным описаниям, иногда думаешь, можно картины писать, не выходя на натуру, настолько точно в них всё, живописно, даже и композиционно выстроено, выверено.
Вообще, лироэпическое в творчестве Проханова — вот, мне сдаётся, далеко не обследованный ещё критиками-филологами материк его прозы, "срединная земля" его чувствований и помыслов, откуда исходят все его побуждения к "выражению себя", к радостно-мучительному писательскому труду, а значит, и сама судьба.
Да, в некоторых романах его, развёрнутых политических памфлетах, по сути, много фейерического гротеска, сарказма, лубка, даже кича, трагикомичного с элементами постмодерна фарса; всё это вызывающе гипертрофировано или огрублено, подано, что называется, "со смаком" — но в точном стилистическом и смысловом соответствии с той художественной задачей, которую он перед собою ставит, и это, на мой взгляд, оправдывает все сопутствующие риски. На грани фола? — что ж, лишь бы "дошло" до читающего...
И, конечно же, Проханов — несравненный баталист, которому я опять же не нахожу равных, озирающий сверху поле боя как стратег и сотворец его и видящий всё на нём, всю жестокую, какую-то запредельную, нечеловеческую красоту битвы добра со злом, всю метафизику извечного противоборства этого. Образец баталистики в мировой литературе ХХ века — это русская военная проза ветеранов Великой Отечественной, описывающая войну изнутри, из окопа или с командного пункта, где нет и не может быть отстранённости от происходящего.
Прохановская же блистательная "батальность" — другая, она "от свидетеля" свершающихся глобальных противостояний, схватки интересов и национальных волеустремлений, тектонических сдвигов и трансформаций в геополитике, в идеологической и религиозно-нравственной подоснове современного мироустроения. Великолепные в этом смысле "Чеченский блюз" и "Идущие в ночи" — лишь часть огромной мирообъемлющей панорамы, развёрнутой им перед современниками. "Солдат империи" — ещё и её первый труженик, его работоспособность и, применительно к словотворчеству, "производительность труда" просто поражают. Александр Проханов давно уже классик этого созданного им самим уникального, не имеющего предшественников и аналогов (да и последователей пока) "жанра в жанре" романной прозы, и как его назвать, определить? Роман, но какой? Военно-политический, идеологический ли, лирико-мистический или философско-публицистический, карнавально-сатирический подчас? Всё полифонически слитно в нём в какой-то новой, необычной гармонии, в непривычных, порою дерзких, сочетаниях, чисто прохановских стилевых и сюжетных решениях. Одно для меня несомненно: это современный, на наших глазах разворачивающийся эпос высокого духа и помысла, по настрою героический и жертвенный одновременно, призывающий не только к осмыслению, но и к ответственности за настоящее и будущее, мобилизующий на действие, деяние.
Имея честь принадлежать к друзьям его давним, восхищаясь и гордясь им как одним из истинных лидеров нашего народа, хочу братски обнять его и пожелать ему здравия.