Состоявшийся на прошлой неделе визит министра обороны РФ Сергея Шойгу в Латинскую Америку стал открытым вызовом традиционному доминированию США на южноамериканском континенте.
Прежде всего речь стоит вести о постепенном качественном изменении всей геополитической ситуации в этом регионе планеты в целом, поскольку с каждым новым соглашением о военном и военно-техническом сотрудничестве с РФ (а подобные соглашения в ходе визита были подписаны и в Венесуэле, и в Никарагуа, и на Кубе), с каждой поставкой современных систем ПВО, авиационных комплексов, артиллерии или танков соотношение сил продолжает меняться — и явно не в пользу США, пока не сформулировавших ответы на возникающие вызовы.
В Каракасе обсуждалось исполнение контрактов, в ходе которого Венесуэла уже получила и продолжает получать средства радиоэлектронной разведки, современные системы ПВО, включая С-300ВМ и Тор-М1, танки Т-72Б1, боевые машины пехоты БМП-3М и бронетраспортеры БТР-80А, самоходные артиллерийские установки "Мста-С", реактивные системы залпового огня "Град" и "Смерч", самоходные миномёты "Нона-СВК", вертолёты огневой поддержки Ми-28НЭ и истребители Су-30МК2. По оценке министра обороны Венесуэлы Падрино Лопеса: "В области ПВО мы были практически беззащитны. Но после того, как мы получили некоторые средства ведения радиоэлектронной разведки и ракетные комплексы, мы можем дать адекватный ответ любой угрозе".
В Манагуа Сергей Шойгу принял участие в открытии топографического центра, не только построенного российскими специалистами, но и укомплектованного оптикой и цифровым оборудованием российского производства, а также подписал с главнокомандующим армией Никарагуа Хулио Авилесом соглашение об упрощенном порядке заходов российских военных кораблей в порты — теперь российский флот сможет увеличивать сроки нахождения в портах Никарагуа, приходить на дозаправку и на временный отдых. В соглашении содержится положение об уведомительном посещении российскими военными кораблями двух крупнейших портов страны: тихоокеанского Коринто и атлантического Блуфилдса. По оценкам, одной из главных тем сотрудничества с Манагуа в ближайшие годы может стать обеспечение Вооруженными Силами РФ безопасности Никарагуанского канала — порт Блуфилдс находится вблизи от того места, где запланировано начало строительства. По расчетам экспертов, Никарагуанский канал сможет пропускать не только вдвое больше судов и кораблей, чем позволяет построенный почти сто лет назад Панамский канал, но и установить новый стандарт мирового судостроения, вместо привычного Panamax. Сообщается также о том, что Россия намерена создать в Никарагуа мобильный цифровой топографический центр, имеющий в своем составе комплексы спутникового навигационного оборудования (в т.ч. и наземные станции "ГЛОНАСС"), которые позволят армии Никарагуа — видимо, в кооперации с Вооруженными Силами РФ — хранить, анализировать и использовать соответствующие объёмы информации.
Повестка вопросов оборонного и военно-технического сотрудничества на переговорах в Гаване подробно не освещалась, но можно предполагать, что продолжалось обсуждение возобновления деятельности центра электронной разведки в Лурдесе, а также вопросы возможного строительства базы российского Военно-морского флота — о чем Шойгу упоминал в феврале прошлого года. "Наши отношения в военной сфере конструктивно развиваются. Признательны кубинской стороне за прием, оказываемый российским военным кораблям и судам во время захода в порт Гаваны. Заинтересованы в расширении сотрудничества в военно-морской области", — заявил министр обороны РФ в ходе встречи с председателем Госсовета и Совета министров Республики Куба Раулем Кастро.
В целом латиноамериканский визит С. Шойгу вновь подтвердил то значение, которое придает руководство России постоянному и неуклонному развитию оборонного и военно-технического сотрудничества со странами этого региона, а также ярко продемонстрировал объективную и насущную необходимость вывода отношений с ними на новый, качественно иной уровень.
Фото Министерства Обороны РФ