Авторский блог Леонид Савин 00:02 26 февраля 2023

Землетрясение в Турции в геополитическом контексте

катастрофа произошла в год столетия образования Турецкой Республики

Любая катастрофа природного или техногенного характера всегда является вызовом для действующей власти - пострадавшие и общество в целом ожидает немедленных и, что самое важное, правильных действий со стороны своего правительство, внимательно отслеживая как заявления, так и действия представителей власти. Аналогичная ситуация сейчас сложилась и в Турции. Огромная трагедия, жертвами которой стали сотни тысяч человек (около 40 тысяч погибших) стала не только испытанием для всего турецкого народа, но и катализатором для политических баталий. При этом оппозиция стала действовать на опережение.

Вызовы для Эрдогана

Прежде чем Эрдоган появился на телевидении с обращением к нации, лидер крупнейшей оппозиционной Народно-Республиканской партии Турции Кемаль Киличдароглу заявил, что он отправится в Хатай вместе со своими коллегами, мэром Стамбула Экремом Имамоглу, мэром Анкары Мансуром Явашем и мэром Измира Тунч Сойер, которые победили выборах 2019 года кандидатов от правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Киличдароглу выступил с обращением к гражданам из Хатая поздно вечером 7 февраля. Резко контрастируя с обращением Эрдогана, Киличдароглу появился при свете запасного верхнего фонаря в городе, всё ещё без электричества, одетый полностью в черное, и без особых церемоний возложил вину за катастрофу на режим, сказав: “этот крах полностью является результатом систематической политики рантье. Здесь нет места для встреч с Эрдоганом, дворцом или этими бандами-рантье”.

Накануне землетрясения оппозиционная коалиция также анонсировала, что 13 февраля назовет своего кандидата, который будет баллотироваться против Эрдогана. Хотя были опасения, что внутри оппозиции будет раскол из-за споров, кто именно пойдет основным кандидатом, дни после землетрясения продемонстрировали единство. Это создает определенные риски для ПСР.

Турецкая журналистка Чейда Каран отмечает шесть ключевых аспектов, которые связаны с проблемами землетрясения и его последствий:

1) длительная задержка или отсутствие помощи пострадавшим со стороны государства. На этом сказались масштабы катастрофы, поэтому государство просто было не в состоянии помочь всем одновременно;

2) неадекватная реакция агентства по чрезвычайным ситуациям, которое находится в структуре МВД. Отсутствие необходимого спасательного оборудования и квалифицированного персонала;

3) Попытки цензуры критики в адрес правительства со стороны оппозиции и временная блокировка социальных сетей;

4) Противоречивое применение вооруженных сил Турции для ликвидации последствий землетрясения. В первые 24 часа было задействовано всего 3500 военных, тогда как в Сирии находится 50 тысяч турецких солдат и офицеров. Полевые госпитали ранее успели развернуть команды спасателей из России, Испании и Израиля;

5) Сложность в проведении выборов, назначенных на май. Эрдоган имеет мандат на перенос выборов только при условии войны, а нынешняя катастрофа создает ему негативный фон для получения большинства парламентских мест партии справедливости и развития;

6) Взаимосвязь с внешней политикой, поскольку накануне землетрясения у Турции обострились отношения со странами ЕС и НАТО. И, наоборот, происходило сближение с Сирией при посредничестве России.

Пятый пункт сейчас наиболее важен, поскольку по закону выборы не могут быть перенесены. Но сторонники отсрочки говорят, что есть другой способ: Высший избирательный совет, известный как YSK, последний арбитр в избирательных спорах, может вынести решение о том, что он не готов проводить выборы в 10 сильно пострадавших провинциях и на фоне беспрецедентного переселения избирателей в другие города. Действительно, в 1966 году YSK постановил, что местные выборы могут быть отложены после землетрясения, обрушившегося на восточные провинции за два дня до голосования, что сделало невозможным проведение выборов. Вероятно, что в ближайшее время и будет принято решение, а сейчас эмиссары ПСР прислушиваются к общественному мнению, чтобы не потерять свою репутацию.

