Законом Российской Федерации о поправке к Конституции от 14 марта 2020 года введена статья 67 - 1. Второй пункт этой статьи гласит: "Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство." За поправку высказались 77,92 % граждан, принявших участие в голосовании. Поскольку Конституция является не художественным произведением, а Основным Законом нашего государства, то с этого момента вопросы религии стали компетенцией не только церкви, но и предметом ответственности политиков и государственных чиновников, которые должны осмыслить это явление, не ограничивая представление о нём церковными канонами, и определить своё место и свою роль в реализации этой статьи Конституции. Если мы приняли от предков веру в Бога, значит мы признаем Его Бытие. Бог, согласно религиозных взглядов, является Творцом вселенной, следовательно преображение Мира направляется промыслом Божиим.
Однако в предыдущем столетии в Советском Союзе, преемницей которого стала Россия, почти три поколения граждан выросли с идеей атеизма. Где истина? Что в действительности наполняет души граждан России? Каков сегодня дух нашей страны? Для того, чтобы это понять, необходимо оглянуться на определённый исторический отрезок развития нашего государства.
После падения в 1453 году православного царства Византия в Москве в конце XV-го и начале XVI веков появились идеи о том, что Константинополь, который назывался вторым Римом, пал, и Москва должная стать третьим Римом, а четвёртому не бывать. Эту мессианскую идею систематизировал монах Псковского монастыря Филофей, который обратился с письмом к Государю всея Руси Василию III. В этот период шло становление Российского государства, и как в детские годы по поведению и увлечениям ребёнка можно определить его призвание в этой жизни, так по распространившимся идеям о том, что Россия должна стать средоточием не только силы материальной, но и духовной, можно было предположить судьбу государства Российского.
Идеи духовности и Богоизбранности России придерживались венценосные особы. Так в начале ХIХ века император и самодержец всероссийский Александр Первый, которого нередко посещали мысли об установлении мира во всём мире, и которого называли Благословенным, явился одним из основателей Священного союза, установившего мир во всей Европе.
В середине ХIХ века передовые мыслители России начали обсуждать место и роль России и её предназначение в мире. Как часто бывает в таких случаях, появились два течения: славянофилы и западники. Дальнейшее развитие русская идея, уже с использованием данной терминологии, получила в трудах русских философов второй половины ХIХ века и первой половины ХХ. Наиболее яркими её представителями того времени можно назвать Бердяева Н.А., Соловьёва В.С., Ильина И.А.
Бердяевым на тему русской идеи были написаны работы "Самопознание", "Судьба России", "Русская идея", в первых строках которой автор формулирует стоящую перед ним задачу: "Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея".
Наиболее глубоко и всесторонне Русскую идею поработал Соловьев В.С., которого называли российским Платоном и российским Гегелем, а его вклад в русскую философию сравнивали с вкладом Пушкина в русскую литературу. Философия Соловьева начинается не с понятия небытия, как противопоставления бытию у Гегеля, а с понятия сущего, абсолютного первоначала. То есть абсолютное начало мира есть Бог. Он же - источник его единства.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая 29 января 2016 года в Совете Федерации, назвал Соловьева русским философом номер один. В этом же выступлении он привёл слова Господа из откровения Иоанна: "Се творю, всё новое". При этом обратил внимание на то, что Он творит новое, а не уже сотворил новое.
Главной работой Соловьева, в которой глубоко и системно сформулированы основные вопросы развития жизни и человека, является его труд "Чтения о Богочеловечестве". Его идеи о Богочеловечестве и смысле мирового процесса остаются актуальными и сегодня, а может быть, сегодня актуальны как никогда. Открывая свои чтения в 1878 году, Соловьёв сказал: "Я буду говорить об истинах положительной религии - о предметах очень далеких и чуждых современному сознанию, интересам современной цивилизации. Интересы современной цивилизации - это те, которых не было вчера и не будет завтра. Позволительно предпочитать то, что одинаково важно во всякое время". Давая оценку общественно политической ситуации того времени, он указывает, что социализм, за которым стоит либеральная идея, является исторически оправданной силой, которой принадлежит на Западе ближайшее будущее. И далее он пишет, что когда на Западе социальная революция достигнет победы и, достигнув победы, Запад увидит бесплодность этой победы, увидит свою собственную несостоятельность, невозможность основать согласный и правильный общественный строй, осуществить правду на основаниях условного преходящего бытия.
