Когда Юрий Гагарин полетел в космос, все советские люди стали гражданами космической державы. Сергей Павлович Королёв, специалисты, работавшие над великим проектом, подняли нас всех и навсегда в космос. Этого уже не отменит никто. И никто не поставит нас в этом списке на второе место. Каждый советский человек — это гражданин первой космической державы мира. Эта гордость, эта честь подарена нам всем.
Все советские люди чувствовали свою сопричастность, они все взмывали в небо, все летели по орбите. Любая доярка в отдалённой деревне, каждая уборщица в сельском магазине, всякий чернорабочий на заводе ощущал свой вклад в общее дело. Все были связаны тысячами нитей с огромной страной. Доярка надоила молоко, хлебороб собрал урожай, и они накормили тех, кто работал на заводе по производству двигателей для ракет. Швея на поселковой фабрике пошила одежду, которую стал носить сталевар, сваривший сталь для космического корабля. Все — в космосе. Труд каждого человека — там, в этом космическом корабле, Гагарин улыбается каждому из нас, без нас он бы не взлетел! Счастье на лицах людей, приветствовавших Гагарина, — это счастье сопричастности к великому подвигу. Трудовому на этот раз.
Лепешинская, Уланова, Осипенко, Лавровский, Васильев и Максимова сделали нас гражданами страны лучшего в мире балета. Суворов, Кутузов, Жуков, Кузнецов — наша гордость как граждан страны, военачальники которой — победители, небывалые доселе в мире. Космодемьянская, Матросов, Карбышев, Гастелло сделали нас страной героев. Вы — советские? Так это вы — победители. Это ваши герои превратили непобедимую армию фашистов в армию оборванцев, в лохмотьях удирающую из-под Сталинграда.
Мы — потомки, наследники героев. Не всегда, к сожалению, достойные. Мы гордимся своими предками. А они нами гордились бы?
А люди Донбасса, все — и мужчины, с оружием в руках защищающие свою землю и независимость, своё право говорить на родном языке, и женщины, дети, старики, которые проявили, как бы это ни звучало казённо и пафосно, истинно массовый героизм, даже просто оставаясь в своих домах, выживая под обстрелами, что не прекращались 8 лет, — это герои. Каждый ребёнок Донбасса — это дитя войны, и государство, а это мы с вами, должны все блага, какие только можно предоставить, гарантировать всем детям Донбасса, детство которых мы не сумели оградить от зла, и своим бездействием, а то и равнодушием обрекли на страдания.
И при этом, живя в чудовищных порой условиях, они сохраняли такое достоинство! Меня, когда удалось побывать в Донбассе, удивило, поразило многое, в том числе то, что города, посёлки идеально чисты. Города и селения в центре России, не тронутые обстрелами, зачастую похожи на развалины, утопают в грязи, а здесь — порядок, по обочинам дорог рабочие убирают мусор, косят траву, ремонтные бригады чинят разгромленное. В Донецке клумбы такими розами благоухают!
Никакой паники, уныния. А ведь люди ложились спать и засыпали под канонаду, гремевшую где-то. Днём среди городского шума её почти не было слышно, а ночью — гудела.
Такой непоказной стоицизм каждого жителя! Такое достоинство! А сколько людей приходило на встречу с писателями! И среди ополченцев были совсем дети, подростки. С какой радостью брали те книги, что писатели привезли в дар. В этих условиях, когда, казалось бы, вопрос стоит только о выживании, они стремились читать. Они хотели сфотографироваться с писателями, считая это радостью и честью. Но честью было сфотографироваться с ними — истинными героями нашего времени. Есть подвиг Александра Матросова, закрывающего своей грудью амбразуру. Донбасс совершил этот подвиг, бросившись на амбразуру, спасая нас от беспощадного огня коллективного Запада. Есть подвиг блокадного Ленинграда — несломленной твердыни. Донбасс совершил этот подвиг. Есть подвиг бойцов, идущих в атаку. Донбасс совершил этот подвиг.
В Донецкой и Луганской республиках все эти годы работали учебные заведения — и школы, и вузы, концертные залы, галереи. Люди и сами создавали художественные произведения — писали стихи, романы, повести, песни, картины, ставили спектакли. И интересовались творчеством своих земляков, радовались приезду на гастроли артистов, музыкантов. Они не просто оставались людьми. Они выкристаллизовывались в настоящую элиту — и стар и мал. Самим фактом своего проживания в этих адских условиях они производили буквально физически честь и достоинство всего русского мира. И наделяли этим нас.
"Я знаю, никакой моей вины…
Но всё же, всё же…"
Я ощущаю свою вину перед этими людьми. Вину за то, что они держат оборону ради меня в том числе. А я живу в комфортнейших условиях без взрывов и бомбёжек. Они — удерживающие. Донбасский — значит, герой.
А ведь не прояви они этот героизм, не встань всем народом против бандеровских марионеток Запада, на территории Донбасса были бы разгромлены, сровнены с землёй все памятники советским воинам, павшим за освобождение Донбасса. И все те жертвы, смерти, ранения, увечья советских солдат были бы напрасными. Это было бы предательством их подвигов, их жертв. Но Донбасс встал за того парня — погибшего на Великой Отечественной. Он не предал его подвиг, не осквернил его память.
На Украине запрещают русскую литературу. Плевать на уродов, которые хотят стать ещё более уродами. Пушкин, Толстой от этого не пострадают. Но как можно жить без Есенина, Лермонтова? Как? Без Твардовского? Эти его строки напрямую обращены к нам:
"Я убит подо Ржевом,
В безымённом болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте.
.
Летом горького года
Я убит. Для меня —
Ни известий, ни сводок
После этого дня.
.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
.
Неужели до осени
Был за ним уже Дон
И хотя бы колёсами
К Волге вырвался он?
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мёртвому — как?
И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.
.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — всё это, живые.
Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, —
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мёртвых проклятье —
Эта кара страшна.
.
Я убит подо Ржевом,
Тот ещё под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать — горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё —
В память воина-брата,
Что погиб за неё".
Если бы не подвиг Донбасса — Сталинграда наших дней, нас всех постигла бы страшная кара — проклятье погибших. Люди Донбасса нас всех, русских людей, сделали нацией героев.
Надо быть достойными их славы. Хотя бы попытаться.