Впрочем, Джеймс Райан из Инстутита исследований внешней политики (США) вообще связал урон от землетрясения с работой самой партии Эрдогана. Он пишет, что "причина, по которой это так тревожит Эрдогана, заключается в том, что природа этих десятков тысяч смертей — разрушенных бетонных многоквартирных домов — наносит удар по сути стратегии управления его партии… В спешке возводя огромное количество нового жилья турецкое правительство выдало сотни тысяч исключений из стандартов сейсмической безопасности по всей стране, включая 75000 зданий в районе, пострадавшем от этих землетрясений. В последнее десятилетие это развитие переросло в овердрайв, чтобы построить не только крупные новые жилые проекты, но и сомнительные “мегапроекты”, включая два новых моста через проливы Босфор и Дарданеллы, новый крупный аэропорт в окрестностях Стамбула и планируемый проект канала, предназначенный для обхода проливов через турецкую фракийскую провинцию. По большей части это строительство было оплачено за счет вливаний внешнего долга, большая часть которого поступила от союзников Турции в Персидском заливе, начиная с Катара и совсем недавно из ОАЭ и Саудовской Аравии. Посетители Стамбула за последние годы не могли не заметить скорость, с которой небоскребы и проекты застройки появляются по всему ландшафту — менее заметный, но не менее верный факт заключается в том, что это развитие происходило аналогичными темпами по всей стране, и особенно в быстро урбанизирующемся юго-востоке Турции, регионе, который также был принимал на себя социальную и экономическую тяжесть притока миллионов сирийских беженцев с 2011 года. Грубо говоря, правительство ПСР вкладывало в этот регион экономический и политический капитал на протяжении десяти лет, а он превратился в руины в течение нескольких часов".

Очевидно, что во всем этом будут обвинять Эрдогана. Хотя уже известно о задержании представителей строительных компаний, чьи дома оказались не столь надежными, чем другие, нужно учитывать, что этот бизнес вряд ли был бы возможен без покровительства властных элит. Принимать активные поиски козла отпущения будет оппозиция, которая в свое время лишилась различных привилегий.

Эрдоган не должен недооценивать и другие политические риски, в том числе возможную эскалацию конфликтов внутри страны. Исследование влияния землетрясений на внутригосударственные конфликты на основе статистического анализа 185 стран за период с 1975 по 2002 год показывает, что землетрясения “не только повышают вероятность конфликта, но и что их последствия сильнее при землетрясениях большей магнитуды, поражающих более густонаселенные районы стран с более низким валовым внутренним продуктом а также ранее существовавшие конфликты”.

Автор исследования пишет, что “хотя многие ученые, политики и организации по оказанию помощи предполагают, что стихийные бедствия объединяют группы и ослабляют конфликты, землетрясения на самом деле могут стимулировать внутригосударственные конфликты, вызывая нехватку основных ресурсов, особенно в развивающихся странах, где конкуренция за дефицитные ресурсы наиболее интенсивна”.

Внешние оценки

Эрол Яйбок из Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон) заостряет социальную проблематику. Он отмечает, что помимо первой активной фазы поисково-спасательных работ физическое и психологическое воздействие на людей будет гораздо сильнее и продолжительнее. Поэтому международным донорам и неправительственным организациям необходимо будет извлечь уроки из других стихийных бедствий (например, цунами или ураганы), чтобы научиться координировать помощь, повышать устойчивость на местном уровне, а также использовать и укреплять местные структуры реагирования.

Также в дополнение к человеческим жертвам, вызванным землетрясением, масштабы разрушений означают, что все усилия по оказанию помощи будут сложными из-за заблокированных дорог, поврежденных мостов, перебоев со связью и электроснабжением, нехватки продовольствия и воды и других критических сбоев...