В чём Соловьёв видит истину? Он её видит в устройстве и развитии Мироздания. Взяв за основу учение Платона об идеях и анализируя космогонический и теогонический процессы, Соловьёв приходит к выводу, что Мироздание имеет материальный, видимый мир, который он называет условным, и невидимый мир идей, который он называет безусловным. Соловьев указывает, что в мире идей всё находится в гармонии и всеединстве. В материальном мире идёт процесс гармонизации, но он ещё далеко не завершён. И великий смысл исторического процесса - постепенная реализация идеального всеединства в материальном мире. Следовательно творение мира продолжается, и каждый отдельный человек и все человечество являются участниками этого процесса, участниками реализации идеи жизни.
Сегодня в России по статистике 85 % населения исповедуют ту или иную религию, 10% считают себя духовными людьми, но не относят какой-либо религии, и только 5% являются атеистами. Следовательно, сегодня можно смело утверждать, что народ нашей страны готов принять и жить в соответствии с идеей всеединства. Таков дух России сегодня. Перекладывая идеи Соловьева на современный политический язык, можно сформулировать Современную Национальную Идею России - Идею Всеединства - следующим образом.
Наступают времена и сроки и мы, граждане Российской Федерации, объединённые общей историей нашего Отечества, опираясь на идеи и выводы наших мыслителей, главные положения основных религиозных конфессий, многовековые народные традиции, исходя из ответственности за судьбу своей Родины и всей планеты, стремясь к миру и согласию всего мирового сообщества, частью которого мы являемся, перед лицом Единого Бога заявляем о нашей Современной Национальной Идеи России - Идеи Всеединства.
1. Мы любим Господа Бога нашего, являющегося источником всеединства.
2. Мы любим ближних своих как самих себя.
3. Мы свободно и творчески стремимся к познанию истины во всей её полноте.
4. Будем всегда справедливы и совершенны духовно и нравственно.
5. Мы трудимся в соработничестве с Творцом, соблюдая семейные традиции, созидая добрые дела, проявляя заботу друг о друге, повышая благосостояние всех и каждого, укрепляя здоровье, развивая культуру, оберегая природу, создавая красоту и гармонию земную.
6. Мы, являясь патриотами России и стремясь к укреплению гражданского общества и государства, с признанием и любовью относимся к всеединству всего Мира во всём его многообразии. Объединение и развитие мирового сообщества видим на основе равноправия, доверия и уважения друг к другу.
7. Мы - за мир и согласие между народами и поддерживаем Организацию Объединённых Наций как основной международный формат сотрудничества по укреплению безопасности на Планете, но всегда будем активны против зла и насилия.
Сегодня в мире налицо мировоззренческий кризис, откуда вытекают катастрофические последствия. Из кризиса необходимо выходить. В 2020 году сопредседатель Римского клуба Андерс Вийкман признал, что Старый Мир обречён, Новый Мир неизбежен. При этом он добавил, что отныне Мир должен принять Новый Путь - ведущий к общей справедливости и гармонии социума, экономики и природы.
На мой взгляд, далее - дело за Россией. Мы должны взять на себя эту нелёгкую миссию и помочь Западу освободиться от устоявшихся предрассудков, которые они почитают за святыни. Идея Всеединства будет служить дальнейшему развитию, совершенствованию и единению не только граждан, народов и конфессий России, но и всего мира. Вокруг этой идеи на планете начнёт формироваться новый миропорядок - миропорядок мира и согласия. Думаю, что по мере реализации идеи Всеединства, трансформации мирового сообщества и преображения людей на нашей Планете начнут утихать природные катаклизмы и отступит пандемия.