Авторский блог Алексей Ананченко 16:48 11 августа 2017

Здесь и сейчас!

зачем вести «летопись» современности

Мир наш принципиально изменился, и распад СССР — вовсе не самое большое его изменение. Мы не успели узнать и понять, в каком мире мы жили раньше. Новый мир мы тоже не знаем. Тем более пока он так и не сложился. Он может исчезнуть ещё быстрее, чем старый. Новый мир при всей своей реальности — это скорее пока социальный мираж, чем реальность.

Необходимо рассказать о том комплексе проблем, которые ещё не возникли или не обнаружились, но скоро встанут во весь свой рост перед историками — и не только в нашей стране. Возникли эти проблемы в исторической науке и образовании, но коснутся они всех. Ведь речь идёт не просто об одном из наших знаний о мире. Речь — о нашем сознании и самосознании, представлении о смыслах жизни, о добре и зле. Речь — о содержании ядра нашей личности, того знания и понимания о мире, которое, как в сказке про Змея Горыныча, при уничтожении маленькой "иголки в яйце" приводит к его гибели.

Перечислю только небольшой набор возникших проблем:

— большинство стран не имеет и уже не обретёт научно выверенные национальные истории. Множество развитых стран утрачивают национальные истории, историческое самосознание. Это рассматривается и как важный элемент формирования пост-национального глобального человека;

— у людей утрачивается историческое сознание, понимание эпохи, исторического места страны и идущих социальных процессов, связи времён. Утрачивается историческая самость личности. Историческое самосознание заменяется любым частным групповым, не имеющим исторической субъектности, — будь то гендерное, сексуальное, возрастное, потребительское или сектантское;

— исторические исследования сосредоточены на прошлом, но возникла новая проблема, когда прошлое стало другим и продолжает изменяться на наших глазах, как бы парадоксально это ни звучало. И это означает не просто то, что любое прошлое уже по определению иное. Дело в другом: где и как искать это прошлое, как его реконструировать и для чего?!

Сегодня история рассматривает архивы как один главных источников сведений о прошлом, как основание исследований прошлого. Но настоящее, в котором мы живём, даёт новую реальность, новый масштаб анализируемой реальности и меняет роль и значение архивов в реконструкции прошлого. Сейчас появляется во всё увеличивающихся масштабах несуществующая реальность исторических событий и процессов, которая так же официально, информационно и событийно представляется различными субъектами.

Сегодня такие ложные события и явления в большом объёме существуют практически во всех конфликтных зонах мира. Можно вспомнить Югославию, расширение ЕС и НАТО на восток, распад СССР, Ирак, Ливию, Иран, или историю России в последние десятилетия. Эти ложные фейк-новости часто являются определяющими для последующих событий и процессов, выступают как разрушительное оружие. Сегодня есть ограничения и запреты для биологического, химического или ядерного оружия. А вот для информационного, психологического, духовного оружия запретов нет, хотя последствия от него страшней.

К этому надо добавить продолжающееся уменьшение субъектов истории и заинтересованность сохранившихся в разрушении национальных историй или в превращении их в фэнтези (пример Украины) с последующим шоковым выведением из исторического сознания вообще (уничтожение исторической субъектности).

Если всё это кратко подытожить, то можно констатировать, что мы живём в мире, где утрачивается, вытесняется и разрушается историческое сознание, оно заменятся на любое другое частное, не связанное с исторической субъектностью. Возникла проблема самой исторической реальности: как отделять реальную историю от такой же количественной масштабной, но придуманной, манипулируемой, несуществующей, ложной, но информационно существующей и документированной. Есть специальный научный анализ исторических источников, который называется "критикой источников" и позволяет определить степень их достоверности и возможности использования в воссоздании исторического прошлого.

Но наша превращающаяся в прошлое современность существенно усложнила такие возможности в будущем не только технически, не только масштабом создаваемой ложной современности, но и тем, что в будущем может исчезнуть или свестись к минимуму количество исторических субъектов, заинтересованных в восстановлении подлинной истории. Новый мировой порядок (или беспорядок — неважно) не предполагает сохранения национальных историй. Могут быть занимательные картинки, игры или даже этнические развлечения на уровне туризма по несуществующим как исторические субъекты нациям, но не национальные истории, идеи и смыслы. Появится не только ювенальная юстиция, но и историческая юстиция, не дающая возможности соединить существование этносов, цивилизаций с их памятью, ценностями и смыслами.

Как сегодня происходит разрушение ценностей, мы видим на примере ювенальной юстиции, разрушения и запрета семейных технологий передачи главных ценностей жизни, отношения к людям, понимания добра и смыслов жизни. Такие же технологии разрушения используются для исторической памяти, в том числе национальной и семейной, и исторического знания. Сегодня мы прекрасно видим, как стремительно исчезает в Европе память о Второй мировой войне. Уходят старые поколения, а новые не получают правды об этой войне; любые фантазии на эту тему приветствуются, искажения событий — тоже. Главное — разрушить память: историческую, нравственную, духовную.

Новые технологии тоже изменяют наши отношения с прошлым, источники событий о нём, систему анализа событий прошлого и систему их проверок, критики. Большое количество несуществовавших событий окажется и уже оказывается в различных социальных системах хранения, легитимизированым через официальные государственные и иные структуры. Кроме критики исторических источников становится важной для исторической науки критика текущих событий с точки зрения их существования, бытия (как сказали бы философы), становится важным создать систему различения реальных событий и ложных, фантазийных, фейк-новостей.

Для нашей современности оказывается важной новая парадигма: чтобы знать прошлое, надо оставить и защитить реальную память о настоящем. Эта задача никому особо не нужна или не осознаётся действующими сегодня в мире субъектами истории. Но она может оказаться профессионально и нравственно важной для историков и людей, занимающихся изучением различных социальных явлений, процессов и сфер, будь то социологи, политологи, экономисты или культурологи.

Для того, чтобы история сохранилась, а в будущем могла состояться правда о прошлом, необходима фиксация современными историками существующей реальности. Важным оказывается наладить постоянный профессиональный мониторинг текущих реальных исторических событий.

Конечно, и раньше встречались фальсификации событий или фактов. Но они не могли носить характер массовой фальсификации или подмены реальности. Сегодня ситуация изменилась, появились и заинтересованные участники истории, и технические возможности.

Задача состоит в том, чтобы создать мировую (а сначала национальную), профессиональную систему формирования базы данных действительных событий и процессов в режиме реального времени. Историки должны создать параллельную базу данных современных событий, куда будут попадать только реальные события во всех сферах жизнедеятельности общества и во всех странах и регионах мира. По сути, это возрождение в современных условиях и на современной программной, технической основе "летописей" или "хроник" событий.

У фейка, информационной и духовной манипуляции должны появиться видимые границы. Вещи начинают различаться с тенями только тогда, когда появляется солнце. То же самое с историей мнимой и реальной: появление освещения событий профессиональной "летописью" будет отодвигать создаваемые "тени", фейковую историю на обочину исторического процесса.

Оказывается, что не только мозг или наша планета в своём развитии включают предшествующие структуры как необходимое условие своего восходящего движения. Развитие науки, в том числе исторического знания, тоже часто нуждается в том, чтобы включать прошлые структуры получения, обработки и передачи информации, знания в своё сегодняшнее существование в качестве необходимого и обязательного. Вот так мы подошли и к тому, что должны быть не только теми, кто пользуется летописями прошлых веков, но и сами стать коллективными летописцами современности.

1.0x