Сам Газиантеп является экономическим и политическим центром региона, который буквально находится на переднем крае после начала гражданской войны в Сирии в 2011 году. Из почти 3,8 миллиона зарегистрированных беженцев в Турции более миллиона сирийцев проживают в районе турецко-сирийской границы, почти полмиллиона только в Газиантепе. И последствия землетрясения еще больше усугубят и без того напряженную обстановку. Для сирийских беженцев землетрясение создает новую травму поверх старой.

Эксперты RAND, которые рассматривают землетрясение и его последствия с различных опций международной политики.

Джесси Рипосо пишет, что "текущие оценки экономических последствий стихийного бедствия включают потери жилья почти на 70 миллиардов долларов и еще на 10,4 миллиарда долларов экономических потерь. Эти предварительные оценки, вероятно, не соответствуют общему ущербу, поскольку для полной оценки и установления общей стоимости возмещения могут потребоваться месяцы. Эти расходы, по-видимому, обусловлены некачественным строительством многих объектов недвижимости, что может привести к судебным искам и послужит суровым напоминанием о важности внедрения более устойчивых строительных норм и стандартов. По мере того, как Турция предпринимает шаги по восстановлению, они должны подумать о том, как они будут обеспечивать более строгое внедрение и соблюдение правил безопасного строительства".

Говард Шатц затрагивает более политически чувствительную тему, отмечая, что "помощь Сирии представляет собой гораздо более сложную проблему. Наибольший ущерб был нанесен в районах Сирии, которые частично контролируются Турцией и связанными с ней повстанческими группировками, включая признанную в РФ террористической группировкой "Хайат Тахрир аш-Шам".

Несмотря на это помощь необходима. Шатц предлагает задействовать группу, известную как "Белые каски". Соединенные Штаты входят в число многих стран, которые поддерживают эту организацию. Однако известно, что это провокаторы, которые на самом деле делали ложные инсценировки для того, чтобы обвинить правительство Асада.

Не является ли призыв Шатца попыткой использовать трагедию для очередных диверсий? Это вполне возможно. Тем более, что Шатц одним из вариантов оказания помощи называет "воздушные переброски припасов "Белым каскам", скоординированные заранее. Это может включать в себя жизненно необходимые продукты питания, воду, медикаменты и укрытия, такие как утепленные палатки". И, вероятно, новые материалы для диверсий и провокаций, включая оружие.

Также в качестве альтернативного варианта предлагается использовать коридор через иракский Курдистан и возглавляемую курдами автономную администрацию Северной и Восточной Сирии. Для этого нужны переговоры о пересечении линий контроля либо с группировками, возглавляемыми Турцией, либо с сирийским правительством.

Здесь очевидно непонимание Шатцом реальной обстановки в Курдистане. Иракские курды не сотрудничают с сирийскими курдами. И даже когда была угроза от ИГИЛ (запрещенная в РФ организация) сирийские курды не взаимодействовали с иракскими. Какие уж тут коридоры для гуманитарной помощи. Хотя сам курдский вопрос тоже нужно ставить, поскольку в Турции пострадали не только этнические турки, но и курды, которые в большом количестве проживают в восточной части страны. В упоминаемом Газиантепе около полмиллиона населения - это этнические курды.

А Джеймс Шир замечает, что "Турция сталкивается с проблемой “перегруженного доступа”. Сирия, безусловно, более подвержена этому; но воздушные, морские и сухопутные транзитные маршруты Турции перегружены огромным притоком гуманитарной помощи. Их первоначальный подход, когда предполагалось проводить работы в порядке очереди, просто не сработал. Также, по-видимому, существует необходимость взаимодействовать с Турцией в отношении методов безопасного восстановления. Турции, возможно, потребуется начать с оценки пригодности для жилья зданий, которые все еще построены, но являются хрупкими. Кроме того, возникает проблема мониторинга и обеспечения соблюдения строительных норм, а также сейсмической модернизации существующих сооружений до следующего крупного землетрясения".

Вероятно, что найдутся государства, которые захотят на определенных условиях помочь решить указанные проблемы.

Дипломатия землетрясений

Любые стихийные бедствия, конечно же, показывают кто является настоящим партнером и другом пострадавшей стороны, а кто использует эту ситуацию для извлечения определенных интересов.

В этом контексте Фехим Тастекин пишет, что «дипломатию землетрясений также использует Израиль, который недавно восстановил связи с Турцией. Президент Израиля Исаак Херцог позвонил Эрдогану вскоре после первого землетрясения, а министр иностранных дел Эли Коэн встретился с президентом Турции в Анкаре во вторник... Ожидается, что все эти шаги придадут импульс процессу нормализации, который официально стартовал в конце декабря, когда новый посол Израиля в Анкаре вручила Эрдогану свои верительные грамоты. Союзники по НАТО, такие как Франция и Соединенные Штаты, которые часто враждовали с Эрдоганом, также предложили поддержку, как и Финляндия и Швеция, чьи заявки на членство в НАТО блокируются Турцией.

Китай, чье отношение к уйгурской общине часто бросало тень на двусторонние отношения, завоевал сердца Турции, отправив 467 спасателей и высокотехнологичное оборудование.

Россия, чьи связи с Турцией были смесью сотрудничества и конфликтов, направила спасательную команду из 401 человека - пятую по численности после Азербайджана, Испании, Китая и Израиля. Нечирван Барзани, президент регионального правительства Иракского Курдистана, который поддерживал тесные связи с Анкарой, но часто испытывал на себе последствия турецких военных операций на территории Курдистана, также отправился в пострадавший от землетрясения регион, чтобы продемонстрировать солидарность».

Однако в дипломатии важны не только факты, но и подача информации. Имея преимущество в стратегических коммуникациях и контроле над глобальными СМИ, западные державы вполне могут выдать желаемое ими за действительное. Усердие и безвозмездная помощь других стран, таким образом, будет оттеснена на задний план.

Показательно, что катастрофа не привела к какому-либо смягчению позиции Турции в Сирии, северные регионы которой, включая контролируемый турцией Африн, также пострадали от разрушений. Анкара отказалась пропускать сирийцев в Турцию, но согласилась вновь открыть на три месяца два пограничных перехода в дополнение к одному на границе с Идлибом, чтобы обеспечить поток координируемой ООН гуманитарной помощи. Все три пограничных перехода ведут в районы, контролируемые повстанцами, в то время как те, которые контролируются сирийским правительством, и те, которые ведут в районы, контролируемые курдами, остаются закрытыми. Автоколонны с гуманитарной помощью с северо-востока, контролируемого курдами, в течение нескольких дней блокировались поддерживаемыми Турцией повстанцами, прежде чем смогли добраться до пострадавших от землетрясения районов на северо-западе, причем курдские источники обвиняли именно Турцию.

Также Анкара не смягчила свою позицию по западным странам, в частности уже после землетрясения было объявлено, что Турция не ратифицирует приём Швеции и Финляндии в НАТО.

Распространяются и конспирологические версии о том, что землетрясение стало результатом применения сейсмологического оружия со стороны США. Такие нарративы тоже нельзя недооценивать. В Турции достаточно много сторонников различных теорий заговоров, а с другой стороны мусульмане (причём, не только в Турции), видят в данном землетрясении апокалиптические предзнаменования. Согласно исламу подобные стихийные бедствия являются Божественным провидением и служат напоминанием верующим о своем бытие. Пророк Мухаммед говорил, что землетрясения являются предупреждением от Всевышнего, поэтому верующие должны молится и просить Его о снисхождении. С этим также связывают тот факт, что катастрофа произошла в год столетия образования Турецкой Республики.

Теоретически текущую проблему можно разложить на составляющие и тщательно их проанализировать. Гораздо сложнее действовать на практике, особенно если говорить о российско-турецких отношениях с позиции геополитических интересов Москвы. Как минимум, российская гуманитарная помощь оказала действенную поддержку непосредственно во время горячей фазы спасательных операций. Теперь настаёт момент для дипломатических предложений и информационной работы на этом сложном участке региона.

Публикация: Katehon

1.